Число инфицированных коронавирусом в Кыргызстане растет. На 29 июня по республике зарегистрировано 269 новых случаев. Общее число зараженных выросло до 5017. В больницах нет мест, пациенты с положительным тестом вынуждены лечиться дома, врачи не справляются с этой нагрузкой. Горячая линия по диагностике на COVID-19 - 118 и Служба скорой медицинской помощи - 103 перегружены. Ординаторы не успевают отвечать на все поступающие звонки. Народ встревожен, некоторые жители от безысходности вымещают свою злость и обиду на операторов колл-центра и врачей. Чтобы хоть как-то помочь коллегам, многие медики начали бесплатно оказывать онлайн-консультации. На помощь «Героям в белых халатах» пришли и обычные граждане. Так, на днях основатель «Попутка КГ» Азалия Азатова открыла в Telegram группу – «Врачи онлайн».
Канал был создан пару дней назад, и уже сегодня на него подписаны свыше 94 тысяч человек. Среди подписчиков оказались не только наши граждане, но и казахстанцы. В этой связи специалистами из соседней страны была организована аналогичная площадка.
Корреспондент «Кабара» связался с Азатовой и работниками здравоохранения, которые согласились консультировать людей, несмотря на свою занятость.
- Азалия, как у вас возникла идея открыть группу «Врачи онлайн», что сподвигло?
- У меня уже год работает группа для новоиспеченных родителей, где можно проконсультироваться с педиатрами. Перед нами стояла цель – создать открытую площадку, в которой можно задать интересующий вопрос и просто понять, к каким врачам нужно обращаться.
С данной группой то же самое. Очень много тех, кто спрашивает советы на разных форумах. В итоге им рекомендуют пить антибиотики. А этого самостоятельно делать категорически нельзя! Вот и решила, что сейчас нам тоже нужно открытое общение с врачами, чтобы они знали точно, что делают все правильно. Ну и, естественно, я надеялась, что таким образом линии 103 и 118 немного разгрузятся, и туда смогут дозвониться люди с тяжелыми заболеваниями.
- Вы запустили «Врачи онлайн» 25 июня. За четыре дня к чату присоединились свыше 88 тысяч человек. Сложно модерировать? Как вы успеваете за участниками, к тому же у вас есть и другие группы, за которыми вы следите?
- Да, у меня уже 4-й год работает «Попутка». Поэтому решилась на очередной проект.
Модерировать очень тяжело. Я эти два дня только и сижу в телефоне. Спасибо моей семье за понимание. Морально очень выматывает. У нас есть отдельно команда-модераторов, с которыми в конце дня мы хотим вместе посидеть и поплакать: от усталости, от ситуации в стране, от беспомощности граждан и от загруженности врачей.
- Как вы находили врачей и как они согласились консультировать? Ведь обычно в больницах за это берут деньги.
- С каждым врачом переписывалась, просила помочь. Объясняла всю суть. Многие сразу же согласились. Были, конечно, те, кто просто игнорировал меня.
Самое удивительное, откликнулись врачи, которые днем на дежурстве, в очагах заражения, и в свое свободное время отвечают нам онлайн. Они и есть те самые герои, которые спасают наши жизни, невзирая на обстоятельства. Стоит отметить, я искала врачей только вначале, сейчас они сами проявляют активность и пишут, что готовы помочь.
- Во время нашей беседы участников канала стало на несколько тысяч больше. Итог – 94 330. Цифры меняются каждую минуту. Вы ожидали, что будет такой наплыв?
- Вообще нет. Я была в шоке от первых 15 тыс. Сейчас не знаю, что мне с этим чатом делать. Значит, все настолько плохо.
- Вы запустили чат-боты в мессенджере. Вы получаете вопросы и рассылаете их по врачам?
- Да. Потом ответы врачей модераторы отправляют на канал «Ответы». Мы надеемся, что люди, получив необходимую информацию, перестанут паниковать
- Вам кто-то помогает вести канал из специалистов?
- Да, ее зовут Дамира. Она по образованию медик. Мы двигаемся вместе - я отвечаю за настройки в Telegram и распространение информации, а она по медицинским вопросам. К примеру, о том, что врач не может онлайн назначать лечение, я узнала от нее. Без нее я бы позволила врачам прописывать лекарства.
Во время интервью Азатова отметила, что лекари в чате не назначают лечение, канал выполняет роль справочной.
Поговорили с медиками группы «Врачи онлайн». Они прокомментировали, как нынешняя ситуация с COVID-19 отразилась на их жизни.
Для справки: на сегодня в Кыргызстане у 739 медицинских работников выявили коронавирус, из которых вылечились 420.
Элнура Эсенбекова – терапевт, живет в городе Москва. О существовании группы врач узнала случайно, в тот же час она написала администраторам канала, что они могут рассчитывать на ее помощь.
- Можете рассказать о себе.
- Родилась в городе Нарын. Училась в КГМА имени Ахунбаева, далее поступила в ординатуру в РНИМУ имени Пирогова. Ординатуру проходила в РГНКЦ по специальности терапия.
Друг скинул ссылку на канал и сказал, что там идут онлайн-консультации. Я сама написала Азалие, что могу в свободное время консультировать пациентов.
- В первые дни участники группы обращались к вам, врачам, прямо в чате. Сейчас - через ботов. Как теперь проходит процесс консультации?
- Азалия сортирует и отправляет сообщения. Я отвечаю, потом она выкладывает в общий чат.
- Судя по вопросам в чате, многих беспокоит повышенная температура и боли в горле. Можно ли сказать, что большинство граждан подозревают у себя коронавирус?
- Да, и это правильно. Согласно рекомендациям, любое ОРВИ следует расценивать, как подозрение на COVID-19.
- Благодарят ли вас за то, что вы проводите консультацию бесплатно?
- Как-то не обращаю на это внимание. Благо, есть знания. Спасибо моим любимым врачам и научным сотрудникам из РГНКЦ, что так меня обучили и продолжают обучать. И есть опыт работы с больными COVID-19, то почему бы не помочь своему народу и врачам снять хоть какую-то нагрузку. Я делаю свою работу и мне нравится.
Бермет Естебесова – пульмонолог высшей категории. Раньше работала под руководством профессора Талантбека Сооронбаева. Сейчас она терапевт в военной поликлинике государственного комитета по делам обороны КР.
- Сколько лет вы работаете пульмонологом?
- Стаж работы 13 лет.
- В сетях жалуются, что больницы перестали принимать пациентов. Нет мест. Службы 103 и 118 не успевают отвечать на звонки граждан. В вашей практике было подобное?
-Такого как сейчас, конечно, никогда не было.
- Как проходят дежурные сутки?
- Я работаю днем в поликлинике с 8.00 до 18.00. Принимаю действующих военнослужащих, членов их семей, а также военных пенсионеров. За последнюю неделю среди наших военных зафиксировано большое количество заболевших, в том числе пневмонией.
- Почему решили вступить в группу «Врачи онлайн» и консультировать? Вы успеваете отвечать?
- Учитывая сложившуюся ситуацию, когда пациенты не имеют доступа к медицинской помощи, хочется помочь, чтобы уменьшить количество осложненных ситуаций.
- Вы сталкивались с пациентами, инфицированными коронавирусом?
- Сначала пандемии и до организации этого чата около 40 пациентов с ковид и пневмонией, в том числе приехавшие из России, Казахстана. Слава богу, результат хороший - вылечились. За последние дня встретила около 50 челочек с вероятной пневмонией, из них COVID-19 положительный у шести.
- Спасибо большое, что выделили свое время и ответили на вопросы. Хочу выразить огромную благодарность за ваш труд и терпение.
Беседовала Тумара Туратбекова
Комментарии
Дина 4 years ago
Зашла в телеграм на консультацию врачей, там нарисано: запрещено писать Сообщения. Во всех группах где врачи. Уже не консультируют ?
Ответить
Оставить комментарий