Как известно сегодняшняя ситуация с военными и террористическими угрозами дошла до высшей точки апогея. Геополитические реалии также сильно изменились и без военных блоков уже трудно рассчитывать на безопасность, особенно в регионе Центральной Азии, где южные границы соседствуют с нестабильным и довольно опасным Афганистаном. Для того чтобы не позволить дестабилизации региона и была во многом создана Организация Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ).
ОДКБ: Начало
Формирование и развитие Организации Договора о коллективной безопасности началось с подписанием 15 мая 1992 г. государствами-участниками Содружества Независимых Государств Договора о коллективной безопасности. В основу Договора легли положения статьи 51 Устава ООН об осуществлении права на коллективную самооборону.
Пройденный этап становления и развития Договора о коллективной безопасности не был напрасным. За период 1995-2000 гг. был подготовлен и принят ряд важнейших нормативных актов, которые составили основу для практической организации военного сотрудничества и решения задач в области совместной военной политики. Важнейшими из них стали Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества и положения по его реализации; Решение о Коллективных силах быстрого развертывания в Центральноазиатском регионе коллективной безопасности (КСБР); Решение о совместной подготовке кадров для Вооруженных Сил государств, входящих в ДКБ. Этим самым были созданы условия, которые позволили трансформировать Договор о коллективной безопасности в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и 7 октября 2002 года в Кишиневе были подписаны Устав ОДКБ и Соглашение о его правовом статусе.
В соответствии с Уставом Организации Договора о коллективной безопасности разработана и создана система органов управления, которая включает в себя ряд консультативных и исполнительных органов с участием министров иностранных дел, обороны, секретарей советов безопасности, начальников штабов вооруженных сил. Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ), куда входят все главы государств.
В настоящее время сотрудничество между государствами-членами ОДКБ осуществляется по следующим направлениям:
1. Коалиционное военное строительство.
2. Дальнейшее совершенствование деятельности Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ взамен ранее действующей аналогичной комиссии СНГ.
3. Военно-техническое сотрудничество в соответствии с принятым решением Совета министров обороны Организации, утвердившим концепцию Программы военно-технического сотрудничества (ВТС) государств-членов ОДКБ.
4. Подготовка военных кадров.
Соглашением определена главная цель — формирование и развитие единой системы подготовки военных кадров для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований государств-членов ОДКБ по согласованным специальностям и программам обучения.
5. События 2010 года в Кыргызстане показали необходимость совершенствования механизмов Организации. Самым важным блоком явились документы по созданию механизма антикризисного реагирования.
Со вступлением в силу документов антикризисного реагирования государства-члены ОДКБ будут иметь соответствующую правовую основу для взаимодействия по широкому спектру вопросов безопасности, включая внутренние угрозы, чрезвычайные ситуации, в том числе оказания материально-технической помощи.
ОДКБ: Реальные вызовы
Напомним, что недавно, на полях 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке прошла неформальная встреча министров иностранных дел стран ОДКБ. Стороны обсудили вопросы борьбы с международным терроризмом и обеспечения региональной безопасности. Кроме того, генеральный секретарь ОДКБ Юрий Хачатуров информировал глав внешнеполитических ведомств о ходе подготовки к сессии Совета коллективной безопасности Организации, которая должна пройти в конце ноября 2017 года в Минске.
Встречи представителей стран-членов ОДКБ всегда носят актуальный характер, что отражает высокий уровень взаимодействия государств по различным вопросам международной политики и безопасности. Однако в последнее время на фоне обострения террористической угрозы на границах Организации необходимым стало углубление сотрудничества не только между представителями ОДКБ, но и другими странами.
Наиболее напряженная террористическая ситуация наблюдается на центральноазиатском фланге Организации. Это связано с увеличивающимся негативным влиянием ближневосточных конфликтов на этот регион, в том числе посредством вербовки боевиками, приобретшими боевой в Сирии и Ираке, граждан республик Центральной Азии в ряды своих сторонников. К сожалению, тяжелое экономическое положение в ряде государств региона способствует распространению идей радикального ислама.
Важным фактором, оказывающим все более негативное влияние на зону ответственности ОДКБ в Центральной Азии, стала ситуация в Афганистане. Активизируется проникновение в Афганистан международных террористических структур, в частности ИГИЛ.
Актуальность данной тематики была поднята на прошедшем круглом столе Клуба региональных экспертов КР «Пикир». В частности, независимый эксперт, сопредседатель Клуба региональных экспертов Джумакадыр Акенеев говорил «о необходимости проработать всю практическую правовую основу для создания дополнительной войной базы на юге Кыргызстана. Данный вопрос особо актуален во время нарастания современных вызовов и угроз по всему миру. Акенеев особо подчеркнул, что «стоит отнестись к созданию военного плацдарма на юге КР очень серьёзно».
Его поддержал в этом вопросе Токтогул Какчекеев, являющийся независимым экспертом. Эксперт заявил, что «необходимо укреплять взаимодействия в регионе между ЕАЭС и ОДКБ». Эксперт также особо подчеркнул, что «Кыргызстан является полноправным членом ОДКБ и в рамках этой организации должен позаботиться и о создании военных и антитеррористических центров, которые будут готовить профессионалов для обеспечения мира и порядка не только в Кыргызстане, но и за его пределами».
Юрий Погиба, президент международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР, полковник в отставке ГКНБ, также поддержал коллег. Погиба заявил, что «всем нужно очень серьёзно отнестись к нарастающей угрозе, которая исходит от ИГИЛ, силы которых находятся не только в воюющей Сирии, но и в Афганистане. Если не предпринимать реальных действий по укреплению военной безопасности, то перспективы развития экономического процветания региона будет под большой угрозой».
Как отметил эксперт по военным делам Леонид Бондарец, «в таких условиях существенно возрастает значение ОДКБ как ключевой региональной военно-политической структуры, призванной поддерживать высокий уровень безопасности в этой части Евразии. В этом контексте важным становится проведение совместных учений и операций под эгидой ОДКБ. Эти мероприятия не только позволяют отработать боевую слаженность и эффективное взаимодействие воинских подразделений, их готовность парировать любую потенциальную угрозу, но и демонстрируют единство государств-членов ОДКБ, их решимость совместно защищать южные рубежи зоны ответственности Организации», - заявил эксперт.
Таким образом, на фоне стремительного изменения международной обстановки только общие усилия стран ОДКБ и других государств Центрально-Азиатского региона будут способны защитить их суверенитет и территориальную целостность. Высокая оперативная совместимость и постоянное совершенствование боевой выучки коалиционных группировок позволит своевременно реагировать на все имеющиеся и потенциальные угрозы.
Антон Кубицкий
Комментарии
Оставить комментарий