Бишкек, 02.07.19. /Кабар/. Международный Валютный Фонд (МВФ) прогнозирует рост экономики Кыргызстана в 2019 году на уровне 3,8%. Об этом сообщили в представительстве МВФ в КР.
Седьмого июня 2019 года Исполнительный совет МВФ завершил консультации с Кыргызстаном в соответствии со Статьей IV.
В экономике в 2018 году отмечался умеренный рост на уровне 3,5 %, которому способствовали благоприятные региональные условия. Базовая инфляция снизилась, а более низкие цены на продукты питания привели к уменьшению общего уровня инфляции в среднем до 1,5 %. Дефицит по счету текущих операций в платежном балансе уменьшился до 8,7 % ВВП, при этом валовые официальные валютные резервы уменьшились до все еще достаточного уровня в размере четырех месяцев импорта товаров и услуг.
Дефицит сектора государственного управления, оцененный согласно «Руководству по статистике государственных финансов» МВФ, снизился в 2018 году до 1,3 % ВВП, в основном из-за того, что расходы на инвестиции и товары и услуги были ниже предусмотренных в бюджете. Хотя Национальный банк КР (НБКР) смягчил свою денежно-кредитную политику, он достиг дальнейших успехов в уменьшении избыточной ликвидности и долларизации. Прочность банковского сектора повысилась, но НБКР предпринял необычный шаг, приобретя проблемный банк.
Ожидается, что в 2019 год темпы роста умеренно повысятся благодаря добыче золота и бюджетной экспансии и достигнут в среднесрочной перспективе примерно четырех процентов. Однако риски все еще смещены в сторону замедления в основном из-за воздействия напряженности в торговой сфере на региональные экономические условия.
Оценка Исполнительного совета
Исполнительные директора приветствовали улучшение макроэкономической и финансовой ситуации, но отметили, что экономика остается уязвимой к внешним шокам, а риски смещены в сторону ухудшения. Поэтому для создания необходимых буферных резервов и обеспечения более высоких темпов инклюзивного роста требуются продолжение ориентированной на стабильность макроэкономической политики и дальнейшие реформы экономической политики.
Подчеркивается необходимость обеспечения долгосрочной устойчивости долговой ситуации, в то же время был сочтен целесообразным умеренно экспансионистский курс налогово-бюджетной политики, предполагаемый бюджетом на 2019 год. С учетом отрицательного разрыва между потенциальным и фактическим объемом производства и более жесткого по сравнению с ожиданиями курса налогово-бюджетной политики в 2018 году, увеличение дефицита могло бы принести пользу без ухудшения долгосрочной устойчивости. Вместе с тем, для создания надлежащих бюджетных резервов дефициты бюджета с 2020 года и в последующий период должны оставаться меньше 2,5 процента ВВП, что позволит стабилизировать государственный долг.
Директора считали необходимым активизировать действия в целях расширения бюджетных возможностей для потребностей развития путем увеличения мобилизации внутренних доходов и повышения эффективности расходов. Они призвали к сокращению освобождений от налогов, уменьшению высокого фонда заработной платы государственного сектора и субсидий в энергетическом секторе, а также к укреплению управления государственными финансами. Они подчеркнули, что дефицит сектора государственного управления следует измерять в соответствии с «Руководством по статистике государственных финансов» и включать перекредитование убыточных государственных предприятий.
Директора считали направленность денежно-кредитной политики обоснованной, но усматривали целесообразность в большей гибкости обменного курса. Они приветствовали меры по переходу к таргетированию инфляции, уменьшению избыточной ликвидности, сокращению долларизации и ширины диапазона процентных ставок. Для содействия этому переходу и создания условий для адаптации экономики к шокам через канал обменного курса директора рекомендовали, чтобы Национальный банк Кыргызской Республики (НБКР) поддерживал гибкость обменного курса в обоих направлениях и проводил интервенции только для сглаживания чрезмерных колебаний.
Директора подчеркнули важность внедрения надзора на основе оценки риска и укрепления основы урегулирования банков. Директора настоятельно призвали НБКР передать недавно приобретенный проблемный банк государству как можно скорее, с тем чтобы устранить конфликт интересов с его ролью как центрального банка и органа банковского надзора, чтобы защитить баланс центрального банка и создать возможности для сосредоточения усилий на разработке и проведении денежно-кредитной политики, а также осуществлении банковского надзора. Директора отметили трудности сохранения корреспондентских банковских отношений (КБО) и поддержали призыв к активному содействию Фонда государствам-членам в решении проблемы прекращения КБО.
Директора подчеркнули важность структурных реформ для повышения доходов и сокращения бедности. Реформы следует направить на укрепление развития финансового сектора, реструктуризацию энергетического сектора и повышение качества управления. Постепенное повышение тарифов для населения при денежных трансфертах для компенсации потерь малоимущим необходимо для увеличения производственных мощностей и высвобождения потенциала роста энергетического сектора. Укрепление основ налогово-бюджетной политики, повышение качества надзора в финансовом секторе, дальнейшее усиление основ БОД/ПФТ и поддержка верховенства закона должны содействовать повышению качества управления и снизить факторы уязвимости по отношению к коррупции.
Ожидается, что следующие консультации в соответствии со Статьей IV с Кыргызской Республикой будут проведены в рамках стандартного 12-месячного цикла.
Комментарии
Оставить комментарий