• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

Тулебердиев: Пора перестраивать правила игры в системе управления госактивами

Интервью 0

Читайте и смотрите нас в

Фонд по управлению государственным имуществом уже давно требует реформирования системы. На сегодня у общественности возникает много вопросов касательно деятельности ведомства. В частности, людям интересно знать, сколько у государства своего имущества и насколько рационально оно используется. Председатель ФУГИ Ренат Тулебердиев рассказал в интервью агентству «Кабар» о проводимой впервые в истории независимого Кыргызстана инвентаризации государственного имущества, идеях по развитию госкомпаний и текущей работе ведомства.

- Несколько неделями ранее состоялась коллегия Фонда по управлению государственным имуществом. Каковы результаты деятельности государственных предприятий и акционерных обществ с госдолей за прошедшее полугодие?

- В целом в первом полугодии по акционерным общества и госпредприятиям мы вышли с плюсом. Такая же ситуация по доходной части и получению чистой прибыли. Да, мы можем из года в год получать больше прибыли и признавать, что это позитивно. Но нет существенных изменений. Из года в год государство увеличивает капитал акционерных обществ, но мы не видим повышения рентабельности. Те средства, которые мы оставляем, должны быть направлены на получение прибыли. Но порой средства направляются на различные расходы, тем самым они не приносят дохода. За последние три года мы увеличили капитал акционерных обществ на более 24 млрд сомов, но ощутимого увеличения чистой прибыли мы не получили. И сейчас то, что мы вышли по сравнению с первым полугодием 2017 года с плюсом, не говорит о большом прорыве.

- Какие вы видите решения в связи с указанными проблемами?

- Решений несколько. Тот капитал, который имеется у государства в данное время, не оценен. Капитал акционерных обществ с долей государства составляет более 141 млрд сомов. Это чуть больше 2 млрд долларов. Это относительно небольшая сумма, если учитывать, что туда входят ОАО «Международный аэропорт «Манас», ОАО «Кыргызнефтегаз», ОАО «Кыргызтелеком», ОАО «БМЗ», ЗАО «Альфа Телеком» и другие.

Есть также госпредприятия, объекты у отдельных министерств и ведомств. И многим госпредприятиям требуются инвестиции. Соответственно необходимо искать пути по привлечению инвестиций, нужно перестраивать правила игры. Нам видится, что возможно одним из решений будет создание из этих госкомпаний одной крупной компании, которая управляла бы активами и имела значительную инвестиционную привлекательность. Ни одна наша компания не известна за пределами страны. У нее нет рейтингов. Невысокие шансы сегодня привлечь иностранного инвестора. Поэтому нам нужно превращаться в большого игрока, оценить наш актив по рыночной стоимости и обеспечить переход на рыночные механизмы. В настоящее время ФУГИ выполняет административные функции. Видится необходимость трансформации Фонда. Мы сейчас тщательно изучаем этот вопрос. Нам нужно подготовить целостную программу, только после этого нужно приступить к ее реализации.

В Казахстане есть успешный опыт такой системы. Компания «Самрук-Казына» была создана для управления государственным имуществом. В прошлом году чистая прибыль этой компании составила 611 млрд тенге, это примерно 120 млрд сомов.

У государства есть промышленные предприятия, компании в банковском секторе, транспортные, страховые компании, то есть много компаний из различных секторов. Крупной компании будет легче привлечь серьезные инвестиции, нежели маленькой. Яркий пример, мы не можем найти инвестиции для ОАО «Эйр Кыргызстан» или инвестиции в предприятия по выпуску табачной продукции.

- Какие еще приоритетные вопросы на сегодняшний день ставит Фонд?

- ФУГИ внедряет несколько инициатив. В данное время идет внедрение ключевых показателей эффективности в 22 акционерных обществах с госдолей. Методология разработана и утверждена. Определены 8 финансовых показателей, такие как: рентабельность инвестиций акционеров, рентабельность акционерного капитала, рентабельность активов, чистая процентная маржа, коэффициент операционных расходов, коэффициент обязательств к собственному капиталу, коэффициент адекватности капитала (норматив НБКР), доля просроченных кредитов. Также будут определены 4 нефинансовых показателя. Вторым этапом до 1 ноября внедрим эту методологию в госпредприятиях по аналогичным параметрам.

Еще один важный шаг, который мы совершаем – это переход к электронному приему документов для участия в аукционах по аренде госимущества посредством портала etp.okmot.kg. Раньше для участия в аукционе для аренды свыше 70 квадратных метров приходилось приезжать в Бишкек в офис ФУГИ. Теперь такая необходимость снимается. Для участия в онлайн аукционе у юридических лиц должна быть электронная подпись, а у физических лиц биометрический паспорт и устройство, считывающее данные паспорта. Сам считыватель стоит в районе 600-700 сомов. Достаточно не дорого, если учитывать, что многим гражданам приходилось тратить время и деньги на приезд в Бишкек. Проект будет запушен 10 октября текущего года.

- ФУГИ начал инвентаризацию всего государственного имущества за историю независимости страны. Расскажите о проделываемой работе?

- Все интересуются, какова стоимость активов государства в сфере энергетики. Мы проводим инвентаризацию Нацэнергохолдинга, в составе которого 8 компаний. Процесс инвентаризации на сегодня завершен. То есть мы можем сказать, сколько воздушных линий столбов, зданий, сооружений, подстанций, транспорта и т.д. имеется. Сейчас Фонд переходит к переоценке всего имущества. Мы планируем завершить переоценку к марту 2019 года. И тогда мы сможем озвучить стоимость активов Нацэнергохолдинга.

Более того, мы проводим полную инвентаризацию всего государственного имущества. По основным средствам работа завершена. Идет процесс переоценки. Кроме того, хотелось бы добавить, что Фонд проводит соответствующую работу в рамках законов о государственно-частном партнерстве и доверительном управлении. В этом направлении ФУГИ определил ряд объектов госимущества, которые будут предложены бизнесу.

Если ранее мы ставили в приоритет приватизацию, то сегодня делаем упор на повышение эффективности государственных предприятий и АО.

- Программа приватизации госсобственности на 2018-2020 годы еще находится на рассмотрении Правительства. Расскажите, какие крупные объекты планируется включить в данную программу?

- В проекте Программы приватизации госсобственности на 2018-2020 годы рассматривается более 30 объектов. Пока назвать какие именно объекты вошли в программу приватизации считаем преждевременным, так как документ еще не утвержден.

Беседовала Мехриниса Сулайманова

Комментарии

Оставить комментарий