• 87
  • 91.26
  • 0.84
  • 0.17

Президент Кыргызской Горной Ассоциации рассказал о необходимости разработки Горного кодекса

ОБ-КОМ 0

Читайте и смотрите нас в

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал 29 января Указ «О вопросах реформирования горнодобывающей отрасли Кыргызской Республики» в целях повышения производительности горнодобывающей промышленности, создания прозрачной системы правового регулирования, раскрытия ее потенциала, обеспечения безопасности населения и минимизации нагрузки на окружающую среду. А также создания благоприятного инвестиционного климата и расширения возможностей для дальнейшего экономического роста Кыргызской Республики.

О необходимости разработки Горного кодекса для реализации данного указа рассказал президент Кыргызской Горной Ассоциации Ишембай Чунуев.

По словам эксперта, разработка и внедрение Горного кодекса по мировым стандартам снимет массу вопросов и проблем в горнодобывающей отрасли и даст толчок к экономическому развитию.

«В 2018 году мы впервые проводили международную конференцию в Бишкеке. Я докладывал о путях решения проблем в горнодобывающей отрасли, внедрения международных стандартов отчетности, но после этого все заглохло. То есть, что это нужно, предпосылки были. На сейчас в Кыргызстане19 кодексов, а Горного кодекса нет. А он бюджетообразующий. За 30 лет мы открыли только одно месторождение – Шамбы-сай, там около 9 тонн золота, и все. У нас тут куча проблем, все стороны тянут одеяло на себя, нету единой команды, органа, который курировал бы это и так далее. Поэтому нам нужен Горный кодекс», - сообщил Чунуев.

Он привел в пример запуск Алтынкена, который, по его словам, выявил множество недостатков в законодательстве.

«У нас есть закон о недрах, но он рангом ниже стоит и приспосабливается под эти кодексы. И каждый год мы по 10-15 таких изменений вносим. Поэтому Горный кодекс при его разработке будет сниматься очень многие вопросы. В том числе земельные. У нас есть Водный кодекс по ледникам, Налоговый кодекс и так далее. Надо приводить все в соответствие. Закон о малом горном предпринимательстве не работает. Надо мобилизовать нашу внутреннюю силу для освоения малых месторождений. Для этого необходимо переходить на международные стандарты отчетности. Тогда придут и инвесторы, и банки будут давать кредиты на разработку. Почему у нас проблемы? Потому что у нас подсчитаны запасы еще в советское время, по системе ГКЗ, а крупные банки, выделяя кредиты, проверяют запасы, но не доверяют. У них свои стандарты, мировые стандарты и требования», - пояснил Чунуев.

Эксперт рассказал о неудачном опыте, когда отдельные месторождения дробят на несколько участков и разрабатываются несколькими компаниями, что не дает положительного эффекта и порождает коррупцию.

«Как пример - Солтон-Сары, Мин-Куш, Кара-Кече, Сулюкта. В Сулюкте еще как-то сдержали поле, а вот другие месторождения поделили на участки, выдали лицензии и нет комплексного освоения, а в Горном кодексе это надо прописать. Конечно, будет большой вопрос по государственной собственности. Инвесторы, специалисты из-за рубежа уже звонят. Сразу хочу сказать, что государство само будет разрабатывать, эту задачу надо на два условных пункта разделить. Первое это положение функций, которое будет действовать после внедрения Горного кодекса и для крупных месторождений. И второе сразу скажу по Жетим-Тоо. Мы еще не знаем ничего, а некоторые чиновники уже заявили, что в 2021 году будем разрабатывать Жетим-Тоо. Мы должны знать, что там есть. А там сейчас трудно сказать, что есть. Во-первых, надо создать государственное предприятие. Никто не придет и не начнет геологические изыскания. Надо найти финансирование и там провести полноценные геологоразведочные работы. Удостовериться, что там есть. Государство должно знать сколько имеется запасов. Если провести по международным стандартам, нам будет больше доверия. Если наши крупные и средние месторождения посчитать, они в цене минимум в два раза возрастут. И главное - мы будем говорить с инвесторами на одном языке. Тогда и работа пойдет. Информацию нужно сделать удобной для инвесторов, чтобы они быстро сделали свои проработки ТЭО», - говорит Чунуев.

В пример участия государства в доле разработки эксперт приводит ситуацию по Сары-Жазу, где разработчики столкнулись с дефицитом электроэнергии.

«Там несколько компаний и они не могут эффективно начать работу, потому что там электроэнергии не хватает, а если переводить на дизель это выйдет очень дорого. То есть и здесь они не просчитали. Если бы государство подвело бы туда электроэнергию, то месторождение быстрее бы запустилось и государство вошло бы в долю. Каждое месторождение уникально и к каждому месторождению надо подходить индивидуально, прорабатывать с будущими инвесторами вопросы доли государства в них. Для этого должно быть комплексное развитие регионов, чтобы инвестору дали перечень вопросов, которые они могут решить. Государство, таким образом, сможет заходить в долю, там четко должны быть расписаны условия», - добавил Чунуев.

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий