После апрельских событий 2010 года Кыргызстан первой из стран СНГ перешел к парламентской форме правления. Но прошедшие 10 лет убедительно доказали, что смена формы правления дело непростое, она не должна быть формальностью, простым переодеванием из одного в другое, как это получилось.
Несмотря на то, что 10 лет мы били себя в грудь, утверждая, что живем в парламентской стране, кто в действительности решал все вопросы в Кыргызстане? По чьему желанию формировался высший орган власти – парламент, с чьего благословения избирались депутаты? Конечно, президента!
По названию парламентская, а по сути ведь супер-президентская власть правила?! При этом ни одна из них не брала на себя ответственности и поэтому сложившаяся хаотичная политическая система привела Кыргызстан к нынешнему сложному положению. С 2010 года по сегодняшний день сменились около 10 глав правительств. Ежегодная смена состава Правительства породила целую армию «эксов». Однако не было сделано ни одного большого созидательного, заметного прорыва. Государственные должности делились партбоссами в парламенте, словно устуканы на тое. Некоторые министры подчинялись не непосредственному начальнику – премьер-министру, а выполняли волю лидера партии, от имени которой он был, выдвинут на должность, что порождало настоящую анархию. Кто из нас может честно возразить, что такого не было? А если говорить о коррупции в партиях, то это отдельная песня. В августе 2019 года депутат ЖК Дастан Бекешов говорил: «На парламентских выборах за включение в первую десятку просят не меньше 300 тыс долларов. Если человек мало известен общественности, тогда должен дать до 1 млн долларов». Ему вторил другой молодой депутат Марлен Маматалиев: «В нынешних выборах за вхождение в первые ряды люди платили от 500 тыс до 1 млн долларов». Вот истинное лицо парламентского правления. А ведь эти кандидаты платили миллионы долларов не за просто так. А за то, чтобы за пять лет депутатской деятельности вернуть потраченные средства в десятикратном размере.
Те, кто голословно утверждает, что Президентское правление – это откат назад, дорога к авторитаризму могли бы обратить взор в прошлое. Основной костяк парламента и пятого, и шестого, и так и не родившегося седьмого созыва формировали президенты. Ведь было так, как сказал, как велел Президент. Так о каком парламентаризме вы говорите? Интереснее всего, что среди противников президентской формы правления, как мы это видим, в основном неправительственные организации, занимающиеся различными западными проектами. Если, как они говорят, так страшно, так опасно президентское правление, то в тех же США, являющихся главным спонсором неправительственных организаций, столетиями существует и процветает классическое президентское правление. Наверное, не лишне будет помнить и про такой момент. Возможно, для НПОшников, заглядывающих в глаза США, более выгодны беспорядки, хаос у нас. Для Кыргызстана очень правильно, чтобы один человек вял на себя ответственность за продвижение страны, за развитие и прогресс. Безусловно, не стоит забывать про риски авторитаризма и диктатуры. Но время показало, что переживших 3 революции кыргызстанцев ни угрозами, ни силой не запугать. Ликвидация металлического забора вокруг Белого дома – это наша реакция на гнев народа, знак признания того, что против воли народа никакая власть, никакая сила не могут противостоять, символический шаг, я бы сказал.
Арзыматова Айнура, доктор исторических наук, политолог:
До этого у нас не было настоящего президентского правления, а было семейно-клановое правление.
«Конституционная реформа сейчас самый актуальный вопрос. Возвращение к президентской системе правления правильный шаг. На самом деле в Кыргызстане до этого не было честного, настоящего президентского правления. Правление и Акаева, и Бакиева было семейно-клановым. Президентское правление в своем истинном виде это лучшая форма правления. После апрельской революции 2010 года решили «да, президентское правление оказалось ошибкой» и автоматически перешли к парламентской власти. Думали, если поменяем форму правления, все станет хорошо, все проблемы решатся сами собой. Но у нас отсутствовали условия для перехода к парламентаризму. Не было межпартийной конкуренции, партийной системы. Что мы увидели в реальности? Увидели партии базаркомов. В течение 10 лет они делали что хотели. Сейчас многие кричат, не понимая сути дела: «Уничтожают демократию, хоронят парламентаризм!». Не стоит забывать, в какой обстановке, в какой ситуации мы перешли к парламентской форме. Наверное, все помнят, что в мае 2010 года в Чуйской области, в июне в Ошской и Джалал-Абадской областях вспыхнули межнациональные столкновения, тогда у людей не было ни возможностей, ни желания обсуждать конституционную реформу. Сели 150 экспертов, пообсуждали и написали новую конституцию. Лишь позже мы узнали, что были внесены положения и статьи, противоречащие государственным интересам, национальным ценностям. Следовательно, то правление, та конституция не могут сильно беспокоить, волновать людей».
Максат Сабиров, депутат ЖК:
«Началось активное обсуждение Конституционной реформы. Это хороший знак»
«На обсуждение вынесен проект новой Конституции. Обсуждение началось. Есть противники, есть и много сторонников. Думаем выслушать мнение всего народа, а потом решать. Мы не говорим, что это окончательный вариант, что по нему будем жить. Сейчас будем тщательно изучать поступающие отзывы. Взвесим все. В течение месяца выслушаем экспертные сообщества, опытных юристов, представителей гражданского общества, мнение рядовых граждан. Обязательно будут дополнения, изъятия. Нынешнее агрессивно ярое и полемически острое обсуждение – хороший знак. Предусматривается объединение аппаратов Президента и Правительства. Это позитивная новость. Также собираемся в целях предупреждения авторитаризма Президента упразднить институт представителей Президента, квоты в судебной системе, прокуратуре, ЦИК. По поводу Курултая хотел бы сказать тем, кто рвет волосы на голове, что это тоже значимый институт демократии. Делегаты народного курултая будут один раз в год приезжать из всех уголков нашей страны на собрание, где выскажут руководству страны свои замечания, предложения. Далеко не всегда можно услышать голос сельчан, узнать, что делается в отдаленных районах. Представители народного курултая не будут получать зарплату, но на их мнения и замечания должна следовать обязательная реакция властей. Это будет закреплено законодательно. А чтобы там не собрались «дежурные» люди к отбору делегатов Народного курултая будет тщательный подход».
Эрлан Азыков
Комментарии
Оставить комментарий