• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

Рекомендации Булан института в продвижении реформ религиозного образования в Кыргызстане

ОБ-КОМ 0

Читайте и смотрите нас в

В мае текущего года Булан институт, который занимается исследованием различных проблем в системе образования Кыргызстана, выпустила свой очередной доклад, посвященный религиозному образованию в Кыргызстане. Полное название доклада называется «Реформа исламского, религиозного образования: достижения и трудности».

К слову – это не первый доклад института, посвященный именно религиозному образованию. До этого Булан институт публиковал доклад о состояниях медресе. В исследовании отмечалось, что в срочном порядке требуются реформы. Кроме того, после этого доклада вышла в свет следующее исследование, в которой институт более детально остановился на кыргызстанцах получающих религиозное образование за рубежом.

Опираясь на выводы, сделанных на основе проведенных исследований Булан институт подвел свои виденья и заключения относительно состояний религиозного образования в Кыргызстане. В частности, институт в своем последнем докладе «Реформа исламского, религиозного образования: достижения и трудности» делится рекомендациями, выполнение которых, на их взгляд улучшит состояние медресе и приведет общеобразовательный процесс в медресе к единым стандартам отвечающих требованиям.

Булан институт предоставил агентству «Кабар» свой доклад, и широко описал свои рекомендации, которые могли бы быть полезными в продвижении реформы религиозного образования.

- За 28 лет независимости религиозные учебные заведения и медресе в Кыргызстане открывались динамичными темпами, поскольку в стране не было системы, которая могла бы контролировать этот процесс. Религиозные учебные заведения и в частности медресе открывались по индивидуальной инициативе в частном порядке. Никаких сложностей с документацией и с разрешениями для открытия медресе не было. На этом фоне, ввиду отсутствия контроля и определенных требований, их количество на сегодня перевалило за 100 единиц. Лишь после принятия государственной концепции о религиозном образовании в 2014 году, государство всерьез начало обращать внимание на медресе и проблемы связанные с ними и появились определенные требования.

- Невзирая на огромное количество медресе, до 2014 года со стороны государства абсолютно не уделялось внимания на качество образования в них. Не обращалось внимание и на программу обучения, ее смыслового содержания, на материально-техническую базу и наконец, на уровень знаний учащихся детей. Ввиду того, что большинство медресе находятся в частных руках, то и программа обучения строится не на основе общеобразовательной программы. В основном дети там заняты учением священной книги Куран, заучиванию и расшифровки хадисов. В этой связи, необходимо проводить соответствующие реформы – обогащать программу обучения, с целью всестороннего развития детей.

- Кыргызстан – это светское государство, поэтому из государственного бюджета не выделаются средства на содержание медресе, также не оказываться материально-техническая поддержка. Медресе, как выше говорилось, находятся в частных руках и финансирование у каждого медресе разное. Сегодня уже назрел вопрос об их соответствии к требованиям, установленным в рамках концепции. Те медресе, которые не отвечают требованиям, необходимо переквалифицировать в специальные курсы по религиозному образованию.

- Как известно на сегодня в правительстве находится положение о религиозном образовании, которое в идеале должно обеспечить правовыми нормами религиозные учебные заведения. Сейчас оно находится на общественном обсуждении. Есть необходимость принятия положения в кратчайшие сроки, ввиду требуемых реформ. Также в этом вопросе, призвать все задействованные министерства и ведомства внести свои рекомендации и поправки в положение без промедления. В свою очередь правительство должно поддержать Государственную комиссию по делам религий, на которую возложена работа положения.

- В положении религиозное образование в стране поделено на три ступени: среднее образование, высшее образование и религиозные курсы. В нем четко говорится, что среднее религиозное образование могут получить дети, окончившие 9 классов обучения. Эти нормы должны строго соблюдаться со стороны руководства медресе, а соответствующие службы вести за этим контроль. Поскольку медресе не имеет право принимать на обучение детей, которые не окончили 9 классов.

- Булан институт, опираясь на проведенные исследования, полностью поддерживает техническое лицензирование медресе, которое инициировало Государственная комиссия по делам религий. Наличие лицензии вынудит каждое религиозное учебное заведение предоставлять все необходимые условия для обучения детей. На сегодня условия обучения в медресе у каждого свое. Также необходимо прекратить практику обучения детей, усадив их на пол, каждое медресе должно быть, оборудовано современными партами, библиотекой, интерактивной доской и компьютерными классами. Нужно установить эти нормы как единый стандарт для всех медресе.

- На сегодня наблюдается нехватка высококвалифицированных учителей в медресе. В этой связи, медресе должны привлекать дипломированных телогов и экспертов в качестве учителей. Необходимо повысить требования уровня знаний обучающихся детей.

- Внимание со стороны общественности, неправительственных организаций и СМИ к медресе, привели к положительным сдвигам. Радует тот момент, что сами медресе и духовные деятели, готовы к открытому конструктивному диалогу.

Комментарии

Оставить комментарий