Садыр Жапаров на заседании кабмина отчитался о проделанной работе, начиная с 5 октября 2020 года

Президент 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 25.12.21. /Кабар/. «Считаю сегодняшнее заседание отчетом исполнительной власти перед всеми кыргызстанцами», - заявил президент КР Садыр Жапаров сегодня, 25 декабря, на заседании Кабинета Министров.

В выступлении главы государства говорится:

«Уважаемые члены Кабинета Министров! Уважаемые участники конференции!

На повестке дня стоят два вопроса:

1. Отчет о проделанной работе Кабинета Министров Кыргызской Республики за 2021 год;

2. О плане мероприятий Кабинета Министров Кыргызской Республики по реализации Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года.

Вопросы актуальны и важны для государства. Мы внимательно обсудим каждый вопрос и примем соответствующие решения на следующий год.

Уважаемые участники заседания!

11 апреля состоялся Референдум. Всенародным голосованием принята новая редакция Конституции Кыргызской Республики, согласно которой на меня возложена полная ответственность за руководство работой исполнительной власти.

В соответствии с полномочиями Президента я имею право участвовать на заседаниях Кабинета Министров, заслушивать отчеты и обращаться к народу.

Считаю сегодняшнее заседание отчетом исполнительной власти перед всеми кыргызстанцами. Пользуясь случаем, хочу обратиться к своим соотечественникам.

Уважаемые мои соотечественники!

Год закончился. Пришла моя очередь представить годовой отчет о результатах своей работы.

Сегодня, в канун Нового года, после завершения выборов, окончания деятельности шестого созыва Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и началом работы седьмого созыва, перед Кабинетом Министров и народом - я официально отчитаюсь о проделанной работе, начиная с 5 октября 2020 года по настоящее время.

В прошлом году, глубоко осознавая важность общественно-политической ситуации в стране, мы предприняли все законные меры для стабилизации ситуации и возвращения в правовое поле. В правовом поле большинство депутатов выдвинули меня на пост Премьер-министра Кыргызской Республики и на меня возложили исполнение обязанностей Главы Правительства.

Я принимал близко к сердцу все события – сложившуюся политическую ситуацию в стране, состояние экономики, которое ухудшилось в условиях пандемии, дефицит бюджета и социальные обязательства. Я работал 2 месяца.

Затем я баллотировался на пост Президента с намерением, чтобы «все решалось законно и в правом поле». Сдал все полномочия и придерживался принципа участия в выборах на равных основаниях. Я объездил все регионы, напрямую встречался с людьми, стремясь выслушать каждого избирателя. Я услышал.

10 января 2021 года состоялись президентские выборы и референдум. На референдуме народ Кыргызстана выбрал президентскую форму правления. На референдуме 11 апреля народ Кыргызстана поддержал новую редакцию Основного закона - Конституцию Кыргызской Республики.

Все итоги утверждены высшими нормативно-правовыми актами.

Дорогие современники!

Что требовал от меня народ?

1. Поставлена задача восстановить экономику и резко увеличить бюджет;

2. Большинство населения живет бедно и ниже среднего уровня. Требовалось оказать помощь нуждающимся;

3. Люди, горевавшие от потери близких, требовали решительной борьбы с волной пандемии;

4. Требовали уменьшить количество депутатов Жогорку Кенеша.

5. Требовали вернуть «Кумтор» народу, поднять престиж Кыргызстана на международной арене и вести равноправные переговоры.

Было много и других задач.

Что мы из этого выполнили?

1. Первоочередной задачей стало восстановление активности экономики и пополнение бюджета.

• Октябрь прошлого года был фактически концом года, поэтому в 2020 году необходимо было срочно дополнить бюджет и выполнить социальные обязательства, поэтому 29 октября я безбоязненно объявил экономическую амнистию.

• Затем проведена ожесточенная борьба с обогатившимися за счет государства. С октября 2020 года по настоящее время в результате раскрытия коррупционных схем возмещено в доход государства около 8 млрд сомов в виде денежных средств и имущества; заключены под стражу и привлечены к ответственности высокопоставленные должностные лица, представители судебных и правоохранительных органов. Борьба с коррупцией продолжится и будет значительно усилена. Коррупция - серьезная социальная угроза. У государства длинные руки!

Кто покусится на казну, пополняемую средствами простых людей – возместит в десятикратном размере.

• Восстановление экономики, в частности недопущение фактов рейдерства, которые произошли после народных волнений 2005 и 2010 годов - защита собственности, поддержка бизнеса и сохранение внутренних и иностранных инвестиций - стали моими главными приоритетами. Сразу после вступления в должность Президента в течении года я издал не один, а четыре раза указы о защите собственности, поддержке предпринимателей и инвесторов.

В результате:

Во-первых, что касается нормативно-правовой поддержки:

- тарифы страховых взносов работодателей снизились с 17,5% до 4% на 3 года с 2022 по 2024 годы, в зависимости от численности работников;

- Предприниматели с годовым оборотом до 8 млн сомов освобождены от налогов;

- Продлен мораторий на проверку субъектов предпринимательства правоохранительными органами и т.д.

Второе - относительно финансовой поддержки бизнеса:

До моего прихода не было ни одного механизма по развитию экономики. Уставной капитал государственных банков был недостаточен.

Если у них самих не было средств, то как они могли давать людям льготные ссуды.

Сейчас у нас имеются 3 банка: РСК, Айыл банк и Керемет банк.

В этом году увеличен уставной капитал этих банков:

- РСК Банк - до 5,4 млрд сомов,

- Айыл Банк - до 5,5 млрд сомов.

- Керемет Банк - до 8,7 млрд сомов.

Мы рассчитываем довести до 100 млн долларов, чего никогда не было в нашей истории. Следовательно, они получат полную возможность получать прибыль и пускать в оборот средства. В этом году населению выдано кредитов на сумму более 20 миллиардов сомов, 72% из которых направлено в регионы. Между тем, будет усилен контроль над тем, кому выдается каждый тыйын.

Мы думаем, что государственные банки, у которых стало больше денег, изменят свою кредитную политику. При этом будет усилен контроль за назначением кредита, чтобы все деньги не тратились праздно. Следовательно, бизнес-планы людей будут меняться.

Что касается Гарантийного фонда, то сразу после октября прошлого года в короткие сроки проведена дополнительная капитализация на 2 млрд сомов и выданы кредиты под 10 процентов для поддержки предпринимателей, пострадавших от пандемии. В этом году Гарантийный фонд дополнительно капитализирован на 2,5 млрд сомов. Сейчас его уставной капитал составляет 6,6 млрд сомов.

Что это дает? Мы устранили у людей проблемы в виде залога, которые требовали банки при выдаче ипотечных кредитов. Появилась возможность без залога получать кредиты до 3 млн сомов.

Российско-Кыргызский фонд развития с 1 июля начал выдачу новых кредитов по программе прямого финансирования (финансирование было приостановлено с 6 октября 2020 года).

Все это механизмы по поддержке предпринимателей. Но и это еще не предел. Надеемся, что указанные выше льготы для предпринимателей станут для них стимулом по выходу из теневой экономики.

В сфере иностранных инвестиций в рамках визитов в Россию, Казахстан, Узбекистан, Турцию и Туркменистан прошли двусторонние экономические форумы с участием представителей бизнеса.

В результате, несмотря на то, что приток прямых иностранных инвестиций в мире в этом году снизился на 35%, за 9 месяцев 2021 года иностранные инвестиции в нашу страну увеличились на 26,4% и составили 503 млн долларов или 43 млрд сомов.

Созданы и создаются фонды инвестиционного развития:

- Уставной капитал Венгерско-Кыргызского фонда развития составляет 16 млн долларов, согласовано его увеличение до 50 млн долларов.

- Уставной капитал Узбекско-Кыргызского фонда развития составил 50 млн долларов и будет увеличен до 200 млн долларов.

- Прорабатывается вопрос о создании Кыргызско-Туркменского фонда развития с уставным капиталом в размере 100 млн долларов.

- Прорабатывается вопрос о создании инвестиционного фонда Организации тюркских государств: уставной капитал - 443 млн долларов.

- Прорабатываются вопросы по созданию Кыргызско-Азербайджанского и Кыргызско-Турецкого фондов развития.

Но это еще не предел, вся теневая экономическая деятельность станет открытой.

Надеемся, что облегчения для предпринимателей подтолкнут их выйти из теневой экономики.

В результате данной поддержки деловой и инвестиционной среды экономическая активность начала восстанавливаться.

Номинальный объем ВВП три года подряд составлял менее 600 млрд сомов, и в этом году мы планируем довести до 720 млрд сомов.

Главное, что мы начали экспорт, найдя эффективные способы увеличения бюджета.

Экспорт означает, что работа началась. Хочу отметить, что основная причина — это меры, принятые государством для поддержки и защиты бизнеса.

Что я имею в виду, приводя эти данные?

В прошлом году рост ВВП упал на 8,6%. Это самый низкий показатель за последние 14 лет.

Впервые с 1994 года произошло такое резкое падение.

Надо сказать, что при этом в аналогичных условиях пандемии в соседних странах рост сохранился.

Самое высокое пополнение бюджета за 5 лет составило 148 млрд сомов.

Тогда как доходы республиканского бюджета за 11 месяцев этого года составили 162 млрд сомов, что на 41% или 47 млрд сомов больше, чем в 2020 году.

По сравнению с 11 месяцами 2019 года наблюдается увеличение на 36 млрд сомов.

В этом году по показателям бюджета мы добились гораздо лучших результатов в сравнении с периодом без пандемии.

Мы не придумывали новые налоги.

Мы нашли дополнительные средства, изменив систему управления, усилив фискализацию и уменьшив коррупцию.

При назначении этого Кабинета Министров мы обещали народу увеличить консолидированный бюджет до 280 млрд сомов.

Мы выполнили эту задачу.

Необходимо отметить, что мы завершим 2021 год с 306 млрд сомами, или ожидается больше на 26 млрд сомов.

Считаем, что заложен полноценный фундамент для увеличения консолидированного бюджета до 400 миллиардов сомов в 2022 году.

Я полностью поддерживаю три рабочих принципа Акылбека Жапарова, высказанные им на заседании Совета безопасности:

1-й принцип: единство народа;

2-й принцип: целостность государства;

3-й принцип: неуплата налогов становится самым серьезным преступлением.

Налоги - главный источник пополнения государственной казны.

Налоги способствуют обеспечению процветания и благополучия собственных граждан.

Уважаемые участники заседания!

2. Второе требование людей ко мне состояло в оказании серьезной помощи нуждающимся.

Несмотря на имеющийся макроэкономический рост в экономике, по сути, ни от кого нельзя скрыть, что большая часть нашего населения живет ниже среднего уровня.

Поддерживать большинство простых людей – веление моего сердца!

Что народ просит у нас?

Остановлюсь на основных:

1) повышение пенсий, пособий, заработной платы;

2) обеспечение жильем;

3) выдача правоустанавливающих документов на дома, трансформация земель.

Отмечу, что мы сделали в данном направлении за короткий промежуток времени, и чем это отличается от предыдущих.

Во-первых, упор был сделан на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев населения.

Во-вторых, мы стремились оказать ощутимую поддержку, которая затронет более широкие слои населения.

В-третьих, поставили в приоритет поиск путей выхода из бедности.

Перечислю, что мы сделали для поддержки людей.

• с 1 января 2022 года в целях оказания социальной поддержки малообеспеченным гражданам, для семей, имеющих детей в возрасте до 16 лет и получающих государственные пособия «уй-булого комок», снижен тариф на электроэнергию с 77 тыйынов до 50 тыйынов (6 декабря 2021 г.).

Данной инициативой охвачено 112 тысяч семей. Это очень большая поддержка.

• В прошлом году в ходе поездки в Нарын я сделал обещание по лимиту в 1000 кВтч, которое полностью выполнил. Мы полностью убрали это ограничение с высокогорных районов.

• при посещении детских домов и домов престарелых я на месте сразу принял решение улучшить питание воспитанников данных учреждений (6 декабря 2021 г.).

Средства, выделенные на питание, увеличены со 110 сомов до 220 сомов.

• Подписал Указ об индексации базовой и страховой частей пенсии.

Сейчас средний размер пенсии составляет 6 248 сомов.

У Акылбека Усенбековича есть конкретные предложения по улучшению жизни более 711 тысяч пенсионеров, и мы их реализуем.

• Усилена адресная социальная поддержка, с 1 октября она увеличилась на 50 процентов.

Раньше получали 4 тысячи сомов, сейчас - 8 тысяч, с 1 января будет повышение:

Гражданам с ограниченными возможностями:

1-я группа - увеличена с 4 000 сомов до 8 000 сомов.

2-я группа - с 3300 до 6600 сомов.

3-я группа - получат повышенное пособие с 2700 до 5400 сомов.

Полные дети-сироты теперь получают 6 тысяч сомов, что в 3 раза больше, чем раньше.

С 1 февраля хорошие пособия получат 98 296 человек.

Мы хотим помочь большему количеству простых людей. Наша цель - увеличить количество обеспеченных людей в стране.

«Число бедных должно уменьшаться из года в год и увеличиваться средний класс!»

А теперь позвольте сказать о повышении зарплаты.

Во-первых, на 50 процентов увеличена заработная плата работников здравоохранения и культуры в зависимости от категории.

Во-вторых, после событий в Баткене в прошлом году стала очевидной необходимость усиления обороноспособности страны.

Впервые за 30-летнюю историю Кыргызстана мы на собственные средства приобрели бронированные машины, вертолеты, беспилотные аппараты и другую военную технику.

Одновременно мы повысили зарплаты сотрудникам ряда силовых структур.

Например, старшие офицеры раньше получали зарплату около 25 тысяч сомов, сейчас - 37-40 тысяч.

При хорошем пополнении бюджета, с апреля у всех повысятся зарплаты.

Я хотел бы отметить еще одну работу, направленную на поддержку населения.

• в конце 2020 года из бюджета выделено 734 млн сомов на выплату процентов по кредитам для поддержки заемщиков, находящихся в сложной экономической ситуации из-за эпидемиологической ситуации.

В результате на конец прошлого года помощь получили более 390 тысяч заемщиков.

С 1 января 2022 года не будут взиматься налоги с орошаемых земель, пашни, пастбищ и сенокосов. С февраля кредиты фермерам будут предоставляться под 6 процентов годовых.

И вы знаете, скольких людей это коснется, 65 процентов нашего населения живет в сельской местности, занимается земледелием и животноводством.

Цель - создание условий и обеспечение продовольственной безопасности в стране.

Говоря об обеспечении жильем населения.

Ставки по ипотеке снизились до 4 процентов. В частности, для бюджетников снижена ставка по ипотечным кредитам до 4%. Это самая низкая процентная ставка на рынке. С 1 октября 2020 года по настоящее время выдано 959 ипотечных кредитов. Стало возможным получить ипотечный кредит до 5 млн сомов.

Мы приступили к решению проблем людей, которые годами не решались в части документирования - узаконения жилья, трансформации земель.

Более 10 000 домов построено на сельскохозяйственных землях в Чуйской и Ошской областях, и вопрос о трансформации земель не решается в течение многих лет.

Проявлена ​​политическая воля, приняты соответствующие законы, решаются проблемы десятков тысяч наших граждан, которые могли остаться без жилья.

Я лично был на территории в жилом массиве ТЭЦ-2 в Бишкеке. Ездил туда даже дважды ради того, чтобы держать на контроле это дело. Мы трансформировали 47,7 га земли для узаконения жилых домов.

Граждане начали получать красные книги и технические паспорта своих домов. В настоящее время из 798 домов готовы 119 домов, поступили документы на 69 домов, обследования проведены на 500-550 объектах, работают 5 мобильных бригад.

Даст Бог к 1 апреля завершится трансформация 25 тысяч гектаров земли в Кыргызстане. Каждый имеет право владеть домом, в котором он живет.

Но давайте на этом перестанем захватывать земли. Давайте теперь сохраним пахотные земли пахотными. Я призываю всех к этому. Если положение нашего бюджета будет хорошим, то мы также решим проблему социального жилья.

Напомню:

Ежегодно становится сложнее обеспечить продовольственной безопасностью во всем в мире.

Для этого дальше пахотные земли будут использоваться только по прямому назначению. Предупреждаю, что те, кто захватывает и строит незаконные дома будут привлечены к ответственности. Я желаю, чтобы кыргызский народ ни в чем не нуждался на своей земле и жил в достатке.

Дорогие коллеги!

3. Третье требование людей, потерявших в прошлом году своих близких, - борьба с коронавирусом.

Медицинский сектор показал, что он совсем не был готов. Как оказалось, мы даже не можем производить аспирин и маски. Мы многое импортируем.

В разгар пандемии в начале 2020 года средства на закупку оборудования, лекарств и больниц для борьбы с коронавирусом не были полностью обеспечены. Рост заболеваемости увеличивался.

Кроме того, мы не могли найти лекарства, цены взлетели до небес, а больницы были переполнены. В итоге наступил «трагический июль»!

В прошлом году на борьбу с COVID от международных доноров было выделено 350 миллионов долларов по трем направлениям, а 74 миллиона долларов было получено от «Центерра».

К сожалению, эти средства не были использованы по назначению.

Новых больниц не построили. Все было использовано для поддержки бюджета.

В этом году борьба с коронавирусом продолжилась.

Этот вирус постоянно пугал нас разными штаммами. Но мы победили его.

Задолженность ФОМСу составила около 700 миллионов сомов в 2019 и 2020 годах. Мы покроем всю эту непогашенную кредиторскую задолженность в 2021 году в этом году. При этом мы выделили из нашего бюджета 3,8 миллиарда сомов на борьбу с коронавирусом без помощи каких-либо внешних источников.

Мы выплатили 1,3 миллиарда сомов компенсационных выплат 85 тысячам медицинских работников. На закупку вакцин мы вложили 1 миллиард 775 миллионов сомов. Всего прибыло 5 миллионов 916 тысяч доз вакцин, в том числе гуманитарная помощь, вакцинация началась.

Третью волну пандемии люди уже не чувствовали Мы смогли уберечь людей.

Четвертое требование народа - сократить количество депутатов Жогорку Кенеша, изменить кадровую политику, улучшить структуру вертикали власти, проведение честных выборов, несмотря ни на что. Потому что мы должны в истории сделать большой поворот.

На парламентских выборах 4 октября мы старались не допускать ошибок. Прежде всего, я начал с себя. Я сдал свои полномочия и пошел участвовать на президентских выборах. Я придерживался принципа равных выборов. Я объехал все районы и слушал людей. Мы полностью исключили "Форму 2" на выборах.

Во-первых, в начале этого года, в январе, мы провели честные президентские выборы. Мы продолжили это на других выборах. Все мы помним 2021 год как год выборов.

Состоялись президентские выборы, 3 раза выборы в местные кенеши, 2 раза был проведен референдум и последние парламентские выборы.

Говоря о парламентских выборах, накал которых еще не утих.

На референдуме 11 апреля 2021 года народ Кыргызстана поддержал новую редакцию главного закона страны - Конституцию Кыргызской Республики.

Я утвердил это Указом 5 мая. В соответствии с ним утверждены правила смешанной избирательной системы.

Согласно статье 66 новой Конституции количество депутатов Жогорку Кенеша сокращено до 90.

Мы ввели норму, согласно которой 54 депутата из 90 будут избираться по партийным спискам, а остальные 36 депутатов будут избираться по одномандатным округам. Обсуждение проекта новой Конституции – было общественным, с участием экспертов, представителей общественных организаций и др. Участвовали более 300 человек в течение 3 мес.

Это следует упомянуть как ссылку на историю. Справедливые выборы были нашим главным шагом в построении нового Кыргызстана - новой культуры.

Таким образом, парламентские выборы 28 ноября прошли с новым порядком, новыми правилами и новой Конституцией.

Эти выборы тоже были честными. Протестующие пересчитали бюллетени по каждому участку. Раньше такого не было. В ночь выборов бюллетени были заполнены. Вы можете и сейчас пойти пересчитать.

После этих выборов Кыргызстан остался и останется страной, которая придерживается всех самых демократических принципов в Центральной Азии.

Потому что:
- мы не использовали административный ресурс в избирательном процессе;
- никто из бюджетников не участвовал в играх на выборах;
- были созданы равные права и равные условия для участников избирательного процесса.

Это попытка сохранить чистые принципы демократии, которые никто не имеет права нарушать.

Обеспокоенность о том, что «Кыргызстан движется из демократического острова в Центральной Азии в авторитарное государство» безосновательна.

Прежде всего, хочу, чтобы депутаты следующего созыва выполняли свою реальную функцию и работали для народа, не дискредитируя священную трибуну. Пора перестать играть в грязные игры вроде «у меня украли голос» или «выборы были сфальсифицированы».

Некоторые из них молоды. На выборах жизнь не заканчивается. Молодые люди, я хочу сказать, что впереди многое вас ждет. Культура нашего народа - говорить открыто. Назовем ли мы это демократией или открытым обществом, этот рейтинг намного выше, чем во многих других странах.

А то, что для дестабилизации общества пытались сделать отдельные партии или люди искажали и провоцировали людей в собственных интересах, а не во имя спокойствия государства - это уловки, которые отвлекли общественность.

Такое отношение нельзя назвать противодействием. Просто личный интерес. Мы идем к тому, чтобы построить новый Кыргызстан. Если они скажут, что будут жить по- старому и работать так же, то мы не сможем с ними работать.

Эти выборы стали для всех уроком! Культура выборов в нашей стране будет расти. Мы видели, кто победит на выборах. Прошел Ерулан Кокулов, который не потратил ни единого сома, а поэт без денег Мирлан Самыйкожо прошел по одномандатному округу. Это молодые люди, никогда не работавшие на госслужбе. Условия для выборов будут и дальше меняться.

Все участники поняли ошибки в проводимой кампании. Кандидат понял, над чем нужно работать.

Теперь это новый шаг к тому, чтобы люди больше знали о программах развития, вместо того, чтобы бросать камни в чей-то сад, клеветать на них или распространять слухи.

Никто не верит пустым обещаниям. Людям не нужно никого критиковать. С точки зрения люди видят только уровень того, кто клевещет. Чем больше он критикует, тем больше укрепляет авторитет и престиж своих соперников.

На выборах выбирал сам народ. Народ выбирал лучших из лучших. Мы это видели. Кандидаты, баллотирующиеся на посты, увидели свой истинный вес. Теперь наши люди изменились. Мы тоже хотим измениться.

Мы сами творим историю. Для Кыргызстана мы с вами построим экономику.

«Мы все виноваты в сломанной экономике и сломанной психологии государства», - сказал я 13 октября прошлого года именно с этой трибуны.

В то время я призвал всех вас «больше не угрожать целостности и разделению нашей страны из-за борьбы за власть, за место в парламенте». К сожалению, некоторые не извлекли уроки из прошлого.

Если говорить о реформе государственного управления, то работа в сфере кадровой политики:

Работа исполнительной власти консолидирована в единую администрацию. В соответствии с новой Конституцией были созданы Кабинет министров и несколько новых структур, некоторые из которых были упразднены.

Мы утвердили новую структуру Кабинета Министров, сократив количество государственных органов, работающих в исполнительной ветви власти. Из 27 бывших административных ведомств и других государственных учреждений только 5 остаются в ведении Кабинета министров.

Мы смогли сделать так, что исполнительная ветвь власти будет работать в интересах общества и позволили ей оперативно решать насущные вопросы.

Такие реформы повысили роль и ответственность министерств и ведомств.

Повышена скорость подготовки решений на уровне Кабинета Министров и профильных государственных органов.

Что касается конкретной кадровой политики.

29 января один из моих первых 5 указов был связан с кадровой политикой. Моей целью было привлечь новых сотрудников, способных соответствовать современным вызовам и требованиям технологического и цифрового мира.

- В марте-апреле прошли аттестацию и ротацию главы местных государственных администраций - акимы и их заместители.

- Региональный резерв кадров на должности губернаторов и их заместителей.

Мы приняли Закон «О местном государственном управлении и местном самоуправлении».

Повышена ответственность акимов и органов местного самоуправления за решение социально-экономических вопросов на местном уровне.

Аким отвечает за организацию и контроль работы; акиму предоставлено право назначать и освобождать от должности руководителей районных государственных органов, акимов районного значения, глав айыл окмоту. Раньше такого права не было у них.

Главное, чтобы человек, родившийся и выросший в этом городе или районе, не мог быть мэром или акимом этого города или сельской местности.

Введено правило, чтобы не было такого, что акимы и другие руководители «переназначены» - «без повторного назначения».

Уважаемые участники заседания!

5. Одно из главных требований народа - передать «Кумтор» народу.

Чтобы Кыргызстан поднял престиж Кыргызстана на международной арене и вел переговоры. Мы выполнили эту задачу.

В бой вышла команда Акылбека Усенбековича, Динара Асиевна Кутманова, Камчибек Кыдыршаевич, Курманкул Токторалиевич, Тениз Болтурук.

Мы обязательно выполним все пожелания и цели кыргызского народа для «Кумтора». Прежде всего, мы усилили закон.

Сразу после вступления в должность я издал один из первых 5 указов по вопросам реформирования горнодобывающего сектора Кыргызской Республики.

Например:
В рамках этого мы внесли поправки в ряд законов, которые напрямую затрагивают национальные интересы.

Например:
- для разработки крупных месторождений мы создали холдинг «Наследие великих кочевников», доля государства - 100%;
- раньше средства на рекультивацию были в 17 разных банках.

340 миллионов сомов, которые взыскиваются с вкладов помимо «Кумтора», теперь будут храниться только в государственных банках.

Эти средства будут предоставляться по низкой процентной ставке на возвратной основе только проектам малого и среднего бизнеса, направленным на развитие экономики.

- Лицензии компаний, которые просто распечатывают их без активации, возвращаются.

Это позволит увеличить количество свободных объектов для привлечения инвестиций.

- Мы создали ГП «Кыргызгеология» с целью оптимизации геологоразведочных работ.

Все эти законы будут способствовать развитию горнодобывающей промышленности, а также урегулированию споров с «Центеррой» по поводу рудника Кумтор.

Рудник Кумтор за грубое нарушение норм экологической безопасности Кыргызстана иностранной компанией 17 мая мы ввели временное внешнее правление.

Лондонская ассоциация рынка драгоценных металлов исключила «Кыргызалтын» из списка надежных компаний, а LBMA отказалась включить в листинг наше золото.

Ходили слухи, что мы не сможем продать наше золото, поэтому я сказал им не волноваться. Есть много людей, которые хотят купить золото. Золото никогда не останется на месте. Мы продолжаем добывать.

Никто не сможет остановить. Сама Центерра также признала, что не будет больше препятствовать.

Центерра Голд Инк. получила 926 миллионов долларов от балансовой стоимости. Компания была вынуждена объявить о потере контроля над рудником «Кумтор».

Мы боремся с вертикальной коррупцией на Кумторе. Мы больше не боимся подавать иски в международные суды. Мы даже начали выигрывать международные суды.

Министр юстиции Аяз Баетов говорил по-английски со всеми международными судами, доказывая, что существует коррупционное инвестиционное соглашение, и мы выиграли дело по Mегакому.

Французский суд заявил, что никогда не поддержит коррупционные инвестиции.

Таким образом, и у нас выросли кадры, которые будут работать в интересах Кыргызстана.

У нас только одна позиция: будем бороться до конца.

Если мы не сможем решить эту проблему путем переговоров, мы подадим экологические иски против «Центерры».

Результат будет!

В борьбе с «Центеррой» мы продвигали крупные международные проекты.

Мое заявление на Саммите мировых лидеров по улучшению климата и сохранению ледников в Глазго означает, что рудник “Кумтор” дальше служит Кыргызстану.

Наши идеи хорошо поддерживаются мировым сообществом.

По инициативе Кыргызстана Организация Объединенных Наций объявила 2022 год Международным годом устойчивого развития гор.

Мы должны в полной мере воспользоваться этой возможностью. В этом году мы инициировали в ЮНЕСКО резолюцию по охране горных ледников.

Мы работаем с международными партнерами над реализацией положений резолюции «Природа не признает границ», внесенной нами и одобренной Генеральной Ассамблеей ООН.

В этом отношении есть многообещающие достижения. Мы также инициируем утверждение пятилетней программы устойчивого развития горных территорий и созыв Глобального саммита «Бишкек + 25» в 2027 году.

Впереди у нас работа мирового масштаба! Наряду с нашими минеральными ресурсами кристально чистая вода этих гор - главное богатство нашего народа.

Поэтому я хочу распространить идею о том, что «защитниками ледников является народ Манаса Великодушного».

Создатель, должно быть, не зря у истоков реки поставил чистых благородных людей, которых нельзя продать за бесценок.

Быть у истоков реки – прежде всего.

6. Не могу не сказать про события в Баткене, унесшие жизни людей в этом году.

Неполное согласование государственной границы с соседними странами, сложности в переговорном процессе на некоторых участках, прохождение стратегической транспортной инфраструктуры Кыргызстана через территории соседних стран - прямая угроза территориальной целостности республики.

В этом году мы за 3 месяца восстановили Баткенскую область, пострадавшую в результате событий на кыргызско-таджикской границе.

Впервые Баткен получил внимание на государственном уровне как стратегическая граница.

- Области присвоен особый статус. Принята Программа развития.

- Мы приняли решение выделять 500 млн сомов ежегодно. В Баткене мы проделали большую работу.

Я должен сказать одну новость. Когда я баллотировался в президенты в прошлом году, я начал свою агитационную кампанию в Баткене, в родном городе Раззакова.

В этом году в честь 110-летия Раззакова я решил переименовать Исфану в город Раззаков.

Уважаемые участники заседания!

В этом году работы было много, предстоит еще много крупных масштабных проектов.

С начала 2021 года кабинет министров проработал 3750 нормативно-правовых документов, получено около 50 тысяч (42 486) документов.

Из них 8492 документа взяты на контроль и все исполнены.

Раньше было много документов, которые не исполнялись от 3 месяцев до 1-2 лет.

Теперь темп работы ускорился, и процесс согласования упростился.

Считаю, что у нас хорошая команда.

Работают экономисты и финансисты, которые превосходят друг друга.

Мы создали все условия для работы и изменили регламент.

Мы исключили такие слова, как «Извините, это не входит в мои обязанности».

Уже нет оправданий того, что какая то бумага осталась лежать в Администрации Президента.

Я призываю вас встать на защиту демократии, меритократии и реформ.

Назначьте более умных заместителей, не боясь, что они могут занять ваши места.

Не бойтесь принимать решения.

Кабинет министров, сейчас у вас хорошая динамика, не сходите с такого темпа.

Хотя Кыргызстан небогат, но мы находимся перед новыми начинаниями - мы первые, мы всегда были примером, мы всегда будем примером.

- Зеленая экономика должна начинаться с нас.

- Другие страны должны брать пример по развитию демократии

- Мы должны быть в авангарде цифровизации.

Все это не красивое декларативное – давайте покажем результат.

Результатом должно быть улучшение жизни людей в целом. Мы уже провели много реформ и потратили денег за последние 30 лет.

К сожалению, вершиной этих реформ стало обогащение небольшого числа семей, а не простых людей.

Давайте держаться подальше от этого! Даже если мы делаем мало, пусть это запомнят и ощутят люди.

Почему пишутся законы? Они пишутся для людей, чтобы служить людям, чтобы сделать их жизнь комфортной.

Пусть законы, которые мы пишем и принимаем, работают на людей. В этом зале, помимо глав регионов, есть руководители всех ведомств, министры - все руководители.

Кто сколько раз видел жизнь людей в регионах? Кто сел в переполненный автобус, маршрутку? Такие из вас - редкость.

Давайте спускаться на землю. На этом я завершаю свою вступительную речь.

Я думаю, что упомянутая мною работа - это только половина того, что мы сделали».

Комментарии

Оставить комментарий