Ташкент, 08.11.17. /Толонбай Курбанов – Кабар/. Укреплены договорно-правовые основы стабильных экономических отношений между Кыргызстаном и Узбекистаном. Об этом сказал председатель Комитета Сената Олий Мажлиса (парламента) Узбекистана по вопросам международных отношений, внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма Алишер Курманов, комментируя закона о ратификации договора между Кыргызстаном и Узбекистаном о госграницах.
По его словам, ратификация договора о государственных границах между Кыргызстаном и Узбекистаном является особо важным документом в вопросах внешней политики. Этот документ, по содержанию имеющий историческое значение, был подписан в ходе государственного визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Кыргызстан 5-6 сентября нынешнего года. Государственный визит Мирзиёева является ярким подтверждением придания особой значимости добрососедским
«Как отмечалось в выступлении Президента нашей страны на состоявшейся 19 сентября нынешнего года 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, «Подписание в начале сентября Договора о государственной границе между Узбекистаном и Кыргызстаном стало поистине важным событием. Прорыв в этом очень чувствительном вопросе, достигнутый впервые за 26 лет, стал возможным благодаря проявленной сторонами политической воле, готовности находить взаимоприемлемые решения», - подчеркнул сенатор.
По его мнению, после распада прежнего строя по объективным и субъективным причинам не проводилась демаркация и делимитация большей части кыргызско-узбекских госграниц. В ходе встречи глав Кыргызстана и Узбекистана было определено почти 85 % границ. Достигнута договоренность об определении в ближайшее время остальных около 15 %.
«В настоящее время уже действуют 6 пограничных постов, что является практическим результатом государственного визита главы нашего государства в Кыргызстан», - отмечает Курманов.
Узбекский сенатор подчеркнул, что цели договора конкретны и прозрачны. Прежде всего, они направлены на дальнейшее укрепление сотрудничества и добрососедства между двумя братскими народами, двумя государствами, основанных на взаимном уважении и равноправии дружеских отношений.
«Наши народы на протяжении веков связывали взаимное уважение и доверие. Во все времена это способствовало совместному преодолению сложностей и испытаний. Как говорил известный писатель Чингиз Айтматов, наши народы одной крови и имеют сходный язык», - напоминает Курманов.
В своем комментарии он особо отмечает динамику развития кыргызско-узбекских торгово-экономических отношений и напоминает, что за прошедший период 2017 года объем товарооборота между двумя странами возрос на 60 % и составил 170 млн долларов. В Узбекистане действуют 54 предприятия, учрежденные при участии капитала Кыргызстана. В свою очередь, в Кыргызстане действуют 49 предприятий, созданных резидентами Узбекистана.
«Транзитные возможности Кыргызстана очень важны для нас в выходе на рынки ведущих государств Азии. Для осуществления поставки товаров нашей страны в Китай через территорию этого государства требуется преодолеть путь всего в 300 километров», - особо обращает внимание председатель комитета Сената.
В связи с этим, на встрече глав двух государств рассматривались вопросы развития в регионе эффективных транспортных путей, строительства малодистанционной железнодорожной линии, связывающей с Китаем через территорию Кыргызстана, эксплуатации автомобильной дороги Андижан-Ош-Кашгар, имеющие важное значение для развития сотрудничества в торгово-экономической, транспортно-коммуникационной сферах.
По его словам, Узбекистан и Кыргызстан считаются важными друг для друга торгово-экономическими партнерами. Теперь, после встречи на высшем уровне, в результате созданной главами государств благоприятной атмосферы, есть все возможности для расширения масштаба взаимовыгодного сотрудничества.
«Новые возможности расширились после вступления в силу Договора. Этот документ является решением такого особо важного вопроса, как уточнение и определение линии государственной границы между двумя странами. В связи с этим Договор стал важной правовой основой дружбы и сотрудничества узбекского и кыргызского народов, двух государств», - особо отмечает сенатор.
Как и за счет чего это будет достигнуто? - задается он вопросом.
И он сам отвечает. Во-первых, это соглашение направлено на укрепление независимости, суверенитета двух стран, обеспечение их территориальной целостности и неприкосновенности границ. Основная задача всех независимых государств и, вместе с тем, неотделимое право – определение своих государственных границ, применение необходимых мер их соответствующей защиты.
Во-вторых, последовательное развитие двусторонних отношений требует совершенствования их правовой основы. К настоящему времени действуют 154 соглашения и договоренности по упорядочению договорно-правовых основ сотрудничества Узбекистана и Кыргызстана в различных сферах. Но отсутствие двустороннего документа об определении границ, и это нужно открыто признать, служило преградой в полноценном развитии межгосударственного сотрудничества.
Оценивая значения данного документа, Курманов отметил, что вступивший в силу Договор, разрешая эту проблему, далее развивая правовую основу узбекско-кыргызских связей, будет служить укреплению двусторонних отношений и поднятию их на качественно новый уровень.
Далее он более конкретно остановится к раскрытию содержании документа. Договор включает в себя введение, 10 статей и три приложения. Договором утверждены Описания прохождения линии кыргызско-узбекской Государственной границы протяженностью 1170,53 километра и картографических материалов делимитации узбекско-кыргызской Государственной границы, а также электронных (растровых) картографических материалов.
В соответствии со статьей 6 Договора стороны продолжат переговоры для разрешения вопросов прохождения линии Государственной границы на оставшихся участках государственных границ двух государств и подготовят соответствующий договор.
В соответствии со статьей 7 Договора достигнуто соглашение о создании Совместной узбекско-кыргызской демаркационной комиссии. Работу по определению граничных линий на местах будет проводить смешанная комиссия, образованная правительствами приграничных сторон, и граница будет отмечаться соответствующими знаками.
Согласно статье 10 Договора этот документ считается бессрочным. Он вступит в силу со дня его ратификации и обмена ратификационными грамотами. Курманов отмечает, что 28 сентября нынешнего года этот документ ратифицирован Жогорку Кенешем Кыргызстана и в соответствующем порядке представлена официальная информация в Республику Узбекистан. Закон о ратификации этого Договора подписан президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым.
Закон о Договоре, одобренный в Сенате Олий Мажлиса, подписан президентом Узбекистана, 5 октября опубликован в печати и вступил в силу.
Вступление Договора в силу в двух государствах сформировало прочную базу для стабильного экономического развития Кыргызстана и Узбекистана, укрепления договорно-правовых основ отношений. Это будет служить созданию условий для развития и укрепления торгово-экономического, инвестиционного, научно-технического сотрудничества хозяйствующих субъектов двух сторон, разработке среднесрочных и долгосрочных программ экономического сотрудничества, реализации необходимых мероприятий по увеличению объема поставки продукции и услуг двух сторон на системной и долгосрочной основе, резюмирует председатель Комитета Сената парламента Узбекистана.
Комментарии
Оставить комментарий