Режиссер и народный артист Кыргызской Республики Артык Суюндуков всю свою жизнь посвятил киноискусству. Он пришел в кино в момент расцвета кыргызской кинематографии и мечтал снять свой фильм по повести Чингиза Айтматова «Белый пароход». Расцвет кыргызского кино пришелся на 70-80е годы прошлого столетия. Это время также называют «кыргызским чудом». Затем наступили тяжелые 90-е. Кыргызское кино претерпевало глубочайший кризис. Но, невзирая на тяготы, режиссер Артык Суюндуков не терял надежды снять фильм «Шамбала» по известной повести Айтматова. И вот почти через 50 лет, в 2020 году, он представил современному зрителю новую киноверсию повести «Белый пароход». В эксклюзивном интервью агентству «Кабар», режиссер Артык Суюндуков рассказал об идее зарождения фильма «Шамбала».
- Артык Айталиевич, с момента выхода фильма Болота Шамшиева «Белый пароход» прошло уже более 45 лет. Вы же представили повесть картиной «Шамбала». Можете рассказать об этом?
- Когда я впервые озвучил идею снять фильм «Шамбала», то столкнулся с определенным давлением. Были мнения – мол, смогу ли я сделать картину, по крайней мере, не хуже существующей. Более того, были те, кто говорил, что я «камикадзе». Многие отговаривали от задуманного проекта. Но, здесь важно отметить, что ранее еще при жизни Чингиза Айтматова, я изложил ему концепцию будущего фильма. Тогда он дал на это свое благословение. Фильм «Шамбала» снят по мотивам повести, что подразумевает возможность кардинального отхода от сюжета оригинала, однако философия и смысл повести сохранены. Что же касается самой идеи снять фильм, то она зародилась во мне еще в 1973 году. В то время я учился на третьем курсе во ВГИКе в Москве. Тогда повесть впервые вышла в свет. Я ее прочитал, книга меня тронула, вдохновила. И вот с тех пор прошло почти 50 лет, и через столько времени мне удалось претворить идею в жизнь.
- Было волнение перед премьерой?
- Конечно. Для меня было важно, как воспримет фильм зритель. Сейчас другое общество, выросло новое поколение со своими взглядами на жизнь. В свою очередь, среднее и более взрослое поколение смотрели фильм «Белый пароход» и было ожидаемо, что они будут проводить сравнение между фильмами. Самое главное - зритель принял картину и оценил ее. Для меня это главное.
- Сразу же после премьеры фильм завоевал множество наград на различных международных кинофестивалях, также попал в лонг-лист «Оскара». Расскажите об этих достижениях?
- К сожалению, премьера фильма пришлась в разгар пандемии COVID и ограничений связанных с ней. Несмотря на это, фильм уже получил 29 международных приза. Что знаменательно, призами отмечены все сферы фильма. Фильм получил призы за лучший фильм, за лучший сценарий, за лучшую операторскую работу, за лучшее исполнение ролей мальчика и деда Момуна, за лучшую режиссуру, музыку, а также монтаж. Что касается номинации на «Оскар», то здесь, сыграло главенствующую роль отсутствие опыта.
Многие фильмы начинают свою PR компанию в Голливуде до выхода фильма на экран. Они активно продвигают фильм, пишут рецензии, нанимают целые PR группы, и на эти цели тратят сотни тысяч долларов, а то и миллионы. Конечно, у нас таких возможностей не было, как и опыта в продвижении фильма. Мы же подошли к «Оскару» уже закончив свой фильм. В Голливуде члены американской киноакадемии высоко оценили фильм и исполнение главной роли мальчика. Если конкретнее, они его приглашают в США и берутся за его обучение и дальнейшее продвижение в мире большого кино.
- Название фильма Шамбала имеет двойственное значение. Расскажите об этом.
- Шамбала с кыргызского дословно переводится как «мальчик-свеча» или мальчик излучающий свет. Также в восточной философии или же в Тибетской, Шамбала это священное место, где сбываются самые сокровенные мечты. Доподлинно неизвестно где это место находится. Бытует мнение, что Шамбала находится в самом Тибете, на Алтае, или же в горах Тянь-Шаня.
- Артык Айталиевич, после многолетнего кризиса, кыргызское кино вновь обретает жизнь. В кинотеатрах оно пользуется хорошим спросом. Как вы оцениваете уровень сегодняшнего кыргызского кино?
- Да, действительно сейчас многие снимают кино и определенный спрос у населения есть. В целом, у такого развития сценария есть свои плюсы и минусы. Хорошо когда съемки идут стабильно и для многих есть работа. Это лучше, чем застой. Кроме того, молодые режиссеры, операторы, актеры, таким образом, обретают опыт. Но другая сторона в том, что наблюдается схожесть фильмов. В свою очередь, фильмы, нацеленные на развлечение зрителей, могут привести к упадку кино-культуры. В кино должно быть все: философия, отражение жизни, судьбы людей, история человечества и другие жизненные темы. Сегодня много тех, кто сразу берется за большое кино. В этой связи, хотел бы порекомендовать сегодняшним режиссерам и операторам начинать с малого. Для начала нужно получить кинооброзование, далее попробовать снимать короткометражные фильмы, прочувствовать хорошенько процесс кинопроизводства. И только пройдя через определенные ступени, говоря обычным языком, «научившись», браться за большие фильмы.
- Какие у вас планы на будущее?
- До Шамбалы, я 30 лет не снимал фильмы, хотя были разного рода предложения. Все эти годы я думал только о «Шамбале». Сейчас после премьеры фильма, я решил немного отдохнуть и собраться с мыслями.
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий