Бишкек, 09.10.21. /Кабар/. «Пусть каждый гражданин Кыргызстана и молодежь страны, последуют примеру Бирназар бия, честно служа народу и Родине», — подчеркнул Президент Кыргызской Републики Садыр Жапаров сегодня, 9 октября, на торжественном мероприятии в Джети-Огузском районе Иссык-Кульской области в честь 300-летия народного героя Бирназар бия.
Как сообщает пресс-служба президента КР, в своей приветственной речи глава государства отметил:
«Алдаш уулу Бирназар бий является моим предком в седьмом поколении. Он родился примерно в 1719–1720 гг. В то время его отец Алдаш бий жил на юге и внезапно скончался при несении службы и Бирназара, которому тогда едва исполнилось 25 лет, избрали бием.
Алдаш Белек уулу был влиятельным бием племени бугу, а его дед Белек Жамангул уулу долгие годы был ханом племени бугу. Его сыновья Эсенаман и Муратаалы стали биями, его внук Тилекмат — видным послом, а правнук Чыныбай на посту заместителя главы уезда Каракол, фактически являясь султаном Иссык-Куля, проделал большую работу во благо кыргызского народа.
Как мы знаем из исторических источников, Бирназар бий в конце XVIII — начале XIX веков возглавил племя бугу и инициировал возращение жителей Нарына, Чуя, Иссык-Куля и Таласа с юга, спасавшихся там от захватчиков. Его широко поддерживали авторитетные кыргызские бии и бай-манапы племен сарыбагыш, солто и саруу, казахские султаны и узбекские феодалы.
Эти события в своих трудах описывал в 1847 году известный русский ученый, действительный член Императорского Русского географического общества Николай Аристов, изучавший историю народов Востока.
Это также отмечал инженер, военный топограф, писатель и востоковед Иван Андреев в 1824 году.
По данным ученого, на времена правления Бирназар бия пришлись тяжелые испытания для северных кыргызов, а также происходили частые междоусобные конфликты.
Востоковед Василий Бартольд назвал этот период „самым трудным временем для выживания мусульманского населения региона“. Ученый отметил, что до середины XIX века территория кыргызов подвергалась агрессии Джунгарского ханства, империи Цинь, России и Кокандского ханства, распространявших свое влияние по всему Туркестану.
Правление Бирназар бия племенем бугу совпадает с этим сложным периодом. Бий участвовал в кровопролитных войнах и сражениях.
Бирназар бий заботился о будущем и суверенитете своего народа, участвовал в двустороннем мирном договоре 1758 года на приеме императора Цинь Цяньлуна в Пекине, урегулировании кыргызско-китайских пограничных отношений и признании Иссык-Куля вечной родиной нашего народа, а также ему удалось наладить торговые отношения вдоль Великого шелкового пути.
В результате были установлены первые кыргызско-российские торговые отношения, караваны проходили через территорию Иссык-Куля на территории Китая, Индии и Пакистана, а зарубежная культура стала проникать на кыргызскую землю.
Бирназар бий сыграл важную роль не только в разрешении вопросов по кыргызско-китайской границе, но и в определении казахстанско-кыргызской границы. После распада Джунгарского ханства и вторжения Абылай хана в Кыргызстан возникла острая необходимость решить пограничный вопрос между двумя братскими народами.
Это время соответствует 1780 году. Кыргызско-казахскую границу определяли Туума бий, Мамат бий, Кебек бий, Тулоберди бий, Эсенгул баатыр, Атаке бий, Жанболот баатыр, Качыке баатыр, Сейит бий, Келдике бий и Бирназар бий.
После смерти бия его сын Муратаалы бий, двоюродный брат Боромбай манап и внук Тилекмат обеспечили полное сохранение границы. Эта граница долгое время безоговорочно принадлежала кыргызам.
Бирназар посвятил более полувека своей жизни службе в качестве бия. Он всегда принимал справедливые решения — преступников наказывал, и заступался за тех, кто боролся за народ, а также укреплял отношения между племенами. Он объединяет разделенные народы. Своей решительностью, дальновидностью, врожденным красноречием он защищал простых людей и отменил 9-кратный штраф.
Таким образом, своей беспристрастностью он навел строгий порядок в регионе. Говорят, что Бирназар бий скончался в столетнем возрасте и по собственному завещанию был похоронен на юге на кладбище „Айып-Булак“, где покоились тела пророков и святых.
Позже потомки Бирназара отправились туда, чтобы почтить его память чтением Корана на месте погребения. Однако, они не смогли найти захоронение. Ведь кладбища того времени давно сровнялись с землей, вместо них появились новые могилы.
Потомки Бирназар бия сейчас проживают в Джеты-Огузском, Тонском и Тюпском районах, а также в Китае.
Уважаемые жители Иссык-Кульской долины, приглашенные гости из ближнего и дальнего зарубежья, уроженцы Джеты-Огузского района, потомки Бирназар бия, воздвигших памятник и проводящие сегодняшнее торжество!
Желаю всем благополучной жизни, светлого будущего, мира, крепкого здоровья, долгой жизни и заслуженного уважения, как у Бирназар бия!».
Комментарии
Оставить комментарий