• 86.5
  • 91.18
  • 0.86
  • 0.17

Об итогах председательства Кыргызстана в СНГ в 2023 году

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Председательство Кыргызской Республики в Содружестве Независимых Государств в 2023 году выходит на финишную прямую.

На днях в Бишкеке состоялись мероприятия Высших органов СНГ на уровне глав государств и правительств.

Анализ деятельности органов СНГ и взаимодействия государств – участников Содружества показывает, что приоритетные задачи, определенные в Концепции председательства Кыргызской Республики в СНГ в 2023 году, которая была утверждена президентом КР С.Жапаровым, выполнены в полном объеме.

Напомним, что в целом Планом по реализации Концепции председательства КР в СНГ, закреплено 81 мероприятие в течение 2023 года. По состоянию на сегодняшний день уже исполнено 90 %. Оставшаяся часть мероприятий будет завершена в ноябре-декабре текущего года.

В фокусе внимания государств – участников организации находилась реализация Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 г.

Дальнейшему качественному совершенствованию и наращиванию количественных показателей экономического взаимодействия в первой половине 2023 года способствовала практическая реализация документов, рассмотренных в ходе заседания Совета глав правительств СНГ в г.Сочи 8 июня 2023 года, в том числе подписание Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций, Концепции развития промышленной кооперации государств – участников СНГ и Комплекса мер по развитию промышленной кооперации государств – участников СНГ на период до 2030 года. Среди приоритетных направлений экономического сотрудничества в Содружестве ключевые роли принадлежат обеспечению эффективного функционирования зоны свободной торговли товарами и запуску зоны свободной торговли услугами, взаимодействию в области промышленности, аграрно-промышленного комплекса, энергетики, транспорта, связи и информатизации, инноваций.

В сфере промышленности особое внимание уделяется вопросам развития промышленной кооперации, энергетического, химического и сельскохозяйственного машиностроения, производству высокотехнологичного энергетического оборудования, цифровой трансформации ключевых отраслей промышленности, расширению сотрудничества в горно-металлургическом комплексе.

В рамках разворачивающейся комплексной трансформации энергетики государств – участников СНГ, поиска более эффективных источников получения энергии, внедрения новых технологических решений, цифровизации отрасли, в 2023 году разработаны документы, соответствующие новым трендам ее развития – проекты Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в сфере энергетики на период до 2035 года и Плана первоочередных мероприятий по ее реализации.

Одним из приоритетных направлений в Концепции определены меры по климатической устойчивости, которые напрямую связаны с вопросами экономического развития. Природоохранная и экологическая проблематика, выступающие одними из важнейших приоритетов кыргызского председательства, также нашли свое отражение в деятельности высших органов СНГ и органов отраслевого сотрудничества.

В контексте реализации экологических приоритетов Концепции председательства Кыргызской Республики в СНГ в 2023 году может рассматриваться выполнение Рамочной программы сотрудничества государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях на период до 2030 года.

В рамках реализации Межгосударственной целевой программы «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств» в Кыргызской Республике стартовала ключевая фаза работ по реабилитации объектов уранового наследия – перемещение хвостового материала с хвостохранилищ «Туюк-Суу» и «Талды-Булак» на хвостохранилище «Дальнее».

В области транспортного сотрудничества продолжена реализация положений Приоритетных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года, Стратегии обеспечения транспортной безопасности на территориях государств – участников СНГ при осуществлении перевозок в международном сообщении. Заинтересованными странами Содружества создаются предпосылки для совместимости национальных цифровых платформ в сфере транспорта, осуществляется обмен опытом развития цифрового обеспечения транспортного комплекса.

В сфере информатизации на фоне интенсивного расширения и совершенствования информационно-коммуникационной инфраструктуры в государствах – участниках СНГ особую актуальность приобретают действия, направленные на формирование и функционирование в Интернете на основе национальных технологий трансграничного пространства доверия стран Содружества. Развернута также активная работа по противодействию использованию информационных технологий в ущерб национальным интересам государств – участников СНГ. Осуществляется реализация Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в области цифрового развития общества.

Наряду с экономическими вопросами, принимая во внимание всеобъемлющий характер межгосударственного взаимодействия, в СНГ придается огромное значение сохранению и развитию полноценных контактов между странами в социально-гуманитарной сфере.

В блоке социальной проблематики наиболее тесно взаимосвязана с экономикой область социально-трудовых отношений, и в ней сотрудничество стран Содружества развивается достаточно динамично.

Гуманитарное сотрудничество государств – участников СНГ по праву считается одним из приоритетных направлений интеграции на пространстве СНГ, поскольку позволяет в полном объеме задействовать человеческий фактор в межгосударственных отношениях, способствует укреплению традиционных связей и дружбы народов, обеспечению гражданского мира и межнационального согласия, экономическому и социальному прогрессу наших стран.

На текущий момент гуманитарное партнерство реализуется на основе очередного Плана приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ на 2023–2024 годы, который охватывает более 200 различных мероприятий.

В сфере культуры основу взаимодействия составляет постоянно развивающаяся нормативно-правовая база. Высшими органами Содружества принято свыше 30 документов по развитию сотрудничества по данному направлению.

В период пандемии и после нее особенно возросли запросы стран Содружества на дальнейшее укрепление взаимодействия в сфере охраны здоровья. Совет по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ проводит планомерную работу по реализации программных документов в этой области и активное взаимодействие в рамках комиссий, базовых организаций и рабочих групп Совета.

В области фундаментальной науки: развитию научной дипломатии как особой формы международного научно-технического сотрудничества с учетом интересов СНГ и его государств-участников в значительной степени способствовал IV Форум ученых государств – участников СНГ.

В целях дальнейшего укрепления интеграционных процессов в сфере науки в настоящее время по решению Совета по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств – участников СНГ разрабатываются проекты Стратегии развития науки в Содружестве Независимых Государств и Межгосударственной программы фундаментальных исследований государств – участников СНГ.

Особое внимание сконцентрировано на реализации Плана мероприятий по проведению в СНГ в 2023 году Года русского языка как языка межнационального общения, включающего более 60 % мероприятий в сфере образования СНГ.

По нарастающей развивается сотрудничество государств – участников СНГ в сфере работы с молодежью, осуществляемое на основе Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников СНГ на 2021–2030 годы.

Одним из программных документов, охватывающих еще одно направление социально-гуманитарного сотрудничества, является Стратегия развития сотрудничества государств – участников СНГ в области физической культуры и спорта на 2021–2030 годы. Среди важных вопросов сотрудничества в этой сфере, решаемых в настоящее время, можно отметить - создание правовой и организационной основы для проведения Спартакиад стран СНГ среди детей с ограниченными возможностями здоровья и Чемпионатов (Первенств, Кубков) СНГ.

Совместные усилия по укреплению туристического потенциала стран СНГ предпринимаются в рамках Стратегии развития сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма на 2021–2030 годы. К важным целям взаимодействия в этой сфере отнесены интенсификация туристских потоков на внутреннем рынке Содружества, продвижение совместного турпродукта на мировом рынке и рост доходов от туризма. Особое внимание в ближайшей перспективе будет уделяться развитию ряда новых межрегиональных (трансграничных) туристических маршрутов (Великий шелковый путь, путь «из варяг в греки» и др.), а также сохранению и продвижению культурного и природного наследия стран Содружества.

В политической сфере взаимодействие государств – участников СНГ было направлено на выработку согласованных позиций по актуальным вопросам мировой политики и основным направлениям сотрудничества стран Содружества.

Прочным фундаментом для развития сотрудничества во всех сферах и по всем направлениям выступают сохранение близости правовых систем государств – участников СНГ и предпринимаемые усилия по гармонизации их законодательств, в том числе в рамках межпарламентского сотрудничества.

Обширный объем вопросов, представляющих взаимную заинтересованность государств – участников СНГ, решается в рамках сотрудничества в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам. Работа по всем основным направлениям в этой сфере построена на концептуально-программной и плановой основе. В настоящее время обеспечивается выполнение Концепции военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2025 года; Программы сотрудничества государств – участников СНГ в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021–2025 годы; Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2019–2023 годы; Программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и экстремизмом на 2023–2025 годы; Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения; Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии коррупции и ряда других документов, которые были утверждены в Бишкеке, на саммитах глав государств и правительств государств-участников СНГ.

Правовое сотрудничество в рамках Содружества