Объекты придорожного сервиса. Япония делится опытом с Кыргызстаном

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Сегодня, 6 февраля при поддержке Японского агентства международного сотрудничества JICA был проведён семинар на тему «Объекты придорожного сервиса».

В Кыргызстане дорожная сеть обеспечивает более 95% пассажирского и грузового потоков. Создание разветвленной сети объектов придорожного сервиса позволило бы обеспечить необходимые условия для комфортного передвижения и гостей страны.

Автомобильные дороги Кыргызстана в рейтинге глобальной конкурентоспособности за последние два года оценены как одни из самых худших среди стран СНГ. Это вынуждает задуматься о причинах такой негативной оценки. Кыргызстан обладает богатыми ресурсами, которые необходимы для обустройства высококлассной разветвленной дорожной инфраструктуры по сравнительно бюджетным ценам.

Основная причина всерьёз заниматься разработкой дорог высокого качества и долгого срока эксплуатации заключается в том, что страна располагается в высокогорных условиях и в большую часть регионов добраться совсем непросто. Главным средством передвижения в Кыргызстане является автомобильный транспорт. По данным Национального статистического комитета, автодорогами обеспечивается 96,6% грузовых и 98% пассажирских перевозок страны.

Приоритетом в дорожном секторе является сохранение и улучшение международных транспортных коридоров, так как их развитие способствует значительным улучшениям в осуществлении региональной, межрегиональной и транзитной торговли, развитию бизнеса, созданию рабочих мест и сокращению бедности. Именно поэтому качество автомобильных дорог в Кыргызстане необходимо приблизить к наилучшим показателям.

Как отметил старший научный сотрудник Национального института исследований и разработок, Научно-исследовательского института гражданского строительства в холодных регионах и Регионального ландшафтного отдела Ясуаки Мацуда, «Япония наработала уникальный опыт по развитию системы придорожного сервиса. Мичи-но-эки (придорожные станции) в Японии выполняют многофункциональную роль. Помимо кафе и магазинов на территории станции могут быть размещены зона отдыха, медпункт, центр техобслуживания автотранспорта. Также придорожные станции в Японии вносят вклад в развитие региональной экономики через предоставление туристической информации, организацию туров и реализацию оригинальной местной продукции».

Японские специалисты предлагают свой опыт не случайно. Есть определённая схожесть между Кыргызстаном и японским островом Хоккайдо.

Как рассказал научный сотрудник научно-исследовательского отдела Инженерного центра развития Хоккайдо Ясухиро Нагата, «территория Хоккайдо занимает одну пятую части суши Японии, однако из-за довольно холодного климата, окутывающего остров с ноября по март, здесь проживает лишь 5% населения страны. И, как ни парадоксально это звучит, зима является популярным периодом для путешествий. Туристы приезжают на Хоккайдо, чтобы покататься на лыжах или сноуборде, посмотреть на замерзшие воды в портах Вакканая и Ребуна или насладиться ледовой скульптурой Юки Мацури».

В Кыргызстане зима также часто бывает холодной и снежной. В декабре температура на севере страны может колебаться от -10 до 15 градусов ниже ноля. На юге страны в этот период времени немного теплее. Зима открывает дополнительные возможности для горнолыжного туризма. Но для достижения оптимальных, и главное цивилизованных условий необходимо достичь максимально эффективных результатов по части обеспечения придорожного сервиса.

Для усиления экспортной конкурентоспособности путем «Улучшения транспортной инфраструктуры», JICA ведёт сотрудничество в формулировании транспортных маршрутов, ведущих к сельским и городским районам, а также международным рынкам. Кроме того для надлежащего обслуживания дорог Министерство транспорта и дорог КР ведется поддержка в разработке политики, повышении потенциала и усовершенствовании технологий. В развитии транспортной инфраструктуры главным образом на основных магистральных дорогах, в ускорении пересечения границы, упрощении импорта и экспорта.

В рамках программы «Улучшения международной магистральной транспортной сети» реализованы проекты модернизации аэропорта «Манас», реабилитация дороги Бишкек-Ош, реабилитация 3 мостов в Чуйской области и реабилитация моста через реку Кугарт на 564км дороги БО.

Говоря о сотрудничестве JICA с Правительством КР, работа Агентства основана на том, что правительства каждой страны собирают необходимые заявки, которые Японское Правительство получает по дипломатическим каналам, затем JICA и МИД Японии решают какой проект реализовать.

Надо отметить, что начиная с 2009 года, были претворены в жизнь различные проекты автотранспортной инфраструктуры на территории Кыргызской Республики. В частности, Агентство реализовало «Проект замены мостов в Чуйской области», в рамках которого была проведена реконструкция трех мостов на международной трассе «Азиатском шоссе №5». Подверглись полной реконструкции - мост на реке Аламедин, мост на реке Алаарча и мост на реке Кенбулун.

Стоит напомнить, что в 2010-2011 годах был реализован проект по предоставлению оборудования для содержания автодорог Чуйской и Иссык-Кульской областей, включающий строительство двух асфальтобетонных заводов. В начале 2013 года между Правительством КР и JICA было подписано грантовое соглашение о реконструкции моста через реку Кок-Арт на дороге Бишкек-Ош.

Как видно, Япония всегда нацелена на плодотворное сотрудничество по различным направлениям и уже была проделана большая работа по достижению высокого качества транспортной инфраструктуры.

Стоит отметить, что на семинаре лекторы из научно-исследовательских институтов Хоккайдо, схожего с Кыргызстаном по географическим и климатическим характеристикам, представили доклады по методам управления придорожными станциями, концепции Scenic Byway (живописные дороги), механизмам успешного функционирования объектов придорожного сервиса и их вкладу в региональное развитие.

Согласно видению организаторов данный семинар может послужить платформой для дальнейшего обсуждения возможностей развития придорожного сервиса в Кыргызстане, выработке рекомендаций и концепции на примере лучших практик.

Не будем скрывать то, что в Кыргызстане пока имеются некоторые проблемы для осуществления всего вышеуказанного. На данный момент существует отсутствие нормативного правового акта, регламентирующего порядок использования земель автомобильных дорог. Это приводит к неопределенности и несогласованной работе государственных органов и способствует беспорядочному обустройству земель. В результате возникают стихийные рынки вдоль автомобильных дорог. В то же время требования на размещение придорожного сервиса, с введением Технического регламента ЕАЭС «Безопасность автомобильных дорог», ужесточились, в части размещения объектов придорожного сервиса на полосе отвода.

Но работа по устранению негативных случаев уже ведётся. Министерством Транспорта и Дорог КР проводится полномасштабная регистрация всех автомобильных дорог Кыргызстана. Чем скорее будет завершена эта скрупулёзная работа, тем быстрее автомобилисты будут пользоваться новыми благами транспортной инфраструктуры.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий