Бишкек, 13 марта /Кабар/. Татьяна Валовая рассказала о некоторых первых эффектах от присоединения Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу. Среди них: лидерство республики по темпам роста валового внутреннего продукта, темпам развития промышленного производства и сельского хозяйства, увеличение поставок кыргызской продукции на единый рынок Союза, увеличение притока инвестиций в Кыргызстан от инвесторов государств ЕАЭС, соблюдение прав трудящихся мигрантов и рост денежных переводов кыргызских трудящихся в республику.
Мне очень приятно находиться в Кыргызстане. Я в свое время руководила делегацией Евразийской экономической комиссии на переговорах по присоединению Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу. Очень часто здесь бывала. Сейчас можно уже говорить о некоторых первых эффектах от присоединения Кыргызстана к ЕАЭС. Хотя естественно, период адаптации кыргызской экономики еще полностью не завершен. Прошло не так много времени. По ряду позиций еще сохраняются временные переходные положения. Тем не менее, сегодня, когда мы с премьер-министрами обсуждали эффекты от интеграции, мы говорили о том, что для таких экономик, как Кыргызстан, вступление в единое интеграционное объединение, доступ к единому экономическому пространству дает максимальный экономический эффект. По нашим оценкам, эти эффекты в ежегодном исчислении могут давать прибавку к росту ВВП до 0,8%. Это очень существенно.
Статистика за 2016 год это подтверждает. Неслучайно, что именно Кыргызстан среди государств-членов Евразийского экономического союза является лидером по темпам роста валового внутреннего продукта. В 2016 году в целом объем ВВП ЕАЭС сократился в основном из-за падения роста ВВП в России и Беларуси. А в Кыргызстане является лидером роста. ВВП вырос на 2,8%. В 2017 году, по нашим прогнозам, также сохранится высокий для нашего пространства темп роста ВВП – 3,6%. Такие же высокие показатели мы прогнозируем и на 2018, и на 2019 год. Вот это лидерство Кыргызстана по темпам роста ВВП – это очень яркий пример интеграционного эффекта.
Второй важный показатель – темп развития промышленного производства и сельского хозяйства. По промышленности Кыргызстан у нас является одним из лидеров. У него темпы намного выше наших средних по Союзу. В прошлом году промышленное производство фактически увеличилось на 5%, точнее на 4,9%. Это очень высокий показатель с учетом того, что сейчас в целом в мире совсем невысокие темпы экономического роста.
По производству сельскохозяйственной продукции мы также видим рост в Кыргызстане в 2016 году (так же, как это было и в 2015 году), производство увеличилось на 3%. По нашим оценкам, которые подтверждаются проведенными исследованиями, эти высокие по сравнению с нашими средними темпы роста как раз объясняются возможностями, открывшимися для кыргызского бизнеса активно работать на нашем едином экономическом пространстве. Если в целом по Союзу наши стоимостные объемы взаимной торговли сократились в 2016 году меньше (правда, меньше, чем в предыдущие годы), то Кыргызстан увеличил поставки своей продукции на 4,4%. Это очень хороший показатель. Он отражает эту позитивную динамику.
При этом мы, конечно, пониманием, что не все интеграционные эффекты можно измерить только показателями темпов экономического роста и взаимной торговли. Есть и другие экономические эффекты и показатели.
Возьмем, например, такие показатели, как привлечение иностранных инвестиций. И мы очень активно, когда вели переговоры о присоединении Кыргызстана, говорили о том, что инвестиционная привлекательность страны существенно увеличится благодаря присоединению к ЕАЭС, так как инвестор, приходя сюда, будет понимать, что произведенная им здесь продукция имеет возможность беспрепятственно обращаться по всей территории Союза.
Мы констатируем увеличение притока инвестиций от инвесторов государств Евразийского экономического союза. Их доля возросла с 10% в 2012 году до 36,7% в 2015 году и до 48,2% в 2016 году. Практически половина инвестиций, которые пришли в Кыргызстан в 2016 году, - это инвестиции из государств ЕАЭС. Т.е. партнеры республики по Союзу верят в перспективы инвестиционного развития Кыргызстана и начинают активно изучать возможности вкладывать сюда средства.
Мы понимаем, что дальнейшая работа по созданию единых рынков тоже повышает инвестиционную привлекательность Кыргызстана. Например, страна обладает абсолютно уникальным энергетическим потенциалом. А к 2019 году мы планируем создать единый электроэнергетический рынок. Это также является большим преимуществом для Кыргызстана от участия в Евразийском экономическом союзе.
Важная тема, о которой мы много говорили в ходе переговорного процесса, – это права наших трудящихся мигрантов. Граждане Кыргызстана активно работают в Российской Федерации, Казахстане. Благодаря участию в Евразийском экономическом союзе этот процесс стал абсолютно прозрачным, легальным. Права граждан Кыргызстана защищены в социальной и медицинской сфере. Сейчас мы завершаем подготовку Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС. Граждане стран ЕАЭС, проработавшие в ряде государств-членов, при выходе на пенсию получат возможность ее получать во всех странах Союза, где они проработали. Это очень важный документ. Он фиксирует все эти права.
При этом у нас уже сейчас есть взаимное признание дипломов, возможность без разрешений, патентов, сдачи экзамена по русскому языку трудоустраиваться. Следствием этих абсолютно равных прав для граждан Кыргызстана стало то, что на фоне сокращения трудовых мигрантов из других стран число легально работающих граждан республики в Российской Федерации увеличилось. И как результат – в прошлом году на 20% возросли денежные переводы трудящихся в Кыргызстан и составили 1,9 млрд долл., практически вышли на докризисный уровень.
Сессия вопросов и ответов
Вопрос: Вот уже два года, как Кыргызстан вступил в ЕАЭС, скажите, пожалуйста, в каких направлениях республика смогла решить проблемы? Где они еще остались? Какие проблемы страна испытывает в вопросе интеграции с Союзом?
Татьяна Валовая: Мне сложно говорить о проблемах, какие испытывает страна. Это внутренняя позиция. Я хотела проанонсировать. Мы сейчас ведем большую работу по подготовке доклада по итогам адаптации кыргызской экономики к вступлению в Евразийский экономический союз. Надеемся готовить его в тесном взаимодействии с бизнес-сообществом и экспертами. Он будет представлен в середине года. Хотелось бы обсудить его публично в Кыргызстане на какой-то площадке, чтобы можно было услышать о проблемах, подвести первые итоги.
Хотелось бы отметить следующее. Кыргызстан присоединился к ЕАЭС в августе 2015 года, был снят таможенный контроль. Но согласно Договору о присоединении, некоторые вещи наступают одномоментно, некоторые – имеют переходный период. Пример одномоментных вещей – это права трудящихся мигрантов. Это важная тема для кыргызского общества. Здесь все вопросы решены. Граждане Кыргызстана, работая на территории других стран Союза, например в РФ, имеют те же права, что и резиденты этих стран, по всему базовому кругу этих вопросов. Это решеный вопрос.
Кыргызстан, на мой взгляд, активно воспользовался возможностями поставки на рынок Евразийского экономического союза ряда категорий товаров. Это прежде всего товары текстильной промышленности, отдельные категории обуви, фармацевтики, плодоовощная продукция. По этим поставкам мы видим очень существенные – на десятки процентов – увеличение и видим внутренний экономический рост.
Естественно, остается проблема с определенными изъятиями. Главная, наверно, тема – активизация самого бизнеса. Мы, чиновники, можем создать только юридическую основу, снимать эти барьеры, а бизнес, конечно, должен быстрее реагировать на открывающиеся возможности, активнее работать. Мы, по нашим статистическим данным, видим, что кыргызский бизнес в последние месяцы начинает активнее работать. Очень надеемся получить еще более позитивные результаты в ближайшее время.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, более подробно об отраслях экономики ЕАЭС, обладающих интеграционным потенциалом.
Татьяна Валовая: Рекомендую прочитать доклад. Он будет размещен на сайте ЕЭК. Там есть подробная информация и по странам, и по отраслям.
Я хотела бы акцентировать внимание на том факте, что интеграционный потенциал более благоприятствует малым экономикам. От участия в общем интеграционном проекте именно малые экономики относительно выигрывают больше. Например, доля Кыргызской Республики в общем ВВП Союза сейчас составляет 0,4%. Когда мы берем интеграционный эффект за счет кооперации, доля Кыргызстана – 6%. По сути, чуть ли не в 10 раз больше, чем вклад ВВП. Важно, что от участия в наших интеграционных экономических проектах Кыргызстан выигрывает существенно больше, чем она могла бы ожидать с учетом разности текущих экономических потенциалов.
Вопрос: Какую оценку Вы дали бы усилиям, которые прилагает Кыргызстан для полноценной интеграции в ЕАЭС?
Татьяна Валовая: Я очень высоко оцениваю усилия Кыргызстана. Как я уже говорила, я руководила делегацией ЕЭК на переговорах по присоединению страны к ЕАЭС. За эти годы была проделана огромнейшая, трудоемкая работа по выполнению «дорожной» карты. Кыргызстан приводил свое законодательство в соответствие с новыми требованиями тогда Таможенного союза, теперь Евразийского экономического союза, выстраивал важные институты в сфере разных видов контроля и т.д. Государства ЕАЭС – Россия и Казахстан – поддерживали эти усилия по обустройству необходимой инфраструктуры финансовыми грантами. Усилия были очень высокие. Я хотела бы отметить, что правительство Кыргызстана на всех этапах вело очень активную работу.
Вопрос: Сейчас в Кыргызстане идет большая критика присоединения страны к ЕАЭС. У нас многие предприниматели не довольны тем, что республика вступила в это интеграционное объединение. Когда по-настоящему мы почувствуем эффекты? Есть ли какие-то экономические расчеты? Почему раздается такая критика со стороны населения, хотя статистические данные свидетельствуют о позитивных эффектах для страны?
Татьяна Валовая: Критика – это абсолютно нормально, всегда очень хорошо, потому что она стимулирует развитие интеграции. Я уже говорила, что мы готовим сейчас большой доклад об адаптации кыргызской экономики, и мы как раз хотим обсудить его с кыргызским бизнесом, посмотреть, что их по-прежнему беспокоит.
Почему раздается критика? Мы все понимаем, что интеграция дает очень большие экономические эффекты, но иногда ожидания являются очень высокими. И когда ты понимаешь, что, помимо эффектов, надо еще серьезно трудиться, выполнять трудоемкую работу, наступают критические моменты. Критика – это хорошо, потому что именно эти критические моменты позволят нам двигаться дальше.
Действительно, ожидания в Кыргызстане были очень высокие. На мой взгляд, они в значительной степени оправдались. По крайней мере, наиболее важные из них. Например, ожидания в части прав трудящихся мигрантов оправдались полностью. Это очень важно, так как связано с социальными моментами – граждане, которые работают в Российской Федерации, помогают своим семьям денежными переводами. Более того, по нашим экономическим оценкам, рост потребительского спроса в Кыргызстане в 2016 году как раз был достигнут благодаря переводам граждан, работающим в РФ.
В то же время что надо делать дальше? Нам действительно надо слушать друг друга, в том числе пожелания и критические замечания, которые есть у бизнеса и граждан, и, обобщая, развивать диалог общества, национальных правительств и Евразийской экономической комиссии, который очень нужен.
Комментарии
Оставить комментарий