Бишкек, 03.12.19 /Кабар/. Журналистка, со-основательница медиакомпании «Capital KG» и ведущая одноименной ТВ-программы с фокусом на бизнес-темы Назгуль Конурбаева рассказала о том, как открыла свой бизнес, почему некоторые заказчики получают отказ и почему ее компания перешла на обслуживание в «Бакай Банк».
Медиа-компания «Capital KG» занимается производством рекламных, образовательных и социальных видеороликов, а также ведет флагманский проект — одноименное шоу о финансах и бизнесе на ОТРК. Основная миссия компании— развивать бизнес-журналистику в Кыргызстане.
О медиа-бизнесе, журналистских принципах и переходе на рассчетно-кассовое обслуживание в «Бакай Банк» рассказала Назгуль Конурбаева.
- Как получилось так, что вы занялись узкоспециализированным медиа-продуктом и создаете контент на экономические темы?
- Это началось пять лет тому назад. Мы с коллегой Айсулуу Текимбаевой задумали запустить информационный портал, который бы писал о бизнесе и экономических новостях. Но идея быстро перешла в пространство телевещания и появилась программа «Capital KG». В этой стране все пишут и говорят о политике. Нам хотелось создать альтернативную повестку дня. Когда мы только запускались, многие говорили, что мы не выживем на рынке, так как никого не интересуют финансовые, экономические и бизнес-новости, и советовали занять политическую нишу.
Уже по итогам пяти лет мы видим, что у нас есть стабильная аудитория, и, судя по фидбеку, также видим, что людям интересно узнавать о бизнес-новостях, трендах, тенденциях: мировых и локальных.
- Как вы научились экономической журналистике?
- Я окончила факультет философии и госуправления КНУ. У меня нет экономического образования. С Айсулуу мы вместе работали на одном телеканале, нам часто давали освещать экономические темы. Потом я работала в кыргызской службе Би-Би-Си и один год вела экономическую рубрику — писала раз в неделю аналитические статьи. И мне настолько это понравилось, что я занялась специализированно экономической и бизнес-журналистикой.
В начале «Capital KG» освещал только экономические темы — макроэкономику, микроэкономику — поднимали уровень финансовой грамотности. Но уже больше года мы чаще освещаем бизнес: тренды, тенденции, необычные кейсы, поиск инвестиций, темы, интересные для малого и среднего бизнеса.
- Почему вы сместили фокус с экономики на бизнес?
- Потому что пять лет тому назад, когда мы начинали, не было ни ТВ-программ, ни специальных изданий, которые освещали бы экономические новости. Нам нужно было начать это делать. А потом мы увидели, что экономическая журналистика стала развиваться, в Кыргызстане появились другие экономические издания и ТВ-программы, что очень радует.
Если экономическая журналистика на стадии зарождения, то бизнес-журналистики нет как таковой. СМИ противятся упоминать названия компаний в материалах, считая это рекламой. Как иначе освещать бизнес, если нельзя называть имен и названий? Приведу пример. У нас есть соотечественник Эркин Адылов, который живет в Лондоне и основал компанию «Behavox» — сервис анализирует данные о поведении сотрудников банков и финучреждений, выявляя потенциальных нарушителей и мошенников. У них известные крупные инвесторы, партнеры и клиенты. И о компании написали «CNBC», «Financial Times», «Forbes», «Bloomberg», в интервью которым основатель рассказывает о своей компании. Наши медийщики оценили бы это как рекламный материал. Но я не думаю, что «Behavox» заплатила за то, чтобы авторитетные мировые СМИ заговорили о компании.
Мы тоже освещаем бизнес, не скрывая названий компаний. Например, освещали деятельность предпринимателя из Джалал-Абада — он производит собачий корм из мясных отходов и экспортирует его в США. Когда мы показали этот кейс, он получил много звонков от потенциальных поставщиков и партнеров. Думаю, в этом была и наша роль.
- Зачем нужна бизнес-журналистика и чем она отличается от рекламы?
- Когда коллеги жалуются, что в Кыргызстане маленький рекламный рынок, я говорю, что если рынок не будет развиваться, то и рекламные бюджеты тоже не будут расти. В этом и есть миссия бизнес-журналистики — развивать рынок. Поэтому все очень взаимосвязано: если вы хотите говорить про бизнес или хотите говорить про бизнес только за деньги, то как вы хотите, чтобы этот рекламный рынок развивался? Каков потенциал бизнеса, таков и наш рекламный рынок.
Некоторые заблуждаются и думают, что когда мы освещаем бизнес, обязательно берем деньги. У нас есть партнерские проекты в рамках «Capital KG», но их немного. Мы не занимаемся рекламой внутри своей программы, не рекламируем напрямую. Когда нам предлагают сотрудничество, если продукт или инициатива не соответствует нашим ценностям — отказываемся.
- Любая продакшн-студия может обратиться к ОТРК и предложить свой ТВ-проект?
- Я думаю, да. Сначала мы выходили на другом канале, затем ОТРК сам вышел на нас и предложил перейти. Мы посчитали, что это для нас целесообразно, так как охват ОТРК все-таки большой. И мы хотели повысить финграмотность населения, поэтому количество зрителей имело большое значение. Так как это общественный канал, я думаю, они открыты.
- Вы несколько раз упомянули о ценностях и миссии. В чем они?
- Нам иногда говорят о том, что мы лоббируем интересы бизнеса. Мы согласны с этим. Но мы лоббируем не интересы одной коммерческой компании, а в целом продвигаем бизнес, делаем так, чтобы его было легче вести в Кыргызстане. Мы работаем «по-белому», то есть всегда по договору, платим налоги.
Плюс — мы оцениваем каждый проект на соответствие нашим личным ценностям и интересам страны. Недавно к нам обратились с предложением сделать программу, где нужно было рассказать об оффшорах, схемах вывода капитала из страны, а это не в интересах экономики Кыргызстана. Мы отказались.
Если мы за честное справедливое общество, то должны следовать своим принципам и не говорить бездумно то, за что платят. У нас есть коммерческие интересы, но они никогда не превышают наши ценности.
- Как вы нашли стартовый капитал, чтобы начать свой бизнес?
- Сначала мы думали взять кредит и были готовы даже продать свои машины, чтобы купить камеры, арендовать помещение. Но мы нашли инвестора, который выделил небольшой объем средств. Стартовый капитал, конечно, важен, но главное — подход. Мы с Айсулуу действовали очень бережливо, обходились минимальными вложениями. Когда мы говорим об инновациях, речь не только о технологиях, но и об инновационном менеджменте. Например, многие думают, что у нас в студии крутой плазменный экран. На самом деле, это картонная панель с картинкой.
Другой важный момент — мы с Айсулуу уволились с работы, а не пытались параллельно заниматься бизнесом. Это заведомо провально — самому не верить, что дело пойдет.
- Каков был период окупаемости инвестиций?
- Через год мы пришли к более-менее стабильной ситуации. Конечно, потом были сложности, нельзя считать, что сразу можно выйти на окупаемость. Всегда есть финансовые вызовы, просто они растут в масштабах: сначала в размере ста долларов, дальше — пятисот, тысячи.
- Вы сейчас в процессе перехода на обслуживание в «Бакай Банк». Почему вы выбрали «Бакай»?
- Я посоветовалась с бухгалтером, мы пересмотрели несколько банков по нескольким параметрам, в том числе «Бакай». По удобству и гибкости выбрали «Бакай» для расчетно-кассового обслуживания. Также заметила, что в головном офисе очень быстрое обслуживание. Раньше у нас был опыт переводов партнеру, который работает с «Бакай Банком», заметили, что всегда операции проходили оперативно.
Комментарии
Оставить комментарий