Бишкек, 02.09.22 /Кабар/. Пресс-секретарь президента Эрбол Султанбаев дал разъяснение по возражениям президента к Закону КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».
По его словам, президент Жапаров возвратил в Жогорку Кенеш Закон Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» с возражениями для выработки согласованного варианта.
Закон принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 30 июня 2022 года.
Он отметил, что 20 июля 2022 года принятый Жогорку Кенешем закон поступил на рассмотрение главы государства.
"Регламент Жогорку Кенеша определяет порядок и процедуры осуществления Жогорку Кенешем полномочий, предусмотренных Конституцией Кыргызской Республики и законами страны.
Следует отметить, что в процессе принятия вышеуказанного закона Жогорку Кенешем в СМИ периодически публиковалась информация и мнения различных экспертов о том, что регламент парламента принимается с многочисленными нарушениями Конституции и законодательства Кыргызской Республики.
В соответствии с установленными процедурами поступивший для подписания президенту закон был направлен на согласование в Конституционный суд, Верховный суд, Генеральную прокуратуру, Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов, Министерство юстиции, Министерство финансов и в другие государственные органы, компетенция которых затрагивается положениями указанного закона.
От указанных государственных органов к принятому Закону поступили существенные концептуальные замечания", - заявил он.
Также Султанбаев отметил, что, кроме того, в процессе рассмотрения принятого закона были выявлены многочисленные противоречия положений принятого закона положениям Конституции и законов Кыргызской Республики.
"К примеру, среди многочисленных замечаний к принятому закону следует отметить нижеследующее:
— положениями принятого закона наряду с другими полномочиями Жогорку Кенеша предусматривается полномочие по заслушиванию ежегодной информации председателя Верховного суда о деятельности судебной системы Кыргызской Республики.
Согласно части 4 статьи 94 Конституции порядок организации и деятельности судов определяется Конституционным законом Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах».
В соответствии со статьями 1 и 3 указанного Конституционного закона не допускается регламентация предмета регулирования обозначенного конституционного Закона в других законах. В Кыргызской Республике не должны издаваться законы, умаляющие статус, независимость и самостоятельность Верховного суда Кыргызской Республики и местных судов.
В Кыргызской Республике не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.
Следует отметить, что статья 3 действующей редакции Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» содержала в себе аналогичную норму, которая решением Конституционной палаты Верховного Суда Кыргызской Республики от 24 апреля 2019 года признана противоречащей Конституции.
Конституцией, конституционным законом Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» и другими законами не предусмотрено заслушивание Жогорку Кенешем ежегодной информации председателя Верховного суда о деятельности судебной системы Кыргызской Республики, в связи с чем оно не может быть включено в Регламент Жогорку Кенеша;
— положениями принятого закона предусмотрено право комитета Жогорку Кенеша по вопросам, отнесенным к его ведению принимать решение о направлении проектов законов президенту, председателю кабинета министров, Верховному суду, генеральному прокурору и другим государственным органам по вопросам, относящимся к их ведению, Акыйкатчы (Омбудсмену), а также независимой экспертной организации для дачи заключений и рекомендаций.
В то же время согласно действующей редакции закона комитет Жогорку Кенеша вправе принимать решение о направлении проекта закона для дачи заключений и рекомендаций только правительству (т.е. кабинету министров), акыйкатчы (омбудсмену), а также независимой экспертной организации.
При этом следует отметить, что Конституцией и законодательством в целом не предусмотрены нормы, обязывающие президента готовить и направлять комитету Жогорку Кенеша заключения на проекты законов.
Согласно части 3 статьи 27 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Кабинете Министров Кыргызской Республики» Кабинет Министров участвует в законодательной деятельности путем дачи официального заключения на проекты законов, инициированные другими субъектами законодательной инициативы, за исключением инициируемых президентом и председателем кабинета министров.
Принимая во внимание многочисленные замечания, поступившие от государственных органов, а также выявленные противоречия положений принятого Закона положениям Конституции и законов Кыргызской Республики Президент Жапаров возвратил в Жогорку Кенеш Закон Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» с возражениями для выработки согласованного варианта.
Необходимо иметь в виду, что конституционное провозглашение разделения властей как один из принципов построения демократического правового государства предполагает наличие такого органа, который является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, гарантировал бы согласованное функционирование и взаимодействие властей, единство народа и государственной власти. Именно Президент Кыргызской Республики согласно Конституции обеспечивает эти функции.
Одним из инструментов по обеспечению реализации вышеуказанных функций Президента Кыргызской Республики, а также формой участия Президента в законодательном процессе является право на возвращение принятого закона с возражениями в Жогорку Кенеш для повторного рассмотрения (в юридической науке «право вето» – право отклонения принятых парламентом законов), которое предусмотрено нормой части 2 статьи 87 Конституции Кыргызской Республики",- говорится в заявлении пресс-секретаря главы государства.
Комментарии
Оставить комментарий