• 86.5
  • 91.18
  • 0.86
  • 0.17

Садыр Жапаров написал ответное письмо госсекретарю США Блинкену

Президент 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 12.02.24. /Кабар/. Пресс-секретарь президента Аскат Алагозов опубликовал ответное письмо Садыра Жапарова на письмо государственного секретаря США Энтони Блинкена.

Он напомнил, что Энтони Блинкен направил письмо президенту КР Садыру Жапарову, выразив обеспокоенность по поводу законопроекта о внесении изменений в Закон «О некоммерческих организациях», который находится на рассмотрении парламента Кыргызстана.

Алагозов сообщил, что 9 февраля министр иностранных дел Кыргызстана Жээнбек Кулубаев передал послу США в КР Лесли Вигери ответное письмо от главы государства Садыра Жапарова Энтони Блинкену.

Текст письма:

«Государственному секретарю Соединенных Штатов Америки
Господину Энтони Блинкену

Уважаемый господин Блинкен,

Подтверждаю получение Вашего письма в мой адрес от 17 января 2024 года.

Я признателен за Вашу высокую оценку по итогам прошедшего в сентябре прошлого года в Нью-Йорке на полях 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Саммита С5+1 и выражаю готовность совместно работать по продвижению общих приоритетов сотрудничества в многостороннем и двустороннем форматах.

В то же время вынужден с сожалением отметить, что содержание Вашего письма имеет признаки вмешательства во внутренние дела нашего государства.

Поясню, почему.

Вы пишете, что “Ваше гражданское общество уже давно является самым сильным в регионе и ключевой частью демократии в Кыргызстане“.

Да, это так.

Я не только разделяю Ваше мнение, но и хочу подчеркнуть, что стремление к справедливости и свободе является генетическим кодом нашего народа.

Относительно Ваших опасений по поводу законопроекта об иностранных агентах (на самом деле это проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях», в Уголовный кодекс Кыргызской Республики) хотел бы отметить следующее.

Данный проект Закона был инициирован группой депутатов Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызской Республики и предусматривает поправки в действующий Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях», принятый еще в октябре 1999 года.

В настоящее время вышеназванный проект Закона принят парламентом в первом чтении.

Цель проекта Закона – внести ясность и упорядочить деятельность неправительственных/некоммерческих организаций, действующих в Кыргызской Республике.

На сегодняшний день насчитываются десятки тысяч неправительственных/некоммерческих организаций, которые успешно работают по всему Кыргызстану, занимаясь решением многих проблем, по которым раньше у государства не было ни воли, ни желания что-то делать.

В то же время следует признать, что часть неправительственных/некоммерческих организаций получают финансирование из-за рубежа, причем не только из США и стран Евросоюза.

Естественно, существует проблема, напрямую связанная с защитой законных интересов кыргызского государства, – насколько может и должен быть государственный контроль за деятельностью средств массовой информации и неправительственных организаций, финансируемых иностранными государствами или с иностранным участием.

Речь идет о том, что кыргызское государство, как это ему положено по статусу, намеревается контролировать, откуда приходят деньги в эти неправительственные/некоммерческие организации, кем, как и на какие цели они расходуются.

Проектом Закона, инициированным депутатами Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызской Республики и принятым в первом чтении, в действующий Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» вводятся положения, связанные с деятельностью некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного представительства, и предусматривается ведение уполномоченным государственным органом Реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного представителя.

При этом следует отметить, что концепция инициированного депутатами кыргызского парламента проекта Закона близок к концепции действующего Закона о регистрации иностранных агентов (Foreign AgentsRegistration Act, FARA) принятого в США в 1938 году.

Как нам известно, в Законе FARA статус иностранного агента предусмотрен не только для средств массовой информации, но и для других юридических и физических лиц.

Нарушения – задержка регистрации или отказ от нее чреваты не только административным, но и уголовным наказанием.

В этой связи не может не возникнуть вопрос:

почему вам можно, а нам нельзя?

Господин Блинкен,

За последние три года в Кыргызстане многое поменялось и меняется в лучшую сторону.

Объективная международная оценка усилий руководства страны вселяет оптимизм.

Так, если в настоящее время по реализации Целей устойчивого развития (ЦУР) мы стали 45ми в мире из 166 стран, мы намерены к 2030 году войти в число 30ти лучших стран.

Перемены к лучшему также воочию ощущают наши соотечественники, у которых появилась надежда на лучшее будущее, они стали больше зарабатывать, у них появилась уверенность в завтрашнем дне.

Государство, по мере своего укрепления, активизирует взаимодействие с гражданским обществом.

Налажена обратная связь между властью и народом - через Народный Курултай.

Кабинет Министров Кыргызской Республики старается решать стратегические задачи по экономическому и социальному развитию страны и общества.

Проблемных вопросов, которые не решались десятилетиями, множество, тем не менеесуществует политическая воля и стремление вывести наше государство на траекторию ускоренного развития и роста, коренного реформирования всей системы государственного управления, стремление сделать власть подотчетной народу.

Я как Президент и глава исполнительной власти нацелен на бескомпромиссную борьбу с коррупцией, невзирая на должности, положение, звания и заслуги.

Это видит и поддерживает наш народ, который даёт свою оценку нашим усилиям.

Это видят и наши международные партнёры.

Господин Блинкен,

Мы приветствуем и на самом деле поддерживаем деятельность неправительственных/некоммерческих организаций, средств массовой информации, в том числе и тех, которые много лет работают с иностранными партнерами, получая от них финансирование.

Главные наши требования:

исполнение норм Конституции и законов Кыргызской Республики, в том числе, Налогового кодекса;

обеспечение прозрачности деятельности неправительственных/некоммерческих организаций, средств массовой информации и их подотчетности перед налоговыми органами.

Общество, государство должны видеть,откуда, из каких иностранных источников и на какие цели идёт финансирование той или иной неправительственной/некоммерческой организации.

Наши требования к ним понятны и поддерживаются в обществе, полностью соответствуют как Конституции Кыргызской Республики, так и нашим международным обязательствам.

Однако представителями так называемых «свободных СМИ и НПО» в Кыргызстане инициируемые государственными органами законопроекты об иностранных агентах, средствах массовой информации, неправительственных организациях были приняты в штыки.

Законопроекты вызвали бурю негодования со стороны ряда СМИ и НПО, финансируемых за счет средств налогоплательщиков государств-членов Евросоюза и США, поскольку они опасаются выхода из тени и реального налогового контроля со стороны государства.

К критике законопроектов подключились международные организации, такие как Евросоюз, ПРООН, ОБСЕ, ЮСАИД, посольства Евросоюза и США и другие доноры кыргызских НПО и СМИ, депутаты и политики иностранных государств.

В этой связи по моему поручению начальник управления правового обеспечения Администрации Президента Кыргызской Республики М. Укушов в середине июля 2023 года провел брифинг с Послом США Л. Вигери, а также с послами стран Евросоюза в Кыргызской Республике.

На этих встречах представителями Администрации Президента Кыргызской Республики были даны исчерпывающие разъяснения по всем вопросам, которые вызывали озабоченность представителей посольств, представлены сравнительные анализы законопроектов с международно-правовыми документами.

Кроме того, летом 2023 года были проведены круглые столы по обсуждению законопроектов с участием представителей средств массовой информации, неправительственных/некоммерческих организаций, депутатов парламента, представителей Администрации Президента, Кабинета Министров Кыргызской Республики.

На этих мероприятиях представители государственных органов также давали пояснения по всем вопросам, связанным с законопроектами и соответствием их международно-правовым документам.

В соответствии с нормами Конституции и законов Кыргызской Республики государство не вмешивается и не собирается вмешиваться в уставную деятельность неправительственных/некоммерческой организации, средств массовой информации.

Поэтому мне непонятно как вышеназванный проект Закона в случае принятия парламентом может поставить, как Вы пишете, «под угрозу доступ ваших граждан к жизненно важным услугам, таким как здравоохранение и образование через программы, осуществляемые неправительственными организациями при поддержке правительства США и международных партнеров»?

Критикуемые законопроекты опираются на общепризнанные принципы и нормы международного права, провозглашающие допустимость ограничения законом свободы получать и распространять информацию и идеи, если это необходимо в интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц:

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 10);

Всеобщая декларация прав человека (п. 2 ст. 29);

Международный пакт о гражданских и политических правах» (п. 3 ст. 19 и ст. 20);

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10);

Декларация Совета Европы о средствах массовой информации и правах человека (1970 г.); и другие.

Хочу подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики права и свободы человека и гражданина, в том числе право на свободу слова, право на объединение, могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц (часть 2 статьи 23).

То есть в этом праве мы ничем не отличаемся от США или какой-то другой страны мира.

Господин Блинкен,

При этом хочу отметить, что, как мне кажется, Вы, являясь руководителем внешнеполитического ведомства Соединённых Штатов Америки – нашего давнего доброго друга и партнера, поделились со мной своими опасениями по поводу вышеназванного проекта Закона, опираясь на недостоверную информацию со стороны отдельных неправительственных/некоммерческих организаций, действующих в нашей стране.

Это, к сожалению, не позволило Вам составить объективную картину о реальной ситуации с правами и свободами человека в нашей стране, в том числе, права на объединение.

На самом деле подавляющее большинство неправительственных/некоммерческих организаций достойно и честно работают у нас в стране.

Лишь небольшая по численности, но очень громогласная группа этих структур, финансируемых иностранными государствами, и их отдельные представители являются источником недостоверной информации для своих грантодателей.

Кроме того, эти же неправительственные структуры зачастую распространяют лживую, недостоверную информацию среди народа, что приводит к судебным тяжбам по иску потерпевших или оболганных.

В результате рассмотрения дел в суде распространители лживой информации часто вынуждены заявлять ходатайство о примирении с истцами.

И таких дел в судах множество.

Следует отметить, что за последние три десятилетия в нашей стране появилась «прослойка» неправительственных/некоммерческих организаций, получающих финансирование из-за рубежа (в кыргызском обществе их называют «грантоедами»), руководители которых превратили их на самом деле в «семейные предприятия», занимающиеся «распиливанием» денег, поступающих от иностранных спонсоров.

Об этом много раз писали в средствах массовой информации нашей страны.

При необходимости мы готовы предоставить Вам соответствующую информацию.

Можно заметить, что подобные ненадежные источники информации спекулируют на своих «трудностях» и «гонениях», что в свою очередь вынуждает спонсирующие иностранные структуры идти у них на поводу, заниматься расточительством, тратя деньги налогоплательщиков США и стран Евросоюза.

В связи с чем я предлагаю провести аудит использования финансовых средств, неправительственными/некоммерческими организациями, финансируемымиправительственными организациями США, – хотя бы за последние 10 лет.

Я надеюсь, что Вы, уважаемый господин Государственный секретарь, основываясь на моих вышеотмеченных разъяснениях и гарантиях, сможете развеять опасения «некоторых американских партнеров по реализации», чтобы они и дальше продолжали свою деятельность в Кыргызской Республике.

Пользуясь случаем, имею честь пригласить Вас, уважаемый господин Блинкен, посетить нашу страну и воочию убедиться в том, что права и свободы человека в Кыргызстане находятся под надежной защитой Конституции и законов Кыргызской Республики.

Уверен, что в Кыргызстане Вы всегда найдёте надёжных друзей.

Я также хочу подчеркнуть, что мы выступаем за равноправное сотрудничество и готовы работать вместе со всеми странами и международными партнерами, в том числе и с США.

Единственная моя просьба – не вмешивайтесь во внутренние дела нашей страны.

С наилучшими пожеланиями и искренним уважением,
Садыр Нуркожоевич ЖАПАРОВ
Президент Кыргызской Республики».

Комментарии

Оставить комментарий