16 апреля 2021 года МВД России потребовало, чтобы нелегальные мигранты из СНГ покинули Россию до 15 июня. Об этом на заседании Межпарламентской ассамблеи Содружества заявил замглавы ведомства Александр Горовой.
По данным замминистра МВД РФ, в России на сегодняшний день находятся более 332 тысяч нелегальных мигрантов из Узбекистана, 247 тысяч — из Таджикистана, 152 тысячи — с Украины, 120 тысяч — из Азербайджана, 115 тысяч — из Кыргызстана, 61 тысяча — из Армении, 56 тысяч — из Молдавии, 49 тысяч — из Казахстана.
Отмечается, что в случае невыполнения требования, российская сторона подвергнет нелегальных мигрантов наказанию вплоть до выдворения и закрытию границ.
«Если мы с вами эту численность до 15 июня не уберем, как того подразумевает указ президента, эти люди будут подвергнуты наказанию вплоть до выдворения и закрытия границ…», — передает слова Горового РБК, озвученные на заседании.
Стоит напомнить, что из-за пандемии коронавируса весной 2020 года В.Путин принял ряд послаблений для иностранных граждан, которым разрешили оставаться в России до 15 июня включительно без продления визы и других документов, по которым они въехали в страну. В течение этого времени работодателям также позволили нанимать иностранцев без разрешения на работу в России.
Тем не менее, возвращение 115 тыс. кыргызских мигрантов, которые по данным российской стороны находятся нелегально или с нарушениями на территории России окажется серьезной нагрузкой для властей страны. Особенно стоит учесть тот факт, что пандемия оказала свое влияние на занятость населения и бизнес в республике.
Согласно Минтруда и соцразвития КР, на 1 марта 2020 года экономически активное население составило 2583,6 тыс. человек. Численность занятого населения по республике составила 2442,6 тыс. человек, число безработных 140,9 тыс. человек. Уровень общей безработицы 5,5%, а уровень официальной безработицы на 1 марта 2021 года по республике составил 3,0%.
При этом на февраль 2021 год по официальным данным российской стороны в России находилось примерно 700 тыс кыргызстанцев. По не официальным данным в России находится более миллиона граждан КР. С началом пандемии в Кыргызстан из разных стран вернулось около 60 тыс граждан, большая часть из которых из России. Со слов экспертов, возвращались те, кто работал по «черной». То есть, те мигранты, которые ездили работать в РФ и имели проблемы с документами и не могли продолжать оставаться на территории РФ, скрываясь как раньше от официальных властей.
Ранее МИД КР уже обращался к кыргызским мигрантам, работающим в России с просьбой привести в порядок и проверить свои документы до 15 марта. Причина в том, что срок действия указа российского президента сокращается на три месяца для граждан стран, с которыми у РФ уже открыто регулярное транспортное сообщение, а Кыргызстан входит в число таких государств и именно поэтому МИД КР просил граждан КР решить все вопросы с соответствующими документами до 15 марта 2021 года.
В-первую очередь внешнеполитическое ведомство призвало привести в порядок документы, удостоверяющие личность и регламентирующие пребывание на территории РФ. Во-вторых, МИД призвал продлить трудовые договоры и контракты о найме на работу. И наконец, добровольно покинуть территорию РФ тем, кому ранее было объявлено об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
Государственной службой миграции ране проводилась достаточно объемная работа по выводу граждан КР из черных списков, которые появились в 2013 году и куда, по данным ведомства, попадали наши граждане в основном из-за нарушения условий пребывания в Российской Федерации, а также за незначительные нарушения. В итоге из-за нарушения миграционных законов многие граждане республики до сих пор не могут вновь въехать на территорию РФ.
Имеется четыре категории граждан, которым Госслужба миграции при Правительстве КР может оказывать содействие в вопросе выхода из «черного списка».
Первая – это те граждане, которым требуется срочная медицинская помощь в лечебных учреждениях РФ. Госслужба помогает им во въезде на территорию РФ только при наличии всех подтверждающих документов – диагноз, анализы, направление врачей и т.д.
Вторая - это студены ВУЗов, проходящие обучение на очной основе в высших учебных заведениях на территории РФ.
Третья категория – это те, кто имеют близких родственников на территории РФ, и они направляются в РФ с целью воссоединения с семьей.
Кроме того, имеется самая малочисленная категория граждан, которым Госслужба миграции также может оказать содействие. В эту категорию входят те мигранты, которые могут доказать свой правовой статус.
Стоит напомнить, что Кыргызстан, являющийся государством-членом ЕАЭС, получил преференции в сфере миграции в рамках ЕАЭС. В числе 10 преференций основными можно выделить:
- трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территории государств – участниц ЕАЭС;
- трудящийся-мигрант и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах в течение 30 суток со дня въезда;
- срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем;
- в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток со дня въезда на трудящийся-мигрант имеет право в течение 15 дней заключить новый трудовой договор, в том числе с другим работодателем в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством;
- Трудовой стаж трудящихся засчитывается в общий трудовой стаж для целей социального обеспечения, кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Пенсионное обеспечение регулируется в соответствии с отдельным международным договором между государствами членами (в настоящее время отдельный договор отсутствует но вопрос обсуждается);
- Государства – члены ЕАЭС предоставляют трудящимся и членам семей права на получение бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке, что и своим гражданам и не зависимо от наличия медицинского страхового полиса. В остальных случаях необходимо иметь медицинский страховой полис, оформляемый работодателем либо самостоятельно.
Отмечается, что перечисленные преференции для трудовых мигрантов как для граждан КР, так и для граждан других государств ЕАЭС, значительно облегчат пребывание и осуществление ими трудовой деятельности.
Тем не менее, остается вопрос о том, что делать со 115 тыс гражданами КР, которые оказались перед лицом выдворения из России, а также могут больше не въехать туда?
Политолог, председатель правления Кыргызского совета по международным отношениям и безопасности (Кыргыз кенеши) Эдил Осмонбетов считает, что для Кыргызстана, Казахстана и Армении, которые являются членами ЕАЭС должны быть другие требования. «Поэтому надо как-то по-другому решать этот вопрос. Не должно быть двойных стандартов в миграционной политике», - говорит он.
В качестве основной причины подобного требования со стороны МВД РФ председатель правления Кыргыз кенеши указывает нарастающую санкционную политику в отношении РФ со стороны западных стран. «Также сюда можно добавить ухудшение социально-экономическое положение там в России, политическую напряженность и то, что многие россияне недовольны мигрантами. Поэтому власти РФ пытаются решать проблемы таким вот образом», - считает политолог.
Он также считает, что подобные вопросы надо решать по-другому и исходить из тех договоренностей, которые были заключены в рамках ЕАЭС и других межгосударственных договоров. «Если взглянуть на США как на пример, то можно сказать, что при президенте Д.Байдене наоборот квоты для беженцев и мигрантов увеличены и далее пойдет легализация. Поэтому я думаю, что для граждан ЕАЭС тоже нужно найти правовые способы их легализации, чтобы в последующем не иметь геополитических проблем», - делится Осмонбетов.
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий