• 86.5
  • 91.38
  • 0.86
  • 0.17

Сеть частных школ Кыргызстана зашли на рынок Казахстана

Новости стран ЦА 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 24.08.18 /Кабар/. Эльнура Осмоналиева, руководитель сети школ Bilimkana, говорит, что не растит детей «на экспорт».

Эльнура Осмоналиева называет себя schoolmaker. Она, режиссер и мама четверых детей, возглавляет сеть частных школ Bilimkana. 13 учебных заведений работают в Кыргызстане, 14-ю открыли этим летом в Казахстане. Что Bilimkana может предложить Алматы, «разбалованной» частными школами? Об этом в интервью Forbes.kz рассказала сама Эльнура Осмоналиева.

F: У нас Кыргызстан зачастую воспринимают как поставщика дешевой рабочей силы в соседние страны. Вы этот стереотип поломали – пришли на наш рынок с образовательным продуктом. Почему вы решили это сделать?

- Нам поступило предложение от Эндрю Вахтеля (ректора Университета Нархоз, ранее возглавлявшего Американский университет в Центральной Азии, расположенный в Бишкеке. – F), с которым мы создали совместную школу «Билимкана-АУЦА». У нас получилась успешная школа, поэтому мы решили повторить этот успех в Казахстане.

За пределами Кыргызстана школу мы открываем первый раз, и я рада, что это Алматы, потому что я получила здесь поддержку, не ожидая этого. Когда я описываю концепцию Bilimkana в Алматы, мне говорят: «Это школа мечты!».

F: И в чем же суть вашей концепции?

- Мы работаем по государственному стандарту Казахстана, при этом используем альтернативные методики обучения, даём сильный английский язык, а также предоставляем возможность ребёнку профессионально заниматься спортом, музыкой или другим видом искусства – всё это входит в оплату (в год оплата составляет $5000; существует система скидок. – F.).

Уникальность в том, что мы готовим к профессиям будущего - развиваем в детях нестандартное мышление, подпитываем их творческое начало и интегрируем это во все предметы.

Эльнура Осмоналиева

F: И какие профессии будут востребованы в будущем?

- Ребёнку, который окончит школу через 5-10 лет, придётся конкурировать с искусственным интеллектом, то есть находить решения, которые не сможет найти робот. Это касается и новых решений в сфере истощаемых природных ресурсов, правильной организации жизни в мегаполисах и так далее.

Многие хотят, чтобы их дети учились по западным лекалам. Но они нам не подходят ни по экономическим, ни по культурным соображениям. Поэтому для меня важно иметь модель образования, которая более всего соответствует нашему контексту.

F: Что это за формула?

- Мне важно, чтобы дети вырастали с сильной страновой идентичностью – знали свою культуру, историю, язык. В Bilimkana мы историю Кыргызстана и Казахстана преподаём на наших языках. В Кыргызстане у нас введён обязательно урок комуза (музыкальный инструмент. – F). Надеюсь повторить этот же опыт здесь. Потому что ребёнок, который умеет говорить на казахском, хорошо знает историю и играет на домбре, иначе относится к своей стране, привязан к ней глубинной связью. Ребёнок, который изучал в живой природе птиц своего региона, делал о них фотовыставку, совершенно по-другому будет относиться к информации о том, что они гибнут из-за пластика.

Мы хотим взрастить самодостаточное многоязычное поколение, знающее мир и готовое конкурировать на глобальном уровне, поэтому у нас обучение ведется на трёх языках, поэтому мы развиваем в детях критическое мышление и нестандартный творческий подход к решению задач. Ведь мы не можем всегда зависеть от новаторских решений западных стран и Китая. Это, можно сказать, вопрос национальной безопасности наших стран в частности и региона в целом.

Мы планируем летние лагеря – чтобы дети ездили в Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, знали языки, культуру и историю друг друга. Это послужит основой безопасности нашего региона. Мы можем быть сильными, только если мы будем вместе.

Наша миссия – вырастить поколение новых лидеров, которые будут менять наши страны, будут находить решения наших проблем, подходящих под наш климат, нашу биосферу и культуру. Мы не на экспорт растим детей.

И неслучайно, что мы фокусируемся на науке и искусстве. Это не два разных профиля, они совмещены. Этот мультидисциплинарный подход позволит детям вырасти новаторами.

F: Но ведь экономика ждёт робототехников и IT-специалистов, гуманитарии традиционно на вторых ролях. Зачем объединять «физиков и лириков»?

- Такой подход поддерживался несколько последних десятилетий, но он уже не актуален, и мы от него отказались, потому что рынок труда и проблемы, которые стоят перед нами, требуют междисциплинарного подхода. Такие работодатели, как Tesla, которые занимаются освоением космоса, ищут в свою команду людей, которые обладают знаниями в различных сферах, и понимают, к примеру, что только физики, которые изучают литературу и музыку, смогут найти нестандартные решения, чтобы обеспечить безопасность нашей жизни в будущем.

F: Расскажите о междисциплинарном подходе – как это реализуется на конкретных уроках?

- К примеру, наши старшеклассники совместно с учёными работают над решением конкретных задач. Младшие в теплицах при школах выращивают растения, наблюдают за ними, изучая ботанику на практике. Географию, местные минералы, строение гор они изучают, когда ходят в походы.

F: Это то, что называется функциональными знаниями?

- Да, верно. Также мы на всех предметах используем метод вопрошания – inquiry based learning. Его суть в том, что мы детям не даём информацию, а наоборот, задаём вопросы, позволяем изучить предмет, дать нам ответы.

Вместо того чтобы показать детям бутылку с водой и написать формулу H2O, надо задать им ряд вопросов, которые включат ребят в образовательный процесс: какой это предмет? из чего он сделан? для чего нам это надо? есть польза от него? если есть, то какая? есть ли угроза? если есть, то как её устранить?

Дети делятся на группы, и каждой даётся время на работу над вопросами. Они изучают их, потом презентуют результаты исследования. То есть здесь не только метод вопрошания, но и проектная деятельность.

F: А креативность – можно ли её развивать?

- Можно и нужно. Прежде всего, должна быть правильно выстроена работа на уроке искусства. Не должен с ребёнком работать педагог, который считает, что бывают правильные и неправильные рисунки.

Неправильный образовательный институт может резко ограничить развитие человека. Я это знаю на примере дочери. Она прекрасно рисовала. Но когда мы отдали её в садик, она стала в клочья раздирать свои рисунки и плакать, что не умеет рисовать. Если дома мы ей давали свободу – она рисовала фиолетовое небо и голубую траву, то в садике её заставляли рисовать зелёную траву, голубое небо, а в углу листа – жёлтое солнце. Я её перевела в другой сад, где была творческая свобода, и учителям потребовалось время, чтобы освободить ребёнка от страхов, чтобы она начала рисовать уникальные рисунки. В этом ценность творчества – в проявлении нашей индивидуальности. Все остальное нам могут сделать и сделают роботы.

F: Вопрошание и проектная детальность, о которых вы говорили, – это достаточно известные методы. А что вы сами придумали в Bilimkana?

- Мы дали детям возможность делать выбор предметов в блоках: искусство, музыка и спорт. В каждом есть по четыре опции. Дети выбирают то, что им ближе. Они сами составляют расписание, таким образом вовлекаются в процесс своего образования и несут за него ответственность.

В Кыргызстане мы также сами придумали преподавание отдельных предметов на английском, но у вас это есть уже на уровне законодательства и практики, поэтому нам меньше надо работать с педагогами.

F: Какая у вас система оценок?

- Мы должны оценивать по системе, которая внедрена государством - это 100-балльная система. Она мне нравится, потому что позволяет более адекватно оценить усилия учеников.

F: Почему оценки конфиденциальны?

- В традиционной школе часто отношение педагогов к учащимся и учеников друг к другу формируется на базе оценок. Мы отошли от этой системы, считаем, что баллы за академическую успеваемость - это лишь один из инструментов оценивания потенциала ребёнка. Оценка – это не то, кем является ребенок. Это точка в системе координат, которая показывает, где ученик находится на данный момент. Выставляя балл, учитель должен чётко обозначить, что эту оценку можно поднять, и объяснить, что конкретно для этого должен выполнить учащийся.

F: Но если в детстве его не будут оценивать окружающие, то как он будет выживать во взрослом мире с жёсткой конкуренцией?

- То, что мы не озвучиваем оценки, не значит, что мы не даём обратную связь. Дети постоянно оценивают друг друга. Выступил один с презентацией – другие ему сказали, что было хорошо, над чем можно поработать. И преподаватель может открыто давать отзыв, но всё-таки оценка будет конфиденциальной.

F: Что же их мотивирует, если не соревнование в оценках?

- Прилюдное поощрение других детей. Мы в школе еженедельно выделяем тех, кто отличился, необязательно в учебе. Это может быть добрый жест, поддержка другого человека. Мы мотивируем через позитив.

F: Как вы набирали педагогов и какова их роль в школе? Ведь смартфон отнял у учителя монополию на знания, им теперь не нужно быть «переносчиками информации».

- У нас 25 учителей в штате. Я выбирала их по рекомендациям, беседовала с каждым. Если человек показывал себя этичным, культурным, образованным, обладающим эмоциональным интеллектом и лидерскими качествами (без этого они не смогут воспитать лидеров с критическим мышлением и эмпатией), я приглашала провести пробное занятие. На пробных уроках смотрела, каким он инструментарием владеет, обучаем ли, как воспринимает критику. Если была удовлетворена уроком, тогда приглашала на работу.

Учитель у нас – это наставник, тренер, который развивает навыки у детей. Эти навыки можно назвать мягкими: критическое мышление, возможность находить информацию (дети должны правильно использовать информацию, отличать достоверные источники от недостоверных, организовывать информацию), учить других и находить новые способы решений.

Мы видим примечательные примеры на Западе, которые заслуживают нашего внимания – для школьников 3 класса вполне под силу написать письмо мэру со своими предложениями по улучшению города, ведь в более раннем возрасте они изучают, сколько парков в городе, сколько мусора производит город и так далее. Я бы хотела перенести такую практику и в нашу школу. Мы воспитываем лидеров и успешных людей. Но кто такой лидер и что такое успех? Для меня это сводится к одному простому правилу: человек должен выбрать проблему и решить её. Если мы пришли в эту жизнь не для того, чтобы улучшать жизнь, то зачем? В школе мы должны научить детей: «Вы вырастаете, выбираете проблему и решаете её ради других. Тогда вы лидеры».

Комментарии

Оставить комментарий