Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: Интернет может быть как злом, так и благом в борьбе с нетерпимостью

В мире 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 02.04.21. /Кабар/. Великая паутина уже давно стала неотъемлемой частью нашей коллективной жизни, и события последнего года лишь сделали это ещё более очевидным. Ещё год назад сложно было представить, что именно в сети будет проходить подавляющее большинство нашего человеческого общения, однако таковы стали условия пандемии.

Но бок о бок с благом нередко следуют негативные тенденции, и интернета они касаются едва ли не больше прочих сфер. Анонимность, безграничность и практически полное отсутствие адекватного контроля сделали эту сферу слишком подходящей для злоумышленников самых разных мастей. Президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Вячеслав Кантор в числе прочего называет интернет и социальные сети благоприятной почвой для развития и распространения различных форм нетерпимости, и именно в это пространство уходят носители ненависти, желая остаться непойманными.

С улицы в сеть

Будучи президентом ЕЕК, Вячеслав Моше Кантор в своей деятельности особенно пристально следит за проблемами антисемитизма, его распространения и видоизменения. Тенденции к процветанию антисемитизма в интернете наметились уже давно, и, даже на фоне снижения числа преступлений на почве нетерпимости, наблюдаемого в течение нескольких лет, интернет-антисемитизм продолжал и продолжает процветать. Так, в 2017 году, подводя итоги года 2016, эксперты по проблемам антисемитизма, представляя данные об его уровне в мире, уже открыто говорили о том, что антисемитизм перешёл с улиц и уличных преступлений именно в интернет.

В целом, как отмечал Вячеслав Кантор и специалисты основанного им ещё в 2010 году Центра Кантора при Тель-Авивском университете, 2016 год продемонстрировал две несколько противоречивые тенденции в том, что касается антисемитизма. С одной стороны, стало очевидно меньше серьёзных инцидентов на его почве, таких как нападения на евреев и еврейские учреждения, вандализм, осквернения кладбищ и священных мест и так далее. С другой – число оскорблений, угроз и словесных нападок показало резкий рост, и именно интернет сыграл здесь ключевую роль.

Вячеслав Кантор, комментируя эти данные, назвал рост случаев разжигания ненависти в сети, в том числе прямых угроз и подстрекательств к насилию и преступлениям, массовым. Причём, как отметил Кантор, допросы реальных преступников, кто совершал преступления и даже полноценные теракты в городах Европы, показали: идеи, которыми они руководствовались, они почерпнули именно из интернета. В этой связи Моше Кантор выступил за то, чтобы правоохранительные органы объединили больше усилий с ИТ-компаниями, поскольку только их совместной работой и можно сделать интернет безопасной для всех зоной общения, какой она и должна быть.

Вячеслав Моше Кантор признал, что сами международные компании, работающие в интернете, такие как Google, Twitter, Youtube, Microsoft и Facebook, предпринимают самые разные усилия, чтобы не позволять контенту, наполненному религиозной или национальной нетерпимостью, распространяться в социальных сетях, однако усилий этих очевидно недостаточно. Как пояснил Кантор, сами методы противодействия такой нетерпимости в её виртуальном виде до сих пор не проработаны до конца, а потому не могут дать желаемой эффективности.

Вместе с тем, отметил Кантор, как и многие другие эксперты, нередко сам дух социальных сетей, приветствующий бунтарей, косвенно влияет на злоумышленников, поскольку насилие и оскорбления видятся им способом этот самых бунтарский дух выразить. Сами по себе социальные сети остаются, разумеется, лишь частью виртуальной реальности и используются как инструмент, не более, признают Кантор и его коллеги, однако именно этот инструмент и стал основным в распространении различных идей, инструмент простой и быстрый. Не говоря уж о том, что для современных подростков, уже выросших в эпоху интернета, он остаётся неотъемлемой частью реального мира.

Это подтверждают и уже упомянутые допросы задержанных хулиганов и откровенных преступников: они признаются, что вдохновляются распространяемыми в соцсетях идеями и идеологиями прежде всего потому, что у них самих идеологии нет, либо они страдают от скуки. При этом, отмечает Моше Кантор, сами интернет-споры из года в год тоже становятся всё более жестокими, угрожающими и даже насильственными: нередко конфликт онлайн перерастает в конфликт реальный, и любое противостояние раздувается в полноценную войну. Поэтому именно в соцсетях на сегодняшний день и ведётся основная работа по отслеживанию и удалению контента, наполненного антисемитизмом и ненавистью к любым другим меньшинствам.

Против крайних мер

Всплеск ненавистнического контента в интернете привёл к не менее жёсткому ответу и от ряда законодателей. Так, в Германии в 2017 году в парламенте рассматривали закон о штрафах до 50 миллионов евро – причём штрафы эти назначались не злоумышленникам, а социальным сетям, если они не смогли бы своевременно удалять те посты, которые подпадают под уголовное нарушение. Этот закон заинтересовал и Великобританию.

Вячеслав Моше Кантор, хоть и является ярым сторонником борьбы с нетерпимостью, выступил против подобных крайних мер. Прежде всего потому, что счёл их неэффективными. В одном из своих выступлений в СМИ Кантор открыто высказался о том, что подобными мерами не остановить распространение ненависти, а единственный способ действительно это сделать – наладить контакт с пользователями и действовать с ними заодно в этой общей битве.

Вячеслав Кантор признал, что распространение ненависти в интернете - это не только проблема агрессии и нетерпимости, но и угроза безопасности, ведь этими же каналами и с теми же целями пользуются в том числе и террористические организации. И законы реального мира необходимо распространять на интернет, подчеркнул Кантор. Однако при этом Моше Кантор убеждён, что наказание компаний, работающих в интернете, этому не поможет, и наивно полагать, что это принесёт желанные плоды.

Проблемы кроются вовсе не в размерах штрафов, заявил Кантор. Например, на момент его выступления в 2017 году в Европе до сих пор не было единого для всех общепринятого определения антисемитизма, и об этом Вячеслав Кантор не преминул напомнить. Часть проблемы кроется и в том, что даже в законах «реального мира» не прописана чётко грань между пропагандой ненависти и выражением собственного мнения, отметил Кантор.

С распространением ненависти бороться необходимо, однако ужесточение требований к социальным сетям и обязательство их быстрее удалять нежелательный контент Кантор назвал попыткой наклеить пластырь на куда более серьёзную проблему. Сама ненависть, как и организации и группировки, желающие её разжигать и видящие своих врагов во всём человечестве, не исчезнут с этими мерами. А чтобы победить нетерпимость как глобальную угрозу, каковой она и является, нужно объединить усилия самого международного сообщества, считает Вячеслав Кантор.

«Тот, кто хочет остановить распространение наполненного ненавистью и враждой контента, должен обратиться к сердцам и разуму пользователей социальных сетей», - заявил Вячеслав Моше Кантор.

По мнению Кантора, подобная работа включает в себя не только борьбу с распространителями опасного контента, но и работу с теми, кто, являясь таким же пользователем социальных сетей, способен дать отпор эту контенту на собственном уровне. Добропорядочных людей в интернете предостаточно, уверен Кантор, и их необходимо воодушевить выступать против предрассудков, расизма, ксенофобии и антисемитизма как таковых, неважно, где они с ними сталкиваются. Если это большинство будет таким же активным и вдохновлённым, как и те, кто сеют ненависть, то интернет и социальные сети легко превратятся в инструмент пропаганды уже положительных целей и добра. Необходимо научить людей распознавать манипуляции, злоупотребления и откровенную клевету в интернете, и чем больше людей будут это уметь, тем быстрее можно будет получать данные о таких нарушениях, устранять их и расследовать.

«Изменять нужно не только сети, - заявил Моше Кантор. - Изменять нужно и отношение пользователей сетей».

Положительный опыт

О необходимости работы с пользователями интернета, особенно среди молодёжи, Вячеслав Моше Кантор говорил ещё в 2007 году, когда объявлял о намерениях ЕЕК разработать собственные образовательные интернет-программы для молодых людей. Позитивные программы воспитания молодёжи, говорил Моше Кантор, должны быть интересными и современными, интереснее, увлекательнее и полезнее, чем участие в группах ненависти и показавшим серьёзный рост в то время неонацизма.

У самого Вячеслава Кантора и его Фонда «Всемирный форум памяти Холокоста» действительно есть собственный опыт позитивных интернет-проектов. Так, в 2020 году Кантором была запущена первая в мире инстаграм-кампания глобального охвата “Stop This Story!”. Кампания, инициированная Кантором, была направлена на то, чтобы рассказать пользователям соцсетей о трагедии Холокоста, о том, что антисемитизм с тех пор так и не был побеждён до конца и продолжает процветать и в наше время. Кампания использовала дизайнерские находки, современные технологии подачи информации, была яркой и интересной – поэтому неудивительно, что получила широкий отклик по всему миру. Интерес к теме проявили как мировые звёзды, спортсмены и политики, так и миллионы рядовых пользователей социальной сети.

Сам Кантор, рассказывая об этой программе, признал, что социальные сети на сегодняшний день действительно являются лучшим способом распространить какое бы то ни было послание. Что касается пользователей соцсетей, то их Кантор назвал важной и быстрорастущей демографической группой, которая уже сегодня обладает достаточным влиянием над общественным мнением, особенно в молодёжной среде, чтобы действительно инициировать необходимые изменения в обществе. Но первый шаг кроется в том, чтобы в принципе информировать людей о том, какую опасность представляет собой антисемитизм сегодня, заявил Вячеслав Моше Кантор. И в этом смысле запущенная в интернете кампания также справилась со своей задачей.

Вирус ненависти

Собственный удар по борьбе с нетерпимостью в интернете нанесла и пандемия коронавируса. Ещё в первые месяцы глобальной эпидемии, в мае 2020 года, многие государственные органы и общественные наблюдатели уже говорили ни много ни мало о «цунами» антисемитизма, охватившем интернет. Как не раз отмечал и сам Вячеслав Моше Кантор, и многие другие эксперты, евреи нередко становились жертвами и объектами ненависти во время самых разных кризисов, и пандемия не стала исключением. В США в связи с этим даже ввели должность помощника по вопросам борьбы с разжиганием ненависти в интернете для специального посланника по борьбе с антисемитизмом.

О всплеске нетерпимости из-за экономических и социальных проблем, вызванных глобальным кризисом, заявлял и сам Вячеслав Кантор. В частности, как пояснил Кантор, с начала пандемии всё чаще в информационном пространстве и особенно в интернете стали появляться обвинения евреев – как индивидуальные, так и всего народа – в том, что они либо сами стоят за распространением вируса, либо каким-то образом извлекают из этого выгоду. В числе тех, кто «отличился» подобными заявлениями, Кантор назвал ультраправых политиков и ультраконсервативных религиозных деятелей как в Европе, так и в Америке.

Помимо этого, подчеркнул Кантор, пандемия оживила и многие уже известные антисемитские мифы, поставив их «на новые рельсы». В адрес евреев звучали обвинения в желании подорвать мировую экономику, получить над ней контроль, а также заявления о том, что, якобы, израильские и еврейские компании уже давно владеют лекарством от коронавируса, однако придерживают его, желая дальнейшего распространения вируса с целью дальнейшей наживы.

Впрочем, евреи стали не единственной целью нетерпимости – в расизме и ксенофобских обвинениях нашли выход страх и недоверие многих людей, которыми воспользовались разжигатели ненависти. В результате многие эксперты наряду с Вячеславом Кантором в целом отметили тот факт, что пандемия обострила уже и так очевидную по всему миру негативную тенденцию к нарастанию экстремистских и ксенофобских настроений. В этой связи сам Моше Кантор уже тогда заявил о необходимости не только бороться с глобальным кризисом, пандемией, но и теми социальными угрозами, что несёт за собой общая ситуация.

На это необходимо обратить своё внимание прежде всего мировым лидерам, уверен Вячеслав Кантор. Приведя в пример кризис 2008 года и Великую депрессию, Кантор напомнил, что текущим кризисом могут быть спровоцированы новые волны популизма и экстремизма. Кризис может стать социальным и политическим, заявил Кантор, и вероятность этого необходимо прорабатывать заранее, ведь с ростом безработицы и ухудшением экономической ситуации все эти тенденции лишь усилятся.

Как пояснил Вячеслав Кантор, обеспокоенные настоящим и будущим люди всегда будут искать простые ответы на свои вопросы, и этим легко воспользоваться тем, кто всего лишь предложит им «козлов отпущения», и пропагандистам всевозможных теорий заговора. Особенно актуальная эта проблема остаётся всё в тех же социальных сетях – в положении, когда прямое общение между людьми оказалось запрещено, интернет и распространяемая там информация приобрела особенную значимость и влияние.

«Наши лидеры должны решить проблему растущего экстремизма и ненависти сейчас, проактивно справиться с проблемой, которая уже стоит у нас на пороге, - заявил Вячеслав Кантор. - За прошлый год не только значительно увеличилось число проявлений антисемитизма, но и получили распространение их наихудшие формы, что должно вызывать острое беспокойство у лидеров и органов власти во всём мире».

Комментарии

Оставить комментарий