В настоящее время экономическая политика нашего государства стратегически направлена на обеспечение занятости, стабильных доходов, создание рабочих мест и социальной инфраструктуры, необходимых для комфортной жизни граждан. В связи с этим необходимо активно проводить реформы по созданию конкурентоспособной цифровой экономики, создавать благоприятные условия для предпринимательской деятельности, привлекать в страну инновационные технологии и иностранные инвестиции. Основные преобразования в экономике всегда вызывают существенные изменения в законодательстве: чаще всего путем внесения в него многочисленных изменений и дополнений, реже – путем принятия нового пакета нормативных правовых актов.
В рейтинге Всемирного банка Кыргызстан в 2023 году занимает 80-е место среди 190 стран по таким показателям, как создание предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита инвесторов, налогообложение, обеспечение исполнения контрактов и так далее. Для сравнения: Россия в данном рейтинге занимает 28-е место, Казахстан – 49-е, Узбекистан –64-е, Таджикистан находится на 106-м месте.
В этой связи, для поднятия экономики страны сегодня крайне необходимо сформировать привлекательный рынок и создать максимально выгодные условия для наших предпринимателей и зарубежных инвесторов. Для этого необходимо, в первую очередь, сформировать эффективную систему административно-правовой и судебной защиты прав и законных интересов предпринимателей всех уровней, усилить защиту инвестиционных вложений, стимулировать развитие здоровой конкуренции. И, самое главное, провести кодификацию всех разрозненных нормативных правовых актов в предпринимательской сфере. Здесь накопился просто огромный массив нормативных правовых актов – более 100 в различной отраслевой интерпретации. Основы предпринимательской деятельности заложены и в Конституции, и в Гражданском, Гражданско-процессуальном, Земельном, Налоговом кодексах и сотне подзаконных актах. Бесспорно, весь этот массив вполне успешно обеспечивал прочность гражданского оборота и надежно защищал права и интересы предпринимателей, собственников на заре становления рыночных отношений. Но время идет и меняются условия жизни.
В современных условиях в мире формируется конкурентоспособная цифровая экономика, на первый план выходит развитие инновационных технологий и роботизированного производства, вложение крупных инвестиций в данную сферу. Важно отметить, что цифровая экономика совершенствуют новые условия для развития бизнеса, предоставляя новые виды сделок и контрактов. В них используют новые технологии. Новые объекты цифровой экономики требуют разработки и внедрения новых нормативно-правовых актов, которые способны регулировать возникающие гражданско-правовые отношения. В этих условиях многие положения законодательства перестают отвечать требованиям времени, поскольку не отражают все многообразие правоотношений в современной экономике. Разрозненная правовая база не создает максимальных условий для расширения государственно-частного партнерства, развития бизнеса, привлечения инвестиций; правое регулирование предпринимательской деятельности является неповоротливым, забюрократизированным и малопривлекательным.
В силу перечисленных выше факторов перспективным видится принятие Предпринимательского кодекса, как «консолидированного» или «комплексного» закона, предметом регулирования которого должны стать правоотношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, и их государственной поддержки.
На постсоветском пространстве такие шаги уже некоторыми государствами сделаны. В частности, в Казахстане Предпринимательский кодекс действует с 2015 года, в Беларуси Инвестиционный кодекс был принят в 2001 году. В Российской Федерации вопрос о целесообразности разработки и принятия Хозяйственного (предпринимательского, коммерческого) кодекса поднимался неоднократно, и уже даже разработаны проекты концепций. На Украине с 2003 года действует Хозяйственный кодекс, определяющий экономические, организационные и правовые основы хозяйственной (коммерческой, предпринимательской) деятельности в условиях формирования цифровой экономики, основанной на многообразии конкурирующих между собой субъектов хозяйствования.
Предпринимательский кодекс может снизить административные барьеры для предпринимателей и значительно упростить процесс регистрации бизнеса, получение лицензий и разрешений. Принятие Предпринимательского кодекса позволит совершенствовать законодательство в сфере взаимодействия субъектов предпринимательства и государства в регулировании предпринимательской деятельности; создать качественное правовое поле для налаживания в стране благоприятного климата для ведения бизнеса, обеспечения свободы осуществления предпринимательской деятельности; разработать новые эффективные механизмы защиты законных интересов инвесторов и их вложений в экономику с целью повышения инвестиционной привлекательности Кыргызской Республики; систематизировать предпринимательское законодательство Кыргызской Республики, устранить недостатки в правовом регулировании предпринимательства.
В условиях цифровой экономики кодекс может поддерживать стартапы и инновационные проекты через налоговые льготы, гранты и другие формы государственной поддержки, а также предусматривать адаптивные механизмы регулирования, которые позволяют быстро реагировать на изменения в цифровой среде, например, в новых технологиях или потребительских предпочтениях. И самое главное – предпринимательский кодекс может способствовать честной конкуренции, создавая равные условия для всех участников рынка. В нем также возможно предусмотреть нормы, способствующие международному сотрудничеству и интеграции, что важно для бизнеса в цифровой экономике.
Предпринимательский кодекс также позволит ограничить возможность принятия излишних подзаконных актов и гармонизировать законодательство Кыргызской Республики в сфере бизнеса и предпринимательства с законодательствами стран-членов ЕАЭС. Конечно, потребуется качественно изменить и принципы работы судов, повысить их ответственность в разрешении инвестиционных споров. В этом контексте на первый план выходят вопросы, решение которых должно быть направлено на обеспечение эффективной административно-правовой и судебной защиты прав и законных интересов инвесторов; совершенствование правоприменительной практики и кодификацию законодательства в инвестиционной сфере, что в итоге положительно скажется на инвестиционном климате и общем развитии экономики страны.
Изложенное выше позволяет утверждать, что принятие Предпринимательского кодекса способно дать новый импульс к обеспечению предсказуемости, недискриминационного характера инвестиционных условий, появлению четких механизмов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности. Принятие Предпринимательского кодекса позволит определить экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу предпринимательства в стране, станет ответом на вызов времени и инструментом перехода на новый виток развития экономики путем дальнейшего развития предпринимательской деятельности, и улучшения инвестиционной среды.
Неслучайно знаменитый Цицерон сказал: «Чтобы быть свободным, надо быть рабом Закона». Значит, свобода действует в рамках закона – и ничего другого. Без власти закона нет и не может быть ни демократической жизни, ни сферы бизнеса и предпринимательства. Однако, один из основателей США Томас Джефферсон совершенно верно в свое время отметил, что «законы все-таки пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на простых правилах здравого смысла». А здравый смысл сегодня настоятельно диктует создание в стране Предпринимательского кодекса.
Ч.И Арабаев, доктор юридических наук, академик Национальной академии наук КР
Комментарии
Оставить комментарий