"Правда": Новое руководство Узбекистана выстраивает приоритеты внешней политики. Первые зарубежные визиты в качестве президента Шавкат Мирзиеев нанес в Туркмению и Казахстан. По итогам поездок заключены многочисленные соглашения, позволяющие надеяться на долгожданное сближение республик региона.
Официально вступив в должность главы Узбекистана 14 декабря прошлого года, Шавкат Мирзиеев почти три месяца сторонился проблем, связанных с международными отношениями. Все его поездки совершались внутри страны, а решения касались исключительно вопросов внутренней политики. В течение всего этого времени в экспертной среде нарастала, но никак не разрешалась дискуссия по проблеме внешнеполитических приоритетов "посткаримовского" Ташкента. Серьезные и не очень специалисты ломали копья, споря о том, куда Мирзиеев совершит свой первый зарубежный визит - в Москву, Вашингтон или Пекин. Этот факт, как утверждалось, даст точный ответ на вопрос о симпатиях нового президента и его окружения.
Сознательно или нет, но Шавкат Мирзиеев оставил любителей политических прогнозов "с носом". Ни первая, ни вторая его зарубежные поездки не имели своей конечной точкой мировые столицы. Глава Узбекистана предпочел посетить ближайших соседей. 6 - 7 марта он совершил визит в Туркмению, а 22 - 23 марта - в Казахстан. Случайным этот выбор назвать нельзя. Еще до официального избрания президентом Мирзиеев говорил о важности налаживания отношений с республиками Центральной Азии.
Та же мысль прозвучала в его интервью, данном казахстанским журналистам накануне поездки в Астану. По словам Мирзиеева, укрепление связей с ближайшими соседями является одним из главных направлений внешней политики Ташкента. "Это естественное стремление, и оно исходит из ясного понимания того, что устойчивое развитие Узбекистана во многом зависит от того, насколько правильно мы сможем выстроить нашу региональную политику... Вопросы, которые волнуют всех жителей региона, ни одна страна в отдельности решить не сможет", - пояснил он. Среди наиболее важных из этих вопросов президент назвал проблемы транспортных коммуникаций, экологии, рационального и справедливого использования водных ресурсов, а также делимитации и демаркации границ.
С направлением рассуждений Мирзиеева нельзя не согласиться. Тесно связанный общей историей и культурными традициями, соединенный за годы Советской власти тысячами экономических нитей, сегодня регион Центральной Азии представляет собой арену скрытых и явных разногласий. Главной причиной являются амбиции местных элит, пытающихся заработать на противостоянии с соседями некие политические дивиденды. Для народов же эти малопонятные игры оборачиваются большими проблемами. Достаточно вспомнить транспортные ограничения между Узбекистаном и Таджикистаном...
Визиты Шавката Мирзиеева в соседние страны позволяют говорить об осторожных, но важных шагах по преодолению искусственно созданных преград между государствами. В Туркмении главы обеих республик подписали договор о стратегическом партнерстве. В качестве закрепления этого документа Гурбангулы Бердымухамедов предложил своему узбекскому коллеге совместную работу по развитию транспортного коридора "Узбекистан - Туркмения - Каспийское море - Южный Кавказ" с выходом на черноморские порты Грузии, Турции, Румынии и других государств. На переговорах также шла речь о реализации проекта другого транспортнотранзитного коридора: "Средняя Азия - Ближний Восток". Соглашение об этом было подписано в Ашхабаде еще шесть лет назад, но так и "повисло в воздухе".
Показательно, что важный шаг по объединению транспортных систем Узбекистана и Туркмении был сделан именно во время визита Мирзиеева. 7 марта президенты приняли участие в церемонии открытия железнодорожного и автомобильного мостов через Амударью в районе города Туркменабад (бывший Чарджоу). Помимо этого, стороны договорились о сотрудничестве в сфере поставок электроэнергии, а также подписали соглашения о закупке Туркменией у Узбекистана вагонов, удобрений и сельхозтехники.
Не менее продуктивным стал визит Шавката Мирзиеева в Казахстан. Президент Узбекистана не скупился на комплименты в адрес Нурсултана Назарбаева. По его словам, в отношениях двух стран начата новая страница, и Ташкент рассматривает Астану как самого близкого и надежного партнера. Символом этого стал запуск скоростного железнодорожного сообщения между Ташкентом и Алма-Атой. 22 марта в столицу Узбекистана прибыл первый поезд казахстанского производства "Тулпар-Талго" (на снимке), который теперь будет курсировать дважды в неделю. Также по итогам визита Мирзиеева решено открыть на узбекско-казахстанской границе два новых пункта пропуска, а три уже существующих перейдут на круглосуточный режим работы.
Среди других заключенных контрактов - совместная сборка автомобилей "Нексия" на заводе в Костанае (Казахстан) и значительное увеличение экспорта плодоовощной продукции из Узбекистана. В целом же поставлена цель в ближайшие годы увеличить товарооборот между странами с нынешних 2 до 5 миллиардов долларов. То, что инициатором регионального сближения стал Ташкент, внушает оптимизм, ведь в последние годы власти Узбекистана избегали любых интеграционных процессов в Центральной Азии. Главное теперь, чтобы эти шаги не оказались топтанием на месте, а превратились в сознательно выбранный путь.
4 апреля 2017 года
Комментарии
Оставить комментарий