• 87
  • 91.46
  • 0.84
  • 0.17

О транспортном каркасе Евразии и дефиците воды в ЦА. Эксклюзивное интервью с главным экономистом ЕАБР

Интервью 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 02.07.24. /Кабар/. Рациональное использование и сбережение воды, а также развитие транспортных коридоров - важные факторы устойчивого развития Центральной Азии на десятилетия вперед.

По сути, регион вступает в качественно новый жизненный цикл, и открывающиеся перед ним перспективы требуют серьезных финансовых вложений, чтобы поддержать тренд на тесное экономическое сотрудничество и в полной мере раскрыть его потенциал.

На полях прошедшего в Алматы бизнес-форума Евразийского банка развития было подчеркнуто, что ЦА получает уникальный шанс выйти на качественно новый уровень развития.

В эксклюзивном интервью ИА «Кабар» заместитель председателя правления, главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров рассказал о больших и инфраструктурных проектах, которые во многом закладывают основы для формирования будущего нашего региона:

- Развитие транспортного каркаса Евразии. Насколько это важно именно сейчас, при меняющейся международной погоде? Какие задачи решаются при выстраивании новой региональной логистики? Можно ли назвать инфраструктурные проекты, которые будут иметь ключевое значение для развития для всего региона?

- Потребность в развитии Евразийского транспортного каркаса становится особенно актуальной в текущей ситуации. Причины две. Первая – динамичный рост экономики и внешней торговли, особенно в Центральной Азии. Совокупный ВВП пяти государств Центральной Азии возрос с 2000 по 2023 год в 10 раз до 458 млрд долларов. Регион в среднем растет на 6% в год – ограничения по внешней торговле начинают серьезно мешать росту и подрывать его устойчивость. Объем внешней торговли вырос в 8,5 раз до 226,4 млрд долларов. Продолжает расти численность населения - с 55 до 79 млн человек, или в 1,4 раза, что способствует увеличению емкости потребительского рынка и спроса на товары. Вслед за этим растет потребность в транспорте, в максимально гибкой и эффективной логистике.

Вторая причина – это то, что внутренние регионы Евразии (Центральная Азия, российская Сибирь) страдают от отсутствия прямого выхода к мировому океану. Отсутствие выхода к океану налагает «штраф» на экономический рост в размере 40%. Таков международный опыт.

Евразийский транспортный каркас, концепцию которого ЕАБР представил на своем Годовом собрании 27-28 июня 2024 г., направлен на выстраивание новых транспортно-логистических связей. Сопряжение коридоров Евразийского транспортного каркаса на направлениях Восток-Запад и Север-Юг создает эффект синергии, который выражается в росте грузопотоков до 40%.

Самое главное в ЕТК – это то, что транспортные связи по оси Восток-Запад, которые у нас традиционно существуют, сейчас начали дополняться коридорами и маршрутами Север-Юг. Это исторический прорыв и исторический шанс. Особенно для Центральной Азии. Она получает возможность сначала снизить тот самый «штраф», а потом стать транспортным перекрестком. Кто живет на перекрестке дорог, как правило, богат. Развитие Евразийского транспортного каркаса позволяет решить комплекс задач, актуальных для Центральной Азии: повысить внутри региональную экономическую связанность, придать импульс для реализации агропромышленного потенциала стран региона, содействовать повышению эффективности коридоров и логистики, а также устранить физические и нефизические барьеры.

Бурно растет грузооборот по МТК «Север-Юг». У него большое настоящее и еще большее будущее. Перспективным проектом является создание Трансафганского коридора через Узбекистан и Афганистан к пакистанскому порту Карачи. Этот коридор создаст для Кыргызстана возможности доставлять грузы по кратчайшему расстоянию в Пакистан и другие страны Южной Азии. Еще одним таким проектом является строительство железной дороги Балыкчи-Кочкор-Кара-Кече-Макмал, которая должна соединиться с будущим коридором Китай-Кыргызстан-Узбекистан.

- Развитие транспортной инфраструктуры требует огромных ресурсов, и прежде всего, финансовых. Способны ли страны региона обеспечить реализацию таких проектов, и какую роль в этом играет ЕАБР?

- Практика показывает, что государственные бюджеты играют главную роль в финансировании развития коридоров, особенно автомобильных и железных дорог. Вместе с тем создание новых коридоров, особенно в горных условиях, требуют такого объема финансовых ресурсов, которого нет на национальном уровне ни у одной из стран Центральной Азии.

Именно поэтому возрастает роль частных инвесторов и международных банков развития (МБР) в финансировании крупных транспортных проектов, в том числе трансграничных. Особую роль может сыграть формирование пулов МБР для реализации крупных транспортных проектов.

ЕАБР активно участвует в формировании Евразийского транспортного каркаса. Банк финансирует строительство автомобильных дорог (в частности, недавно вошедшей в эксплуатации БАКАД), разработку нескольких ТЭО строительства железных и автомобильных дорог, финансирует приобретение локомотивов и подвижного состава.

- Климатологи разных стран говорят об ожидаемых затяжных периодах маловодья в Центральной Азии. Как это может отразиться на продовольственной и энергетической безопасности региона, сколько у нас есть времени, чтобы подготовиться к этому, и что необходимо сделать, чтобы нивелировать последствия?

- Центральная Азия входит в число самых уязвимых перед изменением климата. Температура здесь растет быстрее, чем в среднем на планете. Увеличилось число засух и периодов маловодья.

Изменяется гидрологический режим рек и условий питания подземных вод. Стремительно сокращается площадь ледников. Она уменьшилась на 30% за последние 50 лет! Климатические изменения влекут за собой уменьшение стока рек. Общий объем водных ресурсов в Центральной Азии составляет в среднем 127 кубических километров в год. Это наш ресурс. Больше не будет, но есть вероятность, что он будет сокращаться.

Одновременно в регионе постоянно увеличивается спрос на воду. Ускоренно развивается экономика. Растет население. Темпы урбанизации здесь одни из самых быстрых в мире. Стоит риск увеличения забора воды в результате строительства водоканала Кош-Тепа в Афганистане. При таком раскладе, согласно нашей оценке, в 2028-29 годах Центральная Азия столкнется с хроническим устойчивым дефицитом воды. Дефицит достигнет от 5 до 12 кубических километров в год. Воды будет хронически не хватать вне зависимости от водности года.

Значит, на решение проблемы есть от 4 до 5 лет.

Регион должен быть готов к данной ситуации. Переход к водосбережению представляется безальтернативным решением. Мне кажется, что 2023 год стал своего рода «водным катарсисом» в Центральной Азии. Все государства региона глубоко осознали важность водной темы и подняли ее на уровень одного из главных приоритетов государственной политики. В Казахстане создано отдельное Министерство водных ресурсов и ирригации. В Казахстане и Узбекистане утверждены масштабные госпрограммы. То, что в них предусмотрено – водосбережение, цифровизация водоучета, строительство и модернизация каналов и водохранилищ, развитие современной ирригации – в принципе решает проблему. За последний год я стал оптимистом по этой теме.

А еще ЕАБР предлагает региону развивать собственные производства ирригационного оборудования и выйти на ирригационный кластер. В год ЦА тратит 150-300 млн долларов на ирригационное оборудование, это пятый рынок в мире! 98% импортируется. Зачем отдавать свои деньги зарубежному дяде?! Нужно создавать собственную промышленность. Объемы регионального рынка делают это экономически оправданным.

- Естественно, что действовать страны региона должны сообща. Над чем нужно работать уже сейчас, и что нужно сделать в перспективе, чтобы гарантировать устойчивое развитие региона, несмотря на климатические изменения?

- Центральная Азия имеет все возможности для того, чтобы избежать кризиса водных ресурсов. Для достижения экономии водных ресурсов в регионе желательно установить уже сегодня национальные и региональные ключевые показатели эффективности. Сейчас теряется 43 кубокилометра воды в ирригационных каналах и на полях в результате использования неэффективных технологий орошения и значительного износа ирригационной инфраструктуры. Чтобы избежать хронического вододефицита и обеспечить продовольственную безопасность, региону нужно снижать потери на 2,5% ежегодно, в течение ближайших 5 лет. А на горизонте 2035 года нужно сократить потери на 30%. Это возможно и это решает проблему водного дефицита.

Необходимой экономии можно оперативно достичь за счет применения простых технологий. Рекомендуется повсеместно внедрить цифровые технологии в водном хозяйстве. Это позволит рационально распределить воду, обеспечить точный водоучет и значительно облегчить переход к системе платных услуг по подаче воды для фермерских хозяйств. Ожидаемая экономия потери воды от внедрения цифровых технологий водоучета оценивается в 12–15% в год.

Рекомендуется также активнее использовать лазерное выравнивание орошаемых полей. Эта технология позволяет оптимизировать уход за посевами, обеспечивает равномерное распределение воды без потерь, способствует ускорению роста растений и повышает урожайность. Урожайность зерновых и других культур на выровненном под уклон поле при поливе по бороздам возрастает в 1,3–2,3 раза, а экономия воды составит от 20 до 30 процентов в год.

Беседовал Кирилл Степанюк, ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий