• 87
  • 90.55
  • 0.84
  • 0.17

Почему система сокращения рисков стихийных бедствий должна быть готова к адаптации изменения климата?

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 15.09.23 /Кабар/. Изменение климата – это не проблема будущих поколений, оно происходит здесь и сейчас. Мы уже ощущаем повышение температуры, изменение гидрологического режима, засухи, паводки, сели, ураганы и лесные пожары.

В результате возросли как частота стихийных бедствий, так и расходы на ликвидацию их последствий. Осознание климатических угроз и принятие мер, позволяющих свести к минимуму ущерб и риски, называется адаптацией к изменению климата.

Адаптация помогает избежать или смягчить последствия изменения климата и находить решения, чтобы жить в новых климатических условиях. Подходы к адаптации могут отличаться в зависимости от ситуации в конкретном хозяйстве, регионе или стране, т.е. нет универсальных решений. В одних случаях адаптация – это сбережение или накопление воды, в других – готовность к проявлению опасных природных явлений. Адаптация к изменению климата более эффективна, когда она является стратегической, а также превентивно-упреждающей. Заблаговременно принятые меры по адаптации, как правило, в 20-30 раз дешевле, чем ликвидация их последствий.

В силу особенностей географического положения Кыргызская Республика подвержена многочисленным стихийным бедствиям природного характера. Большую часть из них составляют природно-климатические явления, экзогенные геологические явления (сели, оползни, снежные лавины, обвалы), метеорологические и агрометеорологические явления (ураганы, крупный град, сильные морозы, сильная жара, ливни).

Согласно данным Определяемого на национальном уровне вклада (ОНУВ) Кыргызской Республики в Парижское соглашение Рамочной конвенции ООН об изменении климата за 2021, за 20 лет треть от всех регистрируемых чрезвычайных ситуаций составляют паводки и сели, 14% - снежные лавины, 12,8% - сильный ветер, сильная жара и другие метеорологические опасные явления.

В связи с изменением климата будет меняться сила и частота климатических стихийных явлений. Это приведет к увеличению селевых, оползневых процессов, и, соответственно, к потере продуктивных земель и увеличению количества чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к значительным экономическим издержкам и жертвам среди населения. Население с низким уровнем доходов более подвержено рискам от последствий чрезвычайных ситуаций.

Как рассказал директор Департамента мониторинга и прогнозирования Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики Даурбек Сакыев, ожидается, что средняя температура в Кыргызстане будет возрастать в результате глобального потепления.

«Это может привести к увеличению риска возникновения селей, паводков, оползней, лесных пожаров, засух и понижения уровня воды в реках и озерах. Размытие почвы, сели и обрушения горных склонов могут стать более распространенными, увеличивая риск оползней и селевых потоков. Снижение количества снежников и ледников может сократить запасы пресной воды в регионе, что грозит проблемами с поставками питьевой воды, орошением и энергетикой.

Изменения климата могут вызывать учащение экстремальных погодных событий, таких как сильные дожди, град, снегопады и сильные ветры. Эти примеры демонстрируют, как изменение климата может оказывать влияние на Кыргызстан и приводить к возникновению чрезвычайных ситуаций. В связи с этим необходимо разрабатывать стратегии адаптации и устойчивого развития, чтобы справиться с последствиями изменения климата и уменьшить потенциальные риски чрезвычайных ситуаций.

Изменение климата влияет на осадки и температуру в Кыргызстане, что может повлечь за собой негативные последствия для сельского хозяйства, водных ресурсов и экосистем. Высокие температуры увеличивают риск засухи, а экстремальные погодные условия, включая сильные дожди, сели и наводнения, могут происходить с большей частотой и интенсивностью».

Действительно, как указывается в тех же приоритетных направлениях адаптации к изменениям климата, увеличение температуры на 1° С приведет к увеличению среднегодового количества чрезвычайных ситуаций климатического характера на 214 случаев, а сумма прямого ежегодного экономического ущерба для Кыргызстана составит почти 288 млн сомов. Для самого неблагоприятного сценария изменения климата ежегодный прямой экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций составит около 1824 млн сомов.

Также, по словам Даурбека Сакыева, изменение климата может повлиять на доступность воды и водохозяйственные системы. Мы должны быть готовы к снижению количества доступной пресной воды, разработать адаптивные стратегии управления водой. Так как возможно увеличится риск природных бедствий, таких как селевые потоки и оползни. Все это будет иметь значительные социально-экономические последствия, что требует формирования новых устойчивых экономических моделей, а также обеспечения социальной защиты наиболее уязвимых групп населения».

В связи с этим в рамках Проекта ПРООН-ЗКФ «Продвижение процесса разработки Национального адаптационного плана (НАП) для среднесрочного и долгосрочного планирования и реализации адаптационных мер к изменению климата в Кыргызской Республике» проведена оценка институционального потенциала приоритетных секторов, к которым относится управление рисками бедствий и чрезвычайными ситуациями. На основе результатов оценки потенциала разработана программа развития потенциала Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики с указанием действий на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу и были проведены обучающие тренинги для сотрудников министерства.

Оценка показала, что министерство в сфере "Долгосрочное видение и мандат" обладает потенциалом на уровне 56%. В настоящее время сроки ключевых политик, которые интегрировали адаптацию к изменению климата в деятельность министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, уже истекли. И пока не разработаны соответствующие приоритеты, не обновлены соответствующие документы. В Определяемых на национальном уровне вкладах (ОНУВ) в 2021 году и в Концепции комплексной защиты населения и территории Кыргызской Республики от чрезвычайных ситуаций на 2018-2030 гг. описаны краткосрочные и среднесрочные цели адаптации к изменению климата.

Кроме того, представляется необходимым обновить ключевые политики, интегрирующие адаптацию к изменению климата. Важно разработать Программу адаптации к изменению климата сектора чрезвычайные ситуации и План мероприятий по адаптации к изменению климата в этом секторе, а также Приоритеты Кыргызской Республики в области адаптации к климатическим изменениям.

Ключевыми документами, описывающими краткосрочные и среднесрочные цели адаптации к климату, стали Определяемые на национальном уровне вклады (ОНУВ) 2021 года и Концепция комплексной защиты населения и территории Кыргызской Республики от чрезвычайных ситуаций на период с 2018 по 2030 год.

С целью усиления долгосрочного планирования рекомендуется Министерству чрезвычайных ситуаций разработать стратегические цели и задачи по адаптации к климатическим изменениям, а также 10-летнюю дорожную карту, включающую адаптацию. Кроме того, актуализировать все стратегические документы и нормативно-правовую базу, включая подзаконные акты и национальные стандарты, связанные с адаптацией к климату.

В секторе "Чрезвычайные ситуации", категория "Планирование и реализация" имеет потенциал на уровне 42%. Важно отметить, что в национальных и субнациональных процессах планирования не учитываются некоторые ключевые климатические воздействия, такие как тепловой стресс, периоды сильной жары, засухи и экстремальные ливни.

Подчеркивается важность разработки координационных механизмов между Министерством чрезвычайных ситуаций и экспертно-консультационными учреждениями в области адаптации к климату. Также необходимо укрепить сотрудничество с академической сферой, неправительственными организациями и частным сектором.

Важным шагом является разработка Стратегического программного документа для сотрудничества в области снижения рисков бедствий и адаптации к изменению климата с участием заинтересованных сторон, таких как академические круги, НПО, сообщества и частный сектор. Также следует внедрить участие научного сообщества через Научно-технический совет.

Важно усилить институциональную и правовую базу, оцененную на 33%. Например, закон о гидрометеорологической деятельности не учитывает климатические риски. В национальном и субнациональном планировании чрезвычайных ситуаций не учтены ключевые климатические воздействия, такие как тепловой стресс, сильная жара, засухи и экстремальные ливни.

Сектор "Чрезвычайные ситуации" имеет низкий потенциал в категориях "Мониторинг и оценка" (27%) и "Климатическая информация и оценка риска" (18%). Системный риск и бедствия с низкой вероятностью/большими последствиями не оценены из-за недостатков в знаниях и потенциале. Отсутствует система реагирования на сельскохозяйственные бедствия, не определены меры реагирования и стандартные процедуры. Комплексный механизм оценки риска бедствий в сельском хозяйстве отсутствует. Есть Мониторинг в основном оценивает опасности, но не учитывает воздействие и уязвимость из-за отсутствия всесторонней оценки. Оценки рисков и опасностей не используются последовательно в политических документах и секторах. Разные ведомства ведут собственные базы данных, несвязанные друг с другом. Наборы данных не открыты для общего использования. Также нет механизмов для обмена знаниями с другими заинтересованными сторонами.

Эксперты, проводившие Оценку институционального потенциала, также рекомендуют включить адаптацию к изменению климата в учебные программы, программы профессионального развития и повышения квалификации специалистов МЧС.

Директор Департамента мониторинга и прогнозирования МЧС Кыргызской Республики подчеркнул важность ряда мер, которые необходимо учесть в рамках Национального плана адаптации (НАП) МЧС:

  1. Усовершенствование системы мониторинга и раннего предупреждения климатических опасностей, чтобы своевременно информировать население и принимать меры для минимизации ущерба.
  2. Разработка и активное обновление планов реагирования и эвакуации для населения в зонах, подверженных климатическим рискам.
  3. Подготовка сотрудников МЧС к спасательным операциям при паводках и другим экстремальным ситуациям, связанным с климатическими изменениями.
  4. Привлечение сотрудников МЧС к разработке устойчивой инфраструктуры, учитывающей климатические угрозы, включая строительство безопасных зданий и планирование городов с учетом рисков наводнений.
  5. Оценка влияния мониторинга и прогнозирования климатических изменений на благосостояние граждан, включая поддержку производителей сельскохозяйственной продукции.
  6. Идентификация уязвимых секторов и регионов, создание специализированных институтов или агентств для финансирования адаптационных проектов.
  7. Активное участие граждан в процессе принятия решений по адаптации к изменению климата и их личное взаимодействие с экстремальными погодными явлениями.

Комментарии

Оставить комментарий