Согласно данным международной неправительственной организации, занимающейся реформой уголовного и уголовного правосудия во всем мире Penal Reform International (PRI) за 2016 и 2017 год, исполнителями террористических преступлений чаще являются молодые мужчины, дети до 18 лет.
Как сообщили в организации, в некоторых случаях они саморадикализуются, в других – это преднамеренная стратегия вовлечения детей непосредственно в террористические акты, в том числе в пропагандистских целях.
«В случаях, когда дети саморадикализуются, мало что известно о факторах, которые приводят их к деятельности, связанно с терроризмом. Исследования показывают, что в обществах, где отсутствует социальная интеграция и мобильность, дети и взрослые могут чувствовать себя отстраненными и изолированными от политических, экономических и социальных структур. Такие условия в сочетании с чувством несправедливости и прочей концепции жертвенности, могут создать отравляющую среду, в которой может процветать насильственный экстремизм. Глобальный индекс терроризма указывает на то, что терроризм тесно связан с просчетами в сфере управления, такими как политическое насилие, отсутствие соблюдения прав человека, общей безопасности и защиты», - сообщили в PRI.
По мнению группы специалистов, дети более уязвимы к призыву насильственного экстремизма из-за своей юности и отсутствия собственных суждений. Также нельзя забывать о детском стремлении обретения чувства идентичности. Были случаи когда дети из обеспеченных семей, имеющих хорошее образование и высокий экономический статус – радикализировались.
Согласно исследованию, молодые сирийцы в возрасте от 12 до 24 лет стали уязвимыми для вербовки экстремистскими группами по 4-м основным причинам:
• Отсутствие экономических возможностей,
• Деструктивная социальная среда и пережитый опыт насилия, перемещение, травмы, потери,
• Лишение психологических потребностей в эффективности, автономности и предназначении,
• Деградация инфраструктуры образования и возможностей получения образования.
«Исследователи, изучающие как и почему дети присоединяются к ИГИЛ, пришли к выводу, что детям легче внушить определенную идею, а вероятность сопротивления ничтожно мала, поскольку они еще не полностью осознают собственную смертность. Более того, поскольку дети кажутся менее подозрительными и их использование часто приводит к более успешным миссиям. В последние годы растет интерес к процессу радикализации детей и их вербовки в террористические группы, а также мерам реагирования на них в соответствии с международными стандартами», - говорится в исследовании.
Как сообщили в PRI, генеральный секретарь ООН составил список сторон, которые вербуют, используют детей, убивают, наносят увечья, насилуют и так далее. В 2015 году такой список включил в себя участников в Афганистане, Центральноафриканском регионе, Демократической республике Конго, Ираке, Мали, Мьянме, Сомали, Южном Судане, Судане, Сирии и Йемене. Во многих этих странах были привлечены к уголовной ответственности за связь с вооруженными или экстремистскими группами.
«По состоянию на декабрь 2015 года в Афганистане под арестом находились 214 мальчиков по обвинению в вопросе национальной безопасности, в Ираке 314 детей, включая 58 девочек, были арестованы за связь с вооруженными группами, в Сомали 365 детей, в Ливане 15 мальчиков. И все это несмотря на международные стандарты, в которых говорится, что дети по сути являются неспособными дать свое согласие и они должны расцениваться как жертвы и с ними нужно обращаться сообразно их статусу», - говорится в отчете.
Профилактика
Согласно данным PRI, в основе профилактики лежит попытка взаимодействия факторам риска путем создания защитных факторов в жизни детей. Меры профилактики подразделяются на три уровня:
Первичные:
Универсальные подходы, направленные на недопущение вступления детей в конфликт с законом вообще, обращаясь к коренным причинам социальных проблем, таким как нищета и подчеркивая необходимость включения и обеспечения доступа к базовым услугам.
Вторичные:
Подходы, ориентированные конкретно на детей с наивысшим риском вступления в конфликт с законом через поддержку уязвимых семей и путем поощрения интеграции в семью, общину, группу сверстников, школы, профессиональную подготовку и работу.
Третичные:
Подходы, которые фокусируются на детях, которые уже вступили в конфликт с законом, чтобы предотвратить повторное нарушение.
На как ранее подчеркнула частный эксперт Юлия Денисенко, сейчас 34,7% осужденных в КР – экстремисты. У подавляющего большинства – более 80% преобладает низкий уровень умственного развития, есть процент, у которых мышление не достигает даже этого уровня. У 66,7% осужденных мужчин и женщин выявлено зависимое расстройство личности, то есть все жизненные решения эти люди принимают только с разрешения лидера. Они полностью лишены самостоятельности и более подвержены для влияния со стороны.
Лиц, подвергнутых вербовке, можно «спасти» еще в детстве, так как «злой корень» таится в самом юном сознании, поэтому лучше предотвратить проблему заранее, чем бороться с ее последствиями.
КНИА «Кабар»
Елена Цой
Комментарии
Оставить комментарий