5 июня 2017 года Государственный комитет национальной безопасности Кыргызстана сообщил о том, что Первомайским судом г.Бишкек изменена мера пресечения бывшему премьер-министру КР Сапару Исакову и экс-мэру столицы Кубанычбеку Кулматову на арест.
Согласно постановлению Суда С.Исакову была изменена мера пресечения с подписки о невыезде на арест. Поводом для ареста послужило обвинение по ст. 303 ч.1 (коррупция) УК КР в рамках расследуемого уголовного дела, ранее возбужденного по факту коррупции при модернизации ТЭЦ г.Бишкека.
Бывшему мэру г.Бишкек К.Кулматову Первомайским районным судом г.Бишкек также была изменена мера пресечения с подписки о невыезде на содержания в СИЗО ГКНБ КР до конца срока следствия. Причиной ареста послужило возбужденное Генпрокуратурой уголовного дела в отношении К.Кулматова по статье 303 ч.1 (Коррупция) УК КР.
В этот же день Генпрокуратура сообщила о возбуждении уголовного дела на депутата ЖК КР Осмонбека Артыкбаева по признакам преступления, предусмотренного статьей 303 (коррупция) Уголовного кодекса КР при реализации проекта «Модернизация ТЭЦ г.Бишкек». Позже в ГКНБ сообщили, что в рамках расследуемого уголовного дела в качестве подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного статьей 303 ч.1 УК КР депутат ЖК КР О.Артыкбаев был задержан и водворен в ИВС СИЗО ГКНБ КР.
Учитывая предъявленные обвинения, читателям будет не лишним напомнить причины, по которым были водворены в СИЗО ГКНБ С.Исаков, К.Кулматов и О.Артыкбаев.
Дело Исакова
Бывшего премьер-министра КР Сапара Исакова до этого четырежды вызывали на допрос в ГКНБ.
Первый раз Исаков был вызван 26 апреля 2018 года. Как тогда сообщил официальный представитель Комитета нацбезопасности КР Рахат Сулайманов, «бывший премьер-министр Кыргызстана Сапар Исаков был вызван на допрос в ГКНБ в рамках возбужденного ранее уголовного дела по факту коррупции при реализации проекта «Модернизация ТЭЦ г.Бишкек»».
Однако на тот момент Исаков проходил в качестве свидетеля по указанному делу.
Стоит напомнить, что ранее по этому делу были задержаны 7 человек - бывший председатель правления ОАО «Национальная энергетическая холдинговая компания» Айбек Калиев, бывший гендиректор ОАО «Электрические станции», позже мэр г.Джалал-Абад Салайдин Авазов и бывший заместитель гендиректора ОАО «Электрические станции» Ж.Назаров, первый заместитель гендиректора ОАО «Электрические станции» Бердибек Боркоев, технический директор ОАО «Электрические станции» Алмаз Жусупбеков, Гендиректор ОАО «Электрические станции» Узак Кадырбаев, директор по модернизации ТЭЦ Бишкека Темирлан Бримкулов.
Во второй раз С.Исакова вызвали в ГКНБ 14 мая. Тогда он также проходил свидетелем по данному делу. Но в третий раз приглашения в Комитет, который имел место быть 29 мая, Исакову уже было предъявлено обвинение по статье 303 «Коррупция» Уголовного кодекса КР. Как сообщили в пресс-службе ГКНБ, Исакову была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.
По информации ГКНБ, С.Исаков был обвинен в том, что в 2013 году будучи заведующим отделом внешней политики в ранге заместителя Руководителя Аппарата Президента КР, при реализации проекта «Модернизация ТЭЦ Бишкека», используя свое политическое положение, путем совершения организованных, заранее спланированных действий вместе с группой лиц, пролоббировал интересы иностранной компании во время конкурсного отбора подрядчика, в результате чего интересам государства и общества был причинен ущерб в особо крупном размере.
Стоит добавить, что 17 мая в парламенте Кыргызстана было принято постановление по итогам работы временной депутатской комиссии, расследовавшей причины аварии на ТЭЦ. В постановление депутаты внесли положение о рассмотрении ответственности бывшего премьер-министра С.Исакова и экс-главы «Нацэнергохолдинга» А.Калиева.
Дело Кулматова
11 мая занимавший на тот момент пост Председателя Государственной таможенной службы КР Кубанычбек Кулматов был приглашен в Антикоррупционную службу Госкомитета национальной безопасности. В ведомстве не сообщили причину приглашения, но сказали, что «Кулматов проходит свидетелем по какому-то уголовному делу».
18 мая Кулматову уже было предъявлено обвинение по части 1 статьи 303 (коррупция) УК КР. После чего на имущество экс-мера столицы был наложен арест.
По данным следствия, в 2014 году в бытность мэром столицы, Кулматов незаконно использовал грантовые целевые средства на сумму 2 млн. долларов США, предоставленные в рамках реализации проекта «Модернизации ТЭЦ г.Бишкек» китайской компанией TBEA для строительства двух новых школ в регионах. По данным ГКНБ, Кулматов перенаправил эти средства из ведения Правительства КР в ведение муниципалитета под предлогом необходимости строительства школы в жилмассиве «Калыс Ордо» в г.Бишкек.
«Кубанычбек Кулматов, вступив в сговор и заключив без конкурсного отбора договор с руководителем ОсОО «Альто Групп», добился от китайской компании перечисления 1 млн. долларов США напрямую на счет указанной частной компании. Также из городского бюджета было выделено дополнительно свыше 100 млн. сомов для завершения строительства школы в «Калыс-Ордо», - было сказано в сообщении ГКНБ. Один из руководителей «Альто Рупп» уже находится в СИЗО ГКНБ.
21 мая ГКНБ во второй раз пригласил К.Кулматова на допрос, где Госкомитетом было подтверждено, что он проходит фигурантом по делу о коррупции при строительстве школы.
Дело Артыкбаева
Как уже отмечалось выше, 17 мая в парламенте Кыргызстана было принято постановление по итогам работы временной депутатской комиссии, расследовавшей причины аварии на ТЭЦ. Помимо постановления, в которое депутаты внесли положение о рассмотрении ответственности бывшего премьер-министра С.Исакова и экс-главы «Нацэнергохолдинга» А.Калиева, там также были названы имена, ответственных за произошедшую зимой 2018 года аварию на ТЭЦ Бишкека.
В заключении комиссии было отмечено, что все соответствующие распоряжения и постановления Правительства КР по модернизации ТЭЦ Бишкека были подписаны Жанторо Сатыбалдиевым по итогам заключений Осмонбека Артыкбаева, Эрлана Абдылдаева, Ольги Лавровой, Алмамбета Шыкмаматова, Темира Сариева.
После чего, 5 июня Генпрокуратурой КР было возбуждено уголовное дело в отношении депутата ЖК КР Осмонбека Артыкбаева по признакам преступления, предусмотренного статьей 303 (коррупция) Уголовного кодекса КР. О.Артыкбаев был обвинен в заключении невыгодного контракта с китайской компанией TBEA по модернизации ТЭЦ Бишкека.
По данным Генпрокуратуры КР, после того, как 24 мая 2013 года с резолюцией Президента КР, министру энергетики и промышленности КР О.Артыкбаеву поступила совместная служебная записка заведующего отделом внешней политики в ранге заместителя Руководителя Аппарата Президента КР С.Исакова и заведующей отделом финансово-экономического анализа и мониторинга развития в ранге заместителя Руководителя Аппарата Президента КР Н.Ахметовой, в которой было дано предпочтение по выбору подрядчика и переговоров с компанией ТВЕА, О.Артыкбаев начал вести ускоренную работу по скорейшему заключению контракта именно с этой компанией. На это указывают многократно проводимые им совещания по вопросу подготовки к заключению контрактного соглашения с китайской компанией.
«На данных совещаниях, он давал установку на скорейшее заключение контракта с компанией ТВЕА на предлагаемых им условиях. При этом, О.Артыкбаев вместе со своим заместителем А.Калиевым, генеральным директором ОАО «Электрические станции» С.Авазовым, его заместителем Ж.Назаровым, не потребовали необходимые в обязательном порядке технико-экономическое обоснование (ТЭО) и другие технические документы», - говорится в сообщении Генпрокуратуры КР.
В результате чего, 16 июля 2013 года без наличия ТЭО и других обязательных технических документов, на невыгодных для Кыргызской Республики условиях между ОАО «Электрические станции» и компанией ТВЕА было подписано Контрактное соглашение по международному стандарту «EPC» («под ключ») на модернизацию ТЭЦ г.Бишкек на сумму 386 млн. долларов США.
Также отмечается, что по условиям заключенного «EPC» контракта ОАО «Электрические станции» с китайской компанией ТВЕА, Кыргызстан лишился возможности контролировать и влиять на расходы строительства. «В части принятия формы контракта «ЕРС», интересы Кыргызской Республики не были соблюдены, так как не возможно определить достоверность стоимости выполненных работ. Анализ показал, что разница стоимости при выборочной проверке по отдельным позициям составила в среднем 20 млн. долларов США. Отсутствие расчетов окупаемости и возвратности вложенных средств, экономического анализа может привести к невозвратности кредита и создаст угрозу потери государственных активов», - было отмечено в сообщении Генпрокуратуры КР.
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий