Согласно исследованию Всемирного экономического форума в эпоху развития 4-ой Индустриальной Революции цифровые технологии становятся обязательным требованием для обеспечения конкурентоспособности компании и страны в туристическом рынке. Это было подтверждено посредством корреляционного анализа субиндекса «Готовность к информационно-коммуникационным технологиям» и поступлений от туризма.
Источник: Индекс конкурентоспособности сектора путешествий и туризма 2017г.
График демонстрирует прямую корреляционную связь между двумя показателями. Кыргызстан по субиндексу «Готовность к информационно-коммуникационным технологиям» в 2017г. занял 103 место из 136 стран мира.
Источник: Индекс конкурентоспособности сектора путешествий и туризма 2017г.
В разрезе регионов мира лидирующие позиции занимает Северная и Западная Европа, а также страны Восточной Азии и Океании.
Источник: Индекс конкурентоспособности сектора путешествий и туризма 2017г.
Кыргызстан относится с странам Евразии, среди которых у Кыргызстана наихудшие показатели (см. График 4).
Источник: Индекс конкурентоспособности сектора путешествий и туризма 2017г.
Со слабой цифровизацией и автоматизацией туристической отрасли Кыргызстану конкурировать с лидерами туристического рынка не представляется возможным. Эти данные еще раз подтверждают мировой опыт того, что наличие первозданной красоты природы недостаточно, чтобы завоевывать туристов и привлекать инвесторов.
Перевод туристической отрасли на цифровые рельсы, прежде всего, основывается на открытых данных, которые помогают создавать новые сервисы/продукты, обеспечивать удовлетворение потребностей клиентов и инвесторов, предсказывать рыночное поведение, обеспечивать высокую капитализацию инвестиций и многое другое. Чтобы наглядно увидеть силу влияния открытых данных на развитие качества и масштабов туристической индустрии рассмотрим пример Кыргызстана, Азербайджана и Грузии, которые принадлежат одному географическому региону Евразия.
Показатели туристической отрасли
У Кыргызстана самый низкий уровень доходности от туристов – 139,5$ с туриста, а в Грузии каждый иностранный турист оставляет в стране в 6 раз больше, а в Азербайджане – в 8,6 раз больше чем в Кыргызстане. Столь большой разрыв между Кыргызстаном и странами региона должен у думающих людей вопрос «Почему?». Ниже рассмотрим практику по открытым данным в туристической отрасли в этих странах, которое поможет сравнить и увидеть лучшие практики стран региона по развитию туризма.
Открытые данные
Ниже рассмотрим как же устроена система открытых данных в трех государствах Евразии, в которых туристическая отрасль представляет экономический интерес.
Азербайджан
В Азербайджане портал открытых данных https://data.e-gov.az/ был создан в 2015г. Данный сервис содержит преимущественно информацию в формате реестров, тарифов, а также оказывает услуги населению, а статистического и нормативно-правового характера информация на данном портале не имеется, но она в ближайшее время будет добавлена на портале открытых данных. Дата обновления данных – это 2017г., т.е. по актуальности данные не отвечают требованиям. Статистическую информацию о туристической отрасли можно получить на сайте Статистического комитета https://www.stat.gov.az/source/tourism/?lang=en. Набор данных представлен как на азербайджанском, так и на английском языке, что делает информацию доступной для иностранных инвесторов и туристов. Количество наборов данных составляет порядка 16. Данные на портале представлены в формате XLS, что дает удобство для машинной обработки. Наборы данных покрывают временной интервал с 2006 – 2016гг., т.е. по критерию актуальности данные не отвечают требованиям. На сайте Министерства культуры и туризма полезная имеется информация для туристов относительно визы, туристических маршрутах, полезных контактов, о транспортной системе, банковской инфраструктуре, таможенных процедурах и правилах, налогообложении для иностранных гостей и инвесторов, туристических информационных центрах, о наиболее благоприятных сезонах для визита в Азербайджан, ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, статистика по туристической отрасли. Данный подход делает Азербайджан для иностранных гостей и инвесторов более открытым, доступным, безопасным и комфортабельным. На основе государственных данных разрабатываются приложения для удобства граждан, гостей и инвесторов. Например, Информационно-вычислительным центром Министерства транспорта, связи и высоких технологий разработано мобильное приложение поиска почтовых отделений - "Почтовые адреса", которое доступно в магазинах приложений App Store и Android. Кроме того, услуга интерактивного поиска отделений Azerpoct доступна также на портале "Электронное правительство" (e-gov.az).
Министерство культуры и туризма поддержала разработку мобильного приложения "PRO Azerbaijan", совмещающего в себе функции социальной платформы и мобильного помощника. Вся необходимая информация теперь в одном ресурсе! Знаменитые места, зоны отдыха, отели, кафе-рестораны, магазины, салоны красоты, клиники, афиша, скидки, акции, новостные порталы, телеканалы, радио, обширная библиотека, фонотека, фильмотека, информация о транспорте, о курсе валют, погоде, а также через приложение можно записаться на прием к должностным лицам Министерства культуры и туризма, с возможностью комментировать и оставлять отзывы.
Центр информационных технологий и управления информацией Государственного комитета по вопросам имущества Азербайджана в 2017г. представил навигационное приложение под названием AzNav. Кроме азербайджанского языка система поддерживает русский, английский, арабский, немецкий, испанский, французский, итальянский, турецкий и грузинский языки. Кроме этого, в приложении реализован компонент голосового сопровождения до пункта назначения. В базу данных навигационной системы включены 353 городов и поселков, 5321 населенный пункт, 759227 зданий и строений, 77972 объекта, 117 мостов, 558 пешеходных переходов, 521 радаров и камер дорожного наблюдения. Приложение разработано на базе информационной системы адресного реестра и позволяет планировать маршрут до пункта назначения. AzNav работает автономно и не требует подключения к интернету для поиска и навигации. Навигационная база AzNav содержит также карты стран Европы, Южной и Северной Америки, Африки. С помощью приложения можно получить неотложные услуги правоохранительных органов, медицинской службы, возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций, а также получение почтовых и туристических услуг, вызова такси, а также осуществление грузоперевозок. С помощью приложения можно узнать допустимую скорость автотранспортного средства, маршрутов, наличие радаров, паркингов, объектов общепита, заправочных станций.
В 2018г. Телерадиокомпания «МИР», компания Appreal и Бюро по развитию туризма Азербайджана разработали новейший мобильный гид «TopTripTip Азербайджан» для людей, которые хотят посетить Страну огней. Разработчики обещают путешественникам «уникальную природу, неповторимую культуру, многовековую историю». Приложение доступно на платформах iOS и Аndroid на русском и английский языках. Гид предоставит полную информацию о достопримечательностях и туристических маршрутах, мероприятиях. Программа предназначена в первую очередь для тех, кто путешествует самостоятельно. Путеводитель можно скачать абсолютно бесплатно. Приложение идеально подходит для тех, кто любит путешествовать по труднодоступным местам, где нет интернета. Разработчики также составили для туристов целый набор маршрутов, которые они могут пройти самостоятельно. Кроме того, с помощью гида путешественники сами смогут составить свой маршрут. Под рукой у туриста всегда будет календарь лучших мероприятий и событий с функцией напоминания, красочные фотогалереи, а также карта Азербайджана в режиме «offline». «В коллекции мобильных приложений TopTripTip уже можно найти путеводители по Грузии, Армении, Казахстану, Беларуси и многим другим странам.
Для привлечения инвестиций в туристическую отрасль на ежегодной основе выпускаются публикации о туристических показателях страны и привлекательности инвестиций в туристическую индустрию Азербайджана http://azpromo.az/library/publications. Публикация в формате PDF размещается на портале.
Грузия
Система открытых данных в Грузии существенно развитее чем в Азербайджане. Первый портал с открытыми данными http://www.opendata.ge/en был запущен в 2010г., а в 2018г. был создан портал http://www.datalab.ge/en. Оба портала были созданы при поддержке донорских институтов (Open Society Georgia Foundation (OSGF), Visegrad Fund, Министерство иностранных дел Нидерландов), а исполнителем обоих проектов является Institute for Development of Freedom of Information (IDFI). Первый портал представляет собой базу данных, полученных посредством запроса в государственные органы. Данная база – это объединенный архив 4 НКО, которые делали запросы информации в государственные органы, поэтому имеют ограниченный набор данных. Новый портал, запущенный в 2018г. включает в себя 267 наборов данных из 161 государственных учреждений. Данные на портале представлены преимущественно в формате XLS и CSV, что дает возможность машинной обработки. Данные в формате DOC, PDF, HTML, ZIP тоже заложены, но таких файлов пока не имеется. Данные на портале структурированы в группы по отраслевой принадлежности, что дает удобство в поиске информации.
У Национального агентства по инвестициям имеется интерактивная карта Interactive map of Georgia, с помощью которой можно увидеть все туристические объекты по категориям, размещение местных органов власти, ГЭС, специальных экономических зон по категориям, образовательные учреждения, морские порты, меры государственного стимулирования и совместные инвестиционные фонды.
Национальное управление туризма имеет собственный статистический портал http://stats.gnta.ge, который отражает наиболее актуальные данные, т.е. имеются даже сведения за первые 3 месяца 2018г. Данные отображаются в табличном и графическом виде. Пользователю предоставляется возможность самостоятельно отбирать параметры для подбора данных. В ассортименте аналитики имеется очень много параметров для фильтра информации (возраст, гендер, город/село, цель визита, тип размещения, транспортное средство, предпринятые государственные меры, экономические показатели, туристические объекты и т.д.).
На сайте Национальной статистической службы http://www.geostat.ge можно увидеть статистические данные по туристической отрасли в разных форматах с возможностью самостоятельно выбрать параметры и формат файла для скачивания. Временной интервал охватывает период с 2006 – 2017гг. с детализацией по кварталам за последний отчетный год. Данные можно скачать либо вывести графически. На сайте можно также найти публикации в формате PDF.
Транспортная компания Тбилиси разработала для пассажиров удобное приложение Tbilisi Transport Company (TTC), которое помогает выстроить наиболее оптимальный маршрут, показывать в реальном режиме времени движение транспортного средства, расписание всех маршрутов автобусов и метро, место для паркинга.
При содействии мэрии города Тбилиси в 2017г. был запущен проект по разработке приложения с расписанием микроавтобусов в районе Надзаладеви.
Мэрия Тбилиси разработала на основе располагаемых данных интерактивную карту города http://maps.tbilisi.gov.ge, на которой можно увидеть огромный набор и слои данных: аукционы земельных участков, кадастровые данные, сети коммуникаций и прочих инженерных сетей, границы административно-территориальных единиц, функциональные зоны, специальные зоны с указанием назначения, гидрография, кладбища, дорожная сеть, дорожно-транспортные происшествия, здания и сооружения, органы управления, учреждения общественного назначения, генеральный план. Все данные актуализированы и обновляются в режиме реального времени.
Монтовидео (Уругвай)
В Монтовидео (столица Уругвая) создали приложение GxBus, которым пользуются тысячи людей, чтобы ориентироваться в городском транспорте. С помощью приложения пользователи могут:
1. выбрать наиболее оптимальный маршрут;
2. увидеть все точки посадок/высадок пассажиров;
3. увидеть загруженность маршрутов в реальном режиме времени;
4. увидеть время-затраты на поездку;
5. увидеть все наиболее выгодные маршруты для достижения точки назначения;
6. увидеть зоны пересадок
Для Кыргызстана подобное приложение помогло бы решить вопросы городского, но и междугороднего и пригородного транспорта. В близи г.Бишкек имеются разнообразные зоны рекреации, например, Супара-Чункурчак, горнолыжный комплекс «Чункурчак», эко-резорт «Кара-Булак», заповедник Ала-Арча. Но информации о том, как добраться до этих комплексов не имеется, что создает сложность не только иностранным, но и внутренним туристам посетить туристические объекты Кыргызстана. Приложение по общественному транспорту даст толчок активации внутреннего туризма, который сдерживается по причине отсутствия информации у населения.
Амстердам (Нидерланды)
Возможность самостоятельно организовывать и управлять своим туристическим маршрутом стимулирует людей выбраться на туристическую поездку и отдых. Такую возможность туристам и жителям предложило руководство города Амстердам. В рамках проекта CitySDK в Амстердаме запустили сервис, который показывает загруженность всех туристических объектов в реальном режиме времени, т.е. сервис может выстроить наиболее оптимальный маршрут с учетом критериев и пожеланий туриста, а также загруженности туристических объектов (поток посетителей). Сервис может показать время затраты на визит объекта, график работы, схему проезда, правила посещения объекта. В качестве туристических объектов рассматриваются все объекты для досуга, развлечений, достопримечательности, объекты искусства и точки общественного питания. Для Кыргызстана подобный сервис может сделать привлекательным и удобным для туризма, досуга и отдыха.
Европейский Союз
Неравномерное развитие территорий не только в масштабе страны, но и внутри городов является причиной слабой информированности предпринимателей о характеристике территорий. Большая часть объектов туристической отрасли в г.Бишкек сконцентрированы в золотом квадрате, а при этом другие части города остаются обделенными вниманием туристической отрасли. Ввиду ограниченности ресурсов на проведение комплексного маркетингового исследования всей городской территории и отсутствия доступной информации о социально-демографических и экономических показателей территории города, предприниматели прибегают к своей интуиции и выбирают локацию интуитивно либо по подсказке своего окружения. Проведение комплексного маркетингового исследования для МСБ – это дорогостоящая услуга, поэтому предприниматели МСБ предпочитают положиться на советы и интуицию. В Европейском Союзе для поддержки предпринимательской деятельности и активизации предпринимательского потенциала государство создало портал открытых данных http://urban.jrc.ec.europa.eu. На данном портале можно получить широкий спектр информации о любой территории:
1. Численность населения
2. Возраст населения
3. В разрезе граждан и иностранных гостей
4. Занятость и безработица
5. ВВП
6. Рейтинг дорожно-транспортных происшествий
7. Загруженность дорог
8. Обеспеченность общественным транспортом
9. Уровень выбросов и загрязненности окружающей среды
10. Возраст зданий и сооружений
11. Площадь зеленых насаждений
12. Обеспеченность зелеными насаждениями
13. Стоимость жилья
14. Социально-уязвимые слои населения
15. Преступность
16. Перенаселенность
17. Обеспеченность инфраструктурой (канализация, отопление, электроэнергия, связь и т.д.)
Для Кыргызстана заимствование зарубежной успешной практики способствовало бы:
1. снижению издержек бизнеса на проведение анализа и оценки бизнес-идеи
2. ускорение запуска бизнес-идеи
3. рост доверия со стороны инвестора
4. увеличение инвестиционных возможностей для предпринимателей, в частности, МСБ
5. снижение рисков провала бизнес-проекта
6. улучшение качества предпринимательских инициатив
7. повышение коммерческой эффективности бизнес-проекта
8. равномерное развитие инфраструктуры различных территорий
9. рост занятости засчет создания новых рабочих мест
10. увеличение предпринимательской активности
Набор данных о территории можно сделать еще шире, чтобы у предпринимателей было больше возможности сделать правильные инвестиционные вложения. Например, бизнесу в туристической отрасли потребуется следующая информация:
1. Обеспеченность услугами туристических объектов и туристическими товарами;
2. Уровень дохода;
3. Источник дохода;
4. Гендер жителей;
5. Вид деятельности жителей;
6. Частота зарубежных поездок;
7. Кредиторская задолженность;
8. Структура расходов;
9. Обеспеченность собственным и общественным транспортом;
10. Качество здоровья;
11. Уровень образования;
12. Постоянство и длительность проживания на данной территории;
13. Приток иностранных граждан;
14. Цель приезда иностранных граждан;
15. Длительность пребывания иностранных граждан;
16. Частота чрезвычайных ситуаций;
17. Уровень риска чрезвычайных ситуаций;
Этот перечень можно дополнить целым рядом данных, которые стимулируют предпринимательскую активность в области туризма, создавая новые сервисы и продукты для потребителей.
Гульнур Чекирова
Школа Данных в Кыргызстане
Комментарии
Оставить комментарий