• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

Надо объединить наши усилия в память о Чынгызе Айтматове – Фуад Мамедов о глобальных проблемах человечества

Ч.Айтматов 0

Читайте и смотрите нас в

Культуролог, профессор Академии государственного управления при президенте Азербайджанской Республики Фуад Мамедов призвал участников Международного иссык-кульского форума «Чынгыз Айтматов и вызовы современности» объединить усилия в решении глобальных проблем, о которых еще в прошлом веке бил тревогу великий писатель. В интервью агентству «Кабар» он рассказал, как это можно сделать.

- Господин Мамедов, рады видеть вас у нас в гостях! А Вы уже были раньше в Кыргызстане?

- Спасибо! Я впервые в Кыргызстане, впервые на Иссык-Куле. Я очень рад тому, что приехал на землю героического Манаса, землю выдающегося мыслителя современности Чынгыза Айтматова, землю братского нам талантливого и мужественного народа. Видите, как много было причин для того, чтобы приехать в Кыргызстан.

- Вы приехали на Иссык-Куль для участия в международном форуме. Что Вы собираетесь донести миру через эту площадку?

- Открытие форума состоялось вчера в Бишкеке. Было очень отличное открытие. Нас приняли на очень высоком уровне. Были очень интересные доклады. Я тоже приехал не с пустыми руками – я подготовил доклад, который называется «Чынгыз Айтматов и культурологический ответ на вызовы времени».

- Расскажите, пожалуйста, об его содержании.

- Сквозь культурологический портрет Айтматова, сквозь его мировоззренческие ценностные установки я предлагаю модель, отвечающую его духу. Эта модель, на мой взгляд, представляется единственным правильным путем спасения от различных конфликтов, спасения человечества от войн и обеспечения устойчивого конкурентного развития. Каждый человек, каждый народ этого хочет, поэтому я считаю, что надо объединить наши усилия в память о Чынгызе Айтматове и, действительно, трансформировать мир к лучшему.

- Обращаясь к теме форума, какие вызовы стоят перед человечеством?

- Сегодня в мире наблюдается очень высокая напряженность, ксенофобия, непонимание, противостояние, местные и локальные войны, конфликты – все это дорога в никуда. Мы должны спасать мир. А спасти мир можно только через мягкую силу – культуру.

- Как культура может спасти мир?

- Я предлагаю идею, которая состоит в том, чтобы мы объединили усилия для формирования общества высококультурных людей в каждой из наших стран и в мире в целом. Я предлагаю механизмы, которые помогут это сделать культурологическим путем - путем создания специальных центров культурологии, которые будут заниматься аккультурацией - окультуриванием народов и инкультурацией – то есть аккультивированием личности.

- Чем должны заниматься эти центры?

- Они должны вести диалог с обществом посредством специальных лекций, семинаров, тренингов, мастер-классов на основе специально разработанных программ и стандартов культуры.

- В чем должны заключаться стандарты культуры?

- Стандарты должны быть выработаны на основе международной идентичности, а не этнической.

- А в чем угроза выработки этнической идентичности?

- Этническая идентичность – она разделяет народы, а наша задача объединять страны. На уровне стран стоит разрабатывать гражданскую идентичность, на уровне мирового сообщества – международную. Это очень долгий путь, но другого пути просто нет. Жизнь показывает, что не силой права, не правом силы невозможно заставить людей отказаться от терроризма, войн, вражды – надо менять сознание, потому что поведение человека меняется с изменением его сознания.

- Можете описать проблему «манкуртизма» в наше время?

- Любая птица имеет два крыла. Не вы, ни я, никакой другой человек не видели птицу, которая умеет летать с одним крылом. Следовательно, одно крыло – это культура интеллектуальная, другое – культура нравственная. Если человек обладает хорошей нравственностью, но не обладает интеллектуальной культурой, то он может быть очень добрым, благородным, но он слабый, потому что он не может принимать решение. А в условиях глобализации недостаток интеллекта – это зло и бедность.

С другой стороны, если человек интеллектуально развит, но а нравственно он неблагородный, в этом случае мы имеем еще худшую ситуацию, потому что нравственно неблагородные люди могут использовать свои интеллектуальные преимущества не для добра, а для зла - лично для своей выгоды, что приводит к противостоянию конфликтов. Поэтому два этих начала должны развиваться в гармонии.

- Что нам мешает?

- Пора отказаться от старых советских представлений, когда культура рассматривалась как искусство в основном и как надстройка над экономикой. Культура не является надстройкой. Она скорее база. Пора понять, что экономика не базис, а часть культуры. Например, этот телефон. Это материальная культура – материальный предмет, но он является ничем иным как результатом материализации интеллектуальной культуры, каких-то идей, каких-то научных решений. Если экономика не будет таковой, то она не выдержит никакой конкуренции.

Беседовала Нуркыз Сабырова

Комментарии

Оставить комментарий