• 87
  • 90.55
  • 0.84
  • 0.17

Новая госкадровая политика Кыргызстана: В чем смысл новизны?

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Президент Кыргызстана 29 января 2021 года издал Указ «О новой государственной кадровой политике» и прошло уже достаточно времени, чтобы после первых впечатлений поразмышлять о его смыслах, начальных шагах институтов власти по его реализации, определяющих содержание новой государственной кадровой политики.

Указ Президента, по существу, содержит в себе два аспекта: с одной стороны – оценка текущей сложившейся ситуации в кадровой системе, с другой – ориентиры дальнейшего развития государственной кадровой политики.

Попытаемся рассмотреть их по очередности. Первое – оценка текущей ситуации.

Согласно Указу Президента страны «О новой государственной кадровой политике» - «Одной из причин недовольства общества является неэффективный менеджмент человеческих ресурсов, безответственность и невежество чиновников. Государственный аппарат, призванный обеспечивать устойчивость процессов развития страны, не смог очистить себя от коррупционных проявлений, преодолеть экономическую стагнацию, в связи, с чем он начал терять доверие граждан». «К сожалению - как гласит Указ – отсутствие системного внимания вопросам кадровой политики привело к развалу данного важнейшего направления и «кадровому голоду» во всех сферах государственного управления». Со стороны главы государства дана очень жесткая и критическая оценка текущему положению.

Между тем, если обратиться к недалекому прошлому, то почти такая же оценка кадровой политике была дана в 2013 году. Так, к примеру, Указом Президента КР «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» от 12 ноября 2013 года УП N 215, отмечается, что: «Практическая реализация антикоррупционной политики сталкивается с глубокими противоречиями внутри системы государственного управления и государственной службы. Сформировавшийся за два десятилетия негласный рынок государственных должностей привел к серьезным деформациям в системе подбора кадров. Для широкого круга должностных лиц основная суть государственной службы перестала заключаться в служении народу и, зачастую, она подчинена выполнению обязательств перед лицами, способствовавшими назначению на данную должность, а во многих случаях - примитивному обогащению».

Интересно, что за прошедший период времени в стране произошло много событий и перемен, но оценка сфере государственной службы и кадровой политике практически осталось неизменной. Означает ли это, что проблема лежит глубже, чем технические решения по изменению системы государственной службы? Вопрос, на который нужен скорейший и правильный ответ, но бесспорно, что решение проблемы требует вдумчивого и очень серьезного отношения к ней.

Возможно, снизившийся информационный и в некотором роде «эйфористический» накал, связанный с принятием первых указов, настроит государственный и экспертный потенциал на волну скрупулезного, профессионального и системного изучения поставленной главой государства проблематики и не только в кадровой сфере.

Потому как, анализируя итоги различных публичных и информационных мероприятий, приходится констатировать, что на сегодня превалирует техническое понимание сути проблем (аттестация, тестирование, обновление составов комиссий и т.д.) а, следовательно, принятия соответствующих решений. Безусловно, такие решения нужны, но с большой степенью можно спрогнозировать, что через определенный период времени мы снова будем стоять на берегу «неразрешенной проблемы» и с удвоенной силой проводить очередную кампанию.

Вторая сторона Указа – ориентиры дальнейшего развития кадровой политики.

«Стоящие новые политические, экономические и социальные задачи по кардинальному обновлению общества и государства требуют - говорится в Указе - принципиально новых подходов в кадровой политике». И в развитие этой мысли, определяются принципы: - «обеспечение справедливого доступа; профессионализм; установление достойных условий оплаты труда и социальное стимулирование; подбор и расстановка кадров исключительно на основе профессиональных и морально-нравственных качеств кандидатов; запрет политического преследования лиц, работавших при прежних правлениях и честно выполнявших свой служебный долг; запрет на назначение на должности лиц с запятнанной репутацией; совершенствовать конкурсный отбор с учетом упрощения процедуры отбора и повышения требований к кандидатам; повышение квалификации и переподготовка кадров, а также бережное отношение к человеческому потенциалу, сохранение профессионального кадрового состава органов управления с преемственностью и притоком на службу перспективной молодежи».

Основной посыл новой политики в том, чтобы: «по новому формировать государственные кадры, привлекать лиц, способных дать ответ современным вызовам и требованиям современного технологического и цифрового мира, повышать их квалификацию и переподготовку».

