Бишкек, 10.04.20. /Кабар/. Нормы Закона КР «О чрезвычайном положении» носят императивный характер, сотрудники правоохранительных органов обязаны его исполнять. Об этом заявил Кандидат юридических наук Мирлан Карачалов.
По его словам, действительно до принятия Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР (Уголовный кодекс КР, Кодекс КР о проступках, Кодекс КР о нарушениях) от 1 апреля 2020 года существовал, казалось бы, правовой вакуум. Нарушение комендантского часа не было предусмотрено Кодексом КР о нарушениях (КОН).
Соответственно, процедуры и ответственность, предусмотренные КОНом, не могут априори быть применены, такие как:
- регистрация в ЕРН;
- оформление протокола о нарушении;
- наложение взыскания.
«Между тем, в стране возникла чрезвычайная ситуация. Отсутствие пробела в КОНе не должно было повлиять на ситуацию и принимаемые государством меры по сдерживанию эпидемии с коронавирусной инфекцией», - отметил он.
Кроме того, как подчеркнул Карачалов, конституционный закон обладает более высокой юридической силой, нежели кодекс.
«В этих условиях, принимая во внимание, что ст. 26. и ст. 28 конституционного Закона КР «О чрезвычайном положении» носят императивный характер, сотрудники правоохранительных органов обязаны исполнять указанные нормы права», - сказал кандидат юридических наук.
Так, статьей 26 упомянутого закона определено, что во время комендантского часа гражданам, в том числе сотрудникам иностранных дипломатических представительств, запрещается находиться на улицах или в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, а также пребывать вне своего жилища без таких документов.
Статьей 28 данного закона установлено, что лица, допустившие нарушение порядка, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, задерживаются милицией или военными патрулями до окончания комендантского часа, а не имеющие при себе документов - до установления личности, но не более чем на трое суток; задержанные могут быть подвергнуты личному досмотру, досмотру вещей и транспортных средств.
При этом фактов задержания после окончание комендантского часа и, тем более, свыше 48 часов, как предусмотрено Конституцией КР, не имеется.
Кроме того, из смысла ст. 28 закона задержание не является мерой процессуального принуждения либо наказанием (взысканием) за нарушения. Она является так же, как и правовая суть данного закона, чрезвычайной мерой.
В этой связи следует отметить, что процедура проверки законности и обоснованности задержания до окончания комендантского часа (норма Конституции) не предусматривалась никаким процессуальным законодательством.
В этой связи принятие Жогорку Кенешем КР Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР (Уголовный кодекс КР, Кодекс КР о проступках, Кодекс КР о нарушениях) явилось своевременным решением по созданию правовой основы реализации норм Конституции КР.
Комментарии
Оставить комментарий