Бишкек, 24.10.18. /Кабар/. Совершенствование Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) для максимальной защиты союзного рынка от опасной продукции, снижения технических барьеров и выпуска в странах Союза товаров, обладающих высокой конкурентоспособностью на мировом рынке, – такую цель ставят перед собой Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), правительства и предприниматели государств-членов. Об этом заявил член Коллегии (министр) по техническому регулированию ЕЭК Виктор Назаренко на круглом столе «Совершенствование положений Договора о ЕАЭС в сфере технического регулирования. Мнение бизнес-сообщества», который прошел в рамках Международного форума «Евразийская неделя» в Ереване 23 октября.
«Обеспечение безопасности продукции – одна из основных задач Комиссии, которую она решает вместе с государственными органами, учеными и предпринимателями стран ЕАЭС, – подчеркнул Виктор Назаренко. – Переход на единые техрегламенты и стандарты позволяет союзным государствам говорить на одном языке, работать по единым правилам, ежедневно наполняя рынок множеством самых различных и безопасных товаров».
По словам члена Коллегии ЕЭК, механизмы, заложенные в техническом регулировании, способствуют устранению во многих случаях искусственно созданных барьеров в торговле, являющихся серьезной проблемой для бизнеса. Единая правовая база ЕАЭС помогает достижению этих целей.
Комиссия приняла 46 техрегламентов с момента создания Союза. Они регулируют безопасное обращение на едином рынке значительной части взаимопоставляемой продукции: от сжиженных углеводородных газов, нефти, минеральных удобрений и локомотивов до одежды, пищевых продуктов, питьевой воды и игрушек. Речь идет примерно о 85% товаров союзного рынка, сотнях тысяч наименований.
В разработке – еще порядка 12 техрегламентов, имеющих ключевое значение для развития экономик стран Союза. 39 принятых техрегламентов уже вступили в силу. В ноябре этого года начнет действовать техрегламент «О безопасности оборудования для детских игровых площадок». В 2019 году вступят в силу еще два, а в 2020–2021 годах – три новых технических регламента.
Как показала практика применения вступивших в силу единых техрегламентов, для достижения установленных в них обязательных требований необходимо четкое взаимодействие Комиссии с органами власти стран Союза, особенно при решении ситуаций, связанных с применением государствами-членами довольно большого количества изъятий и ограничений, а также с возникновением барьеров.
«Становится очевидным, что сегодня для успешной реализации союзных требований важно провести работу по устранению уже имеющихся противоречий в нормативной базе, которые иногда приводят к проблемам при поставке продукции, произведенной предприятиями стран Союза», – подчеркнул Виктор Назаренко.
Участники круглого стола отметили острую потребность в формировании доказательной базы к техническим регламентам Союза – стандартов, программ по разработке межгосударственных стандартов для наиболее полной их реализации.
Как отметил Виктор Назаренко, «такая работа невозможна без четко выстроенного механизма разработки и применения необходимых межгосударственных стандартов. Очевидны проблемы, связанные с их нехваткой, отсутствием межгосстандартов в отношении методик для оценки соответствия установленным требованиям, в целом – с устареванием фонда ГОСТ».
Для устранения проблем необходимо наладить системную работу по стандартизации: продумать механизмы финансирования, систематизировать отмену устаревших ГОСТ, гармонизировать вновь разрабатываемые стандарты с международными требованиями. Правильным шагом в этом направлении станет принятие Комиссией порядка по координации в рамках Союза работ по стандартизации для реализации единых техрегламентов.
По мнению участников круглого стола, нужна более надежная защита единого рынка от опасной продукции, в том числе не соответствующей техническим регламентам. Результаты надзорной деятельности в странах Союза показывают, что такие товары все еще попадают на рынок из-за недобросовестности ряда предпринимателей. При этом свою негативную лепту вносят некоторые органы по оценке соответствия, испытательные лаборатории, которые необоснованно выдают разрешительные документы.
Министр ЕЭК акцентировал внимание участников круглого стола на вопросе взаимного доверия к результатам деятельности аккредитованных организаций, дальнейшего углубления интеграции в этой сфере, в том числе посредством проведения взаимных сравнительных оценок органов по аккредитации на основании единого порядка. Реализация такого механизма позволит значительно снизить возможность выдачи документов об оценке соответствия недобросовестными органами по сертификации.
«Чтобы повысить доверие к результатам работ по оценке соответствия продукции требованиям техрегламентов ЕАЭС, следует провести дифференциацию видов ответственности для участников процедур выпуска продукции в обращение. Изготовители, их уполномоченные лица, импортеры, продавцы должны отвечать прежде всего за ее качество и безопасность. Органы по оценке соответствия – за предоставленные услуги, то есть за достоверность результатов и достаточность процедур», – подчеркнул министр ЕЭК.
Сейчас прорабатывается вопрос о разработке отдельного соглашения для определения принципов и подходов к установлению ответственности за нарушения в сфере технического регулирования.
Участники круглого стола обозначали важность скорейшей выработки предложений по совершенствованию положений Договора о ЕАЭС в сфере технического регулирования, которые должны быть направлены на снятие барьеров в торговле, четкое применение единых норм допуска товаров на рынок. Ведь часть предприятий государств-членов периодически сталкивается с проблемами поставок продукции из-за установления дополнительных требований в смежных с техническим регулированием сферах.
Комментарии
Оставить комментарий