Детально вникая в содержание Указа Президента «О новой государственной кадровой политике», и более того, размышляя о его названии, приходишь к выводу о необходимости нахождения опорных точек для формирования кадровой политики. Задаешься вопросом - что может стать фундаментальной основой, базисом обновленной кадровой идеологии?

За годы независимости и суверенного развития национальная кадровая политика прошла долгий путь к настоящему, который можно описать как переход от советской партийно-номенклатурной к кланово-родовой и в последующем к партийно-олигархической кадровой системе.

В итоге, анализ суверенной кадровой политики республики выводит на закономерную траекторию ее «развития» или «стагнации», перехода от одной формации к другой, от формирования, как отмечали главы государств, «рынка государственных должностей» к «развалу» государственной кадровой системы и «кадровому голоду».

И сегодня стоит задача - сформировать новую государственную кадровую политику, вот только какая она - НОВАЯ? В чем смысл ее новизны?

Если опираться на озвученные государственными органами инициативы и публичные размышления отдельных политиков и экспертов, то видны только детали и рекомендации, которые с трудом можно отнести к концептуальным стратегическим новеллам. Следовательно, необходимо будет находить, как было уже отмечено, опорные точки новой кадровой политики.

На мой взгляд, следует заново наполнить смыслом и ценностью значение слов «государственная» и «служба», тем более в свете другого Указа Президента республики «О духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности» от 29 января 2021 г. № 1 в котором определены смысловые идеологические ценности для государственной службы. А именно: «патриотичность и служение народу и Отечеству, быть примером для общества и иметь высоконравственную, безупречную репутацию, приоритет духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами, приоритет общественных и государственных интересов над индивидуальными».

Как говорят в народе «обещать не значит жениться», так и здесь «написать не значит выполнить» - духовно-нравственные рамки заданы, нормативно сформулированы и теперь предстоит тяжелейшая работа по очистке «авгиевых конюшен» государственной и муниципальной службы от лиц, не соответствующих заданным параметрам. Как это сделать?

Понимаю тех, кто ломает голову над этим вопросом, ибо предстоит колоссальный труд, упорство, воля на протяжении очень длительного времени системно вычищать и преодолевать препятствия (а они обязательно будут) тех, кто полностью «мимикрировал» и теперь уже не разделяет себя от тезиса «государство - это я».

Конечно, можно предложить рассмотреть такие рекомендации, как: - пересмотр положений о доверительном управлении для лиц, идущих на госслужбу, в сторону передачи управления имеющихся активов государству, а не партнерам и родственникам; - запрета на партийную переориентацию в течение 10-летнего периода (два выборных цикла) с момента вступления в партию (или установление ценза партийной «оседлости»); - включение в целостную систему государственной службы руководителей государственных и муниципальных учреждений (предприятий) как проводников государственной идеологии; - внедрение на госслужбе форм служебных контрактов с определением дополнительных личных мер ответственности и т.д.

Все же, в свете всего сказанного, думаю целесообразнее и масштабнее для формирования новой кадровой идеологии продумывать концептуально и стратегически пути решения следующих задач:

Во-первых, национализация государственной службы, т.е. освобождение от влияния кланово-олигархических, родоплеменных, партийно-криминальных, индивидуально-групповых и иных категорий интересов.

Во-вторых, повышение престижности государственной службы, чтобы можно было, перефразируя знаменитую фразу «есть такая профессия Родину защищать», с гордостью и чистой совестью сказать – «Есть такая профессия Родине служить». В том числе крайне важно, преодоление на всех уровнях страха принимать решения и премиальная мотивация на управленческие инновации, развивающие страну.

В-третьих, наверное, это и есть ключевое, базисное - формулирование ясных, четких контуров национальных интересов и, соответственно, идеологии служения Отечеству, которые могли бы стать ценностными ориентирами и каркасом новой государственной кадровой политики.

В этой дилемме, а скорее борьбе, нужны будут стабильность, общественная поддержка, единомышленники, но главное твердая и несгибаемая политическая воля первых лиц и не только оформленная документально, но и постоянно демонстрируемая обществу как пример патриотизма и служения Отечеству.

Вся система и системные игроки смотрят на поведение тех, кто на самом верху иерархии, ведь - это закон природы!

Куванычбек Шадыбеков, эксперт, кандидат юридических наук, доцент, Гос.советник государственной службы КР 3 класса специально для ИА «Кабар».

Комментарии

Оставить комментарий