• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

Решится ли проблема ирригации, если законопроект будет принят?

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 08.12.21. /Кабар/. Проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Водный кодекс, Закон «Об объединениях (ассоциациях) водопользователей и союзах ассоциаций водопользователей»)» принят в трех чтениях Жогорку Кенеша и направлен на подпись Президенту Кыргызской Республики.

Актуальность законопроекта, проблема дефицита поливной воды, текущее состояние оросительной системы, способы реализации законопроекта в случае его подписания Президентом, взаимодействие соответствующих госорганов. Эти и другие вопросы, касающиеся реалий и перспектив системы ирригации, были детально обсуждены на круглом столе, который прошел в Бишкеке. Было акцентировано внимание на решение существующих проблем в реабилитации существующих каналов.

Площадь орошаемых земель в Кыргызстане 736 тысяч гектаров. Подача поливной воды должна осуществляться через 5,7 тысячи километров межрайонных и 23,2 тысячи километров внутрихозяйственных каналов. Постановлением правительства эти внутрихозяйственные каналы были переданы ассоциациям водопользователей в 2000 году. По идее АВП должны были содержать и ремонтировать эти каналы за счет собранных от фермеров средств. Но результат не оправдал ожидания. АВП не смогли взыскать достаточно средств на эксплуатацию и техобслуживание каналов.

В результате каналы, переданные АВП, из года в год приходят в негодность. Это в свою очередь приводит к ненадежной подаче и распределению поливной воды. Тем временем, фермеры не перестают бить в колокола: Они требуют обеспечить эффективное управление над системой ирригации и распределять воду без потерь.

Поливная вода зачастую не доходит до фермеров в необходимом объеме. Как следствие снижается урожайность, несет угрозу продовольственной безопасности. Поэтому решение вопросов ирригации должно быть в приоритете.

Как отмечалось выше, АВП не имеют возможности ремонтировать каналы самостоятельно. А согласно действующему законодательству, у государства связаны руки, оно не имеет права вмешиваться в регулирование этого вопроса. Айыл окмоту не может выделять средства на ремонт или содержание внутренних каналов. Были случаи, когда за подобную инициативу некоторые айыл окмоту привлекались к ответственности со стороны прокуратуры или счетной палаты.

В связи со сложившейся в стране ситуацией, Инициативная группа по вопросам поливной воды разработала законопроект. На выявление проблемы и поиск решения потребовалось несколько лет. В разных регионах проводились встречи и конференции, на которых обсуждались пути выхода из сложившейся ситуации. В итоге многолетние старания дали результат.

Проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Водный кодекс, Закон «Об объединениях (ассоциациях) водопользователей и союзах ассоциаций водопользователей»)» принят в трех чтениях Жогорку Кенеша и направлен на подпись Президенту Кыргызской Республики.

Абдыбай Джайлобаев, заместитель директора Госагентства водных ресурсов: «В обязанности айыл окмоту входит обеспечение своего населения питьевой водой, но принимать участие в решении вопросов ирригации айыл окмоту не имело право. Острых вопросов, касающихся поливной воды много, но для их решения не было финансовой возможности. Около 10 процентов айыл окмоту считаются не дотационными, но и они не имели права оказывать помощь, в том числе в проведении очистных и ремонтных работ. Внесенные в законопроект изменения дают такую возможность. То есть айыл окмоту теперь при желании могут принимать участие в управлении ирригационной системой. Думаю, это требование времени. В настоящее время мы доставляем воду до границы, а доставить ее до фермера входит в обязанности АВП. Но с этой задачей они не могут справиться из-за нехватки средств. Если законопроект вступит в силу, то появится возможность привлекать финансы из разных источников. А это, в свою очередь, решит ряд проблем. В процессе разработки и продвижения законопроекта мы принимали активное участие. Надеемся и верим, что документ будет подписан президентом».

Если законопроект, предложенный Инициативной группой, будет подписан Президентом, айыл окмоту сможет законодательно принимать участие в решении вопросов ирригации. Поправки в законопроект дадут возможность на добровольной основе передать каналы на муниципальный баланс, а государство может выделять деньги в качестве стимгрантов. Также появится возможность выделять средства из фондов развития, таким образом можно взыскать финансы на улучшения состояния разрушенных каналов.

Нурлан Шерипов, заместитель министра сельского, лесного и водного хозяйства: «Во всех айыльных аймаках действуют АВП. Но нареканий касательно их деятельности на сегодня много. Проблемы, касающиеся распределения воды, сбора оплаты, поддержания и модернизации ирригационной системы возникают периодически. Данный законопроект направлен на решение этих вопросов. Согласно внесенным в законопроект поправкам ирригационная система может находиться на балансе муниципальной собственности. Кроме того, органы местного самоуправления получат право субсидировать финансы в эту систему. Сейчас распределением воды, сбором оплаты, ремонтом и очисткой каналов занимаются АВП. Если некоторые АВП не смогут поддерживать ирригационную систему в надлежащем состоянии, то они могут передать свои обязанности МСУ. В свою очередь Министерство сельского хозяйства дало свое положительное заключение по законопроекту и принимало активное участие в его продвижении. Представители министерства участвовали на всех заседаниях Жогорку Кенеша».

Будут ли вести совместную деятельность или нет? Этот вопрос АВП и МСУ могут решить самостоятельно и на добровольной основе.

  1. Согласно поправкам в Водный кодекс вносится понятие «муниципальная собственность». Тогда айыл окмоту сможет взять ирригационную систему на свой баланс. Это позволит привлечь дополнительные средства для решения проблем оросительных каналов. В частности, финансирование может быть получено из различных источников. Из Республиканского или местных бюджетов и фондов развития.
  2. Органы местного самоуправления будут вправе утверждать вопросы ирригации как вопросы местного значения. Согласно законопроекту, принятому Жогорку Кенешем, органы местного самоуправления могут взять на себя функцию по доставке воды до фермера. В частности, айыл окмоту могут взять на себя обязанности АВП, у которых нет возможности решать проблемы с ирригацией.
  3. Будет урегулирована тарифная политика. Порядок исчисления платы за услуги оросительной воды контролируется уполномоченным государственным органом в области управления водными ресурсами. Этот орган контролирует правильность и полноту расчета стоимости за поливную воду, используемой в бытовых оросительных сетях. Местные кенеши будут утверждать тариф, и способствовать сбору платежей.

Поправки в закон дадут возможность МСУ внедрить справедливую систему управления внутренними ирригационными каналами.

Инициативная группа по ирригационным вопросам

Комментарии

Оставить комментарий