Бишкек, 14.11.18 /Кабар/. В Кыргызстане планируется внедрить систему разрешения споров между предпринимателями в Международном третейском суде, сообщили в Министерстве экономики. Согласно информации, в целях улучшения условий ведения предпринимательства в республике разработан проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (в законы КР «Об инвестициях», «О третейских судах», «О медиации»).
Изменения позволят Международному третейскому суду при Торгово-промышленной палате Кыргызстана разрешать споры с участием иностранных и отечественных инвесторов.
Были проведены встречи с предпринимателями по обсуждению дальнейших шагов для улучшения условий ведения предпринимательства в республике. Одним из главных факторов, препятствующих развитию предпринимательства, является отсутствие механизмов разрешения споров между предпринимателем и контролирующим государственным органом. В этой связи планируется внедрить возможность обращения в Третейский суд. Для разрешения споров стороны выберут авторитетных арбитров.
Востребованность института третейского разбирательства для рассмотрения экономических споров, в том числе инвестиционных, диктуется рядом преимуществ такой формы разрешения правовых конфликтов по сравнению с государственным судопроизводством. Такой метод разрешения споров необходим для повышения привлекательности КР, в том числе и на международном экономическом уровне.
Инициируемые поправки позволят уравнять в правах иностранных и национальных инвесторов в части разрешения инвестиционных споров путем третейского разбирательства. Также поспособствуют Международному третейскому суду при ТПП КР разрешать инвестиционные споры между Кыргызстаном и иностранными, а также отечественными инвесторами.
Третейские суды автономны и независимы и не подчиняются каким-либо государственным органам, однако они признаются и поддерживаются государством в качестве правоприменительного органа, осуществляющего правосудие.
Основные преимущества процедуры третейского разбирательства это:
• Оперативность (рассмотрение спора в одной инстанции);
• Экономичность;
• Конфиденциальность третейского разбирательства;
• Возможность определить применимое право, язык и место разрешения спора и т.д.
В нынешних условиях, в связи с перегруженностью государственных судов и длительной процедурой, когда неминуемо прохождение нескольких инстанций, и в некоторых случаях, вообще вся процедура может возвратиться на новый круг и реальна перспектива несколько лет прохождения по судам, дожидаясь окончательного решения, конечно, третейские суды обладают бесспорными преимуществами.
Министерство напоминает, что Кыргызстан строит правовое государство с рыночной экономикой, и в его основе должна быть не только развитая государственная система правосудия, но и досудебная форма разбирательства споров, которая сможет в своей деятельности руководствоваться и применять общепризнанные требования и стандарты в сфере защиты граждан и юридических лиц на экономическую свободу. Без этого невозможно создать благоприятный инвестиционный климат, привлекательный не только для зарубежных, но и отечественных инвесторов.
Более того, предлагаемые дополнения позволят Кыргызстану любой инвестиционный спор между инвестором и государственными органами рассматривать внутри страны, избегая уплаты высоких арбитражных сборов, предусмотренных регламентами зарубежных дорогостоящих арбитражей. При этом государственные органы смогут полноценно защищать интересы государства как истцом, так и ответчиком. Такой подход к разрешению инвестиционных споров, рассматриваемых внутри республики в ходе третейского разбирательства, позволит инвестором знать, что в отношении инвестиций со стороны государства не последует неоправданного давления.
В настоящее время необходимо, чтобы Кыргызстан был более активна в части продвижения экономических реформ. Залогом успеха в проведении таких реформ является наличие современной правовой базы и механизмов, позволяющих осуществлять комплексную защиту прав предпринимателей.
Проект Закона также направлен на расширение прав субъектов предпринимательства на применение внесудебных и досудебных способов разрешения споров с государственными органами при осуществлении последними своих полномочий. Предлагается включить в сферу применения медиации споры, возникающие из административно-правовых отношений, к которым, прежде всего, относятся налоговые и таможенные споры.
Нововведения позволят повысить уровень прозрачности процесса принятия решений сотрудниками государственных органов, снизить коррупционные риски при взаимодействии субъектов предпринимательства с государственными органами, значительно сократить финансовые и временные затраты.
Комментарии
Оставить комментарий