5 мая 1993 года на XII сессии Верховным советом Кыргызской Республики была принята Конституция КР. С этого момента, Кыргызстан стал именоваться Кыргызской Республикой, а принятая в 1978 году Конституция Киргизской ССР утратила свою силу. С момента принятия в Конституцию Кыргызстана неоднократно вносились изменения, а также дополнения и она несколько раз редактировалась кардинально - в феврале 2003 года, ноябре и декабре 2006 года, октябре 2007 года и июне 2010 года.
Стоит добавить, что в 2007 году Конституция Кыргызской Республики менялась дважды. 14 сентября 2007 года Конституционный суд КР отменил действия ноябрьской и декабрьской редакций Конституции и в действие вновь вступила Конституция в редакции от 18 февраля 2003 года. А уже 21 октября 2007 года, согласно Указу Президента КР состоялся всенародный референдум, на котором была принята новая редакция Конституции, предложенная тогдашним главой государства К.Бакиевым, которую он же и подписал 23 октября 2007 года.
После событий 2010 года и прихода к власти Временного правительства было решено написать новую Конституцию, которая положила начало парламентской форме правления в Кыргызстане. Всенародное голосование по принятию новой Конституции состоялся в июне 2010 года, и до 11 декабря 2016 года в Кыргызстане действовала именно Конституция от 2010 года.
Однако из-за несовершенства редакции Конституции от 2010 года, которая была принята в спешке, рядом депутатов V, а потом уже VI созыва парламента было предложено внести в нее изменения. По словам Президента КР Алмазбека Атамбаева, необходимость внесения поправок в Конституцию связано с тем, чтобы заложенные в ней «мины» не рванули, а следующий президент не смог узурпировать власть и установить обратно семейно-клановое правление.
Наглядным примером слов главы государства стали действия международных учреждений, в частности Комитет по защите прав человека ООН, который потребовал выпустить на волю осужденного на пожизненный срок лишения свободы правозащитника А.Аскарова. Более того, Комитет ООН не стал единственным, к которому в апреле 2016 года присоединились Госдепартамент США и ОБСЕ.
Принятие жалоб Елисеева и Батырова Комитетом по защите прав человека ООН стало очередным доказательством того, что без внесения поправок в Конституцию от 2010 года в статью 41 пункт 2, международные учреждения продолжат оказывать давление на Кыргызстан и тем самым посягать на суверенитет государства и угрожать его национальной безопасности.
11 декабря 2016 года в Кыргызстане состоялся Референдум по внесению изменений поправок в Конституцию. Явка избирателей составила немногим более 41%, что по словам многих экспертов говорит о честности и прозрачности проведенного мероприятия, а также о том, что в этот раз народ голосовал осознанно и сам.
Все-таки, зачем было нужно проводить Референдум по внесению поправок в Конституцию и что получило население страны?
Мучительные история внесения изменений в Конституций КР в угоду усиления власти одного человека
Проект первой Конституции от 1993 года был подготовлен специальным комитетом легендарного парламента и обсуждался на протяжении 2 лет с 1991 по 1993 гг. По мнению экспертов, та Конституция по своей сути была краткая, касалась основных аспектов республиканского правления и имела смешанную форму правления.
Однако, при экс-президенте А.Акаеве первая Конституция КР пересматривалась пять раз в пользу усиления полномочий Президента, а также вносились изменения в иные нормы, в 1994, 1996, 1998, 2001 и 2003 гг, созданным «Конституционное совещание», куда в разное время входили такие политики, как О.Текебаев, Д.Нарымбаев, М.Укушов и ряд других экспертов.
В интервью одному из местных сайтов политолог М.Казакпаев сказал, что последующие изменения произошли в связи с усилением авторитарных полномочий президентской власти, а все хорошие стороны главного закона страны перечеркивались изменениями в угоду первого президента.
В свою очередь депутат «легендарного парламента» Р.Дырылдаев в интервью местному сайту также отметил, что главной особенностью Основного закона образца 1993 года было равновесие всех ветвей власти.
Действительно, истинная парламентская форма правления, которая действовала в Кыргызстане вначале президентства Акаева в 1994 году сменилась на президентскую, когда согласно конституционной реформе указанного года, в стране появился пост «Президента Кыргызской Республики» и она отказывалась от советской формы государственного устройства.
По словам экспертов, референдум позволил Акаеву создать двухпалатный парламент, чтобы раздробить его политический авторитет и сократить полномочия.
Позже, после внесения поправок в Конституцию в 1996 году были усилены полномочия президента. Президент имел право лично назначать людей на некоторые политические должности, а в некоторых случаях глава государства мог распустить обе палаты парламента.
В 1998 году в ходе внесения очередных поправок парламент оказался в полной подконтрольности – усилена роль Правительства в вопросах бюджета. Но при этом, депутатам дали полную неприкосновенность в случаях нарушения законов. По словам обозревателей, это было сделано, чтобы президент мог использовать определенных парламентариев в своих личных интересах, и дать последним некую свободу в действиях и мнимую защищенность.
2003 году Кыргызстан с новыми поправками в Основной закон отказался от двухпалатного парламента.
После очередных парламентских выборов в 2005 году недовольство в стране достигло своей наивысшей точки, а обвинения в абсолютной узурпации власти не дали завершить Акаеву продолжить процесс установления абсолютной власти с последующей ее передачей по наследству.
Тем самым видно, что во времена президентства А.Акаева поправки в Конституцию в 1994, 1996, 1998, 2001 и 2003 гг окончательно усилили полномочия президента над остальными ветвями власти и превратили страну, где правит один человек и семья, а интересы граждан страны отброшены в сторону.
После прихода к власти К.Бакиева Конституция продолжала перекраиваться и меняться в сторону еще большего укрепления власти одного человека и семейного правления, а также передачи власти по наследству. Так в ноябре и декабре 2006 года оппозиционной группой депутатов были подготовлены и приняты два варианта Конституции. Но 14 сентября 2007 года Конституционный суд Кыргызской Республики отменил действия ноябрьской и декабрьской редакций Конституции и вернул в действие редакцию от 18 февраля 2003 года.
21 октября 2007 года согласно Указу Президента КР состоялся всенародный референдум, на котором была принята новая редакция Конституции, предложенная К.Бакиевым и которая была им же подписана 23 октября 2007 года. Проект новой Конституции готовился Д.Нарымбаевым. Новый редакционный закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики вступил в юридическую силу после опубликования в газете «Эркин-Тоо» или 24 октября.
Внесенные во времена К.Бакиева изменения в Конституцию и одна попытка кардинального изменения Основного закона показали всю несостоятельность президентской формы правления, которая укреплялась по всем направлениям и шла вразрез интересам государство и его укреплению. Также попытка полного осуществления контроля над всеми ветвями власти одним человеком и одной семьей, отодвинула общественность от возможности принимать участие в политических процессах страны и иметь возможность свободного волеизъявления.
2010 год в истории Кыргызстана стал переломным моментом в истории страны, поскольку в этот год форма правления была изменена с президентской на парламентскую форму правления.
Но принятая в спешке новая Конституция КР не стала образцовой, которая смогла бы гарантировать Кыргызстану всевозможную безопасность и целостность государства.
Последняя редакция Конституции
В конце мая 2015 году лидеры фракции коалиции парламентского большинства V созыва Чыныбай Турсунбеков, Омурбек Текебаев и Феликс Кулов выступили с инициативой внести изменения в Конституцию КР.
По словам Ф.Кулова, главы партии «Ар-Намыс» и лидера тогдашней коалиции, поправки в Основной закон были инициированы с учетом мнения народа. Он также отметил, что на встречах с депутатами избиратели говорили об отсутствии вертикали власти в республике, и что они не доверяют судебной системе, поскольку в ней нет никаких подвижек и реформ.
Однако в июне 2015 года Президент А.Атамбаев посчитал недостаточными сроки обсуждения поправок в Конституцию и обратился к авторам с просьбой отозвать законопроект. По словам главы государства, предварительное обсуждение внесенного инициаторами законопроекта показало серьезную поддержку большинства содержащихся в нем предложений со стороны экспертного сообщества и избирателей Кыргызстана. Как отметил А.Атамбаев, в особенности это видно в части устранения искусственных препятствий на пути построения устойчивой системы взаимодействия ветвей государственной власти, повышения уровня доверия к ним со стороны народа, укрепления законности и соблюдения прав простых граждан.
Тем не менее, отдельные предложения законопроекта, по словам А.Атамбаева вызвали острые дискуссии в обществе. Очевидным оказался и недостаток времени, отведенный для предварительного обсуждения проекта закона.
«Поэтому, учитывая важность вопросов, я решил обратиться к вам с просьбой отозвать законопроект», — обратился к депутатам президент.
Стоит напомнить, что поправки касались изменений в конституционные положения об иммунитете депутатов ЖК, о приостановлении и потере мандатов, отставке членов кабмина, полномочий премьер-министра назначать или освобождать глав местных госадминистраций, прав местных кенешей в этом отношении, а также роли Верховного суда и его Конституционной палаты.
27 июля 2016 года депутаты парламента от фракции СДПК, «Республика - Ата Журт», «Онугуу-Прогресс» и «Кыргызстан» инициировали внесение поправок в Конституцию КР. По словам лидера СДПК И.Омуркулова, изменения затронут правительство и судебную систему. После завершения всех необходимых процедур референдум запланировали провести в конце осени.
29 июля на сайте Жогорку Кенеша были обнародованы законопроекты о проведении референдума и внесении изменений в Основной закон Кыргызстана.
Изменения затронули усиления полномочий правительства, уравновешивания полномочий главы государства с другими ветвями власти, уточнения прав человека и ответственности граждан республики, а также вопросы положения семьи, народных избранников, судебной системы и Генеральной прокуратуры.
11 декабря население Кыргызстана проголосовало на всенародном референдуме за внесение поправок в Конституцию.
По словам лидер парламентской фракции СДПК Исы Омуркулова, страна прошла еще один этап на пути развития демократии и свободы слова и выборы показали, что Кыргызстан находится на правильном пути.
Парламентарий подчеркнул, что как власть, так и общество испытали удовлетворение, что традиционно сопровождавшиеся скандалами, шумихой и митингами выборы прошли прозрачно, открыто и справедливо.
«80% избирателей поддержали референдум – это показатель того, что страна идет по правильному пути поступательного развития. Согласно изменениям и дополнениям будет принят ряд конституционных законов, которые создадут основу для реформирования силовых структур и судебной власти, поправки дадут хороший толчок для долгосрочного развития страны, укрепления исполнительной и законодательной ветвей власти. Хотелось бы отметить, что в ходе выборов для всех сторон выборного процесса, и для тех, кто агитировал «за», и для тех, кто «против» были созданные равные условия, все участники выборного процесса смогли выразить свое волеизъявление. Это настоящая демократия, показатель того, что мы смогли сохранить стабильность, поскольку только в стабильной стране можно реализовать перспективные реформы», - подчеркнул И.Омуркулов.
По словам экономиста Сергея Пономарева, при старой власти, показывали явку 88-9%. Реально на выборы ходит, конечно же, меньше граждан. «Те, кто пошел сегодня на выборы, осознанно проявили свою гражданскую позицию», - сказал он относительно состоявшегося в Кыргызстане Референдума.
Политолог, эксперт по международным делам, конфликтолог Эдил Осмонбетов также считает, что Референдум по внесению поправок оказался осознанным решением населения страны.
«Во-первых, Референдум или всенародное голосование всё-таки довольно редко применяющаяся структура для такого очень важного политического вопроса, как поправки в Основной закон страны. Во-вторых, то, что состоялся Референдум это говорит о том, что люди пришли осознанно и принимали свое решение. В любом случае это был выбор тех людей, кто пришел на голосование», - говорит он.
По его словам, после 11 декабря население страны уже будет жить в другой политической стране с другим политическим ландшафтом. «Мы увидим это уже в ближайшие месяцы», - отмечает политолог.
По словам председателя комитета Торгово-промышленной палаты КР по вопросам промышленной политики, экономического эксперта Кубата Рахимова, прошедший 11 декабря Референдум, показал несколько позитивных вещей.
«Либо народ устал от сотрясений и различных политических неурядиц в стране или же общество стало близко к параметрам зрелой европейской демократии», - говорит он.
Он также добавил, что очень хорошо, что Кыргызстан в очередной раз не устраивает различные скандалы и различного рода акции и протесты.
Таким образом, можно отметить, что не совсем привычный процент явки голосующих по всей стране является реальным показателем, который был достигнут благодаря невмешательству властей, и данному населению полного права изъявить свою волю. С другой стороны, прошедший Референдум оказался показательным, поскольку население с пониманием отнеслось к том, что без внесения поправок в Основной закон стране грозит потеря суверенитета и государственности. И наконец, граждане страны показали, что поправки, которые вступят в свою силу и обеспечат баланс власти среди ветвей власти жизненно необходимы для устойчивого развития страны и его процветания.
Эрмек Абдрисаев,
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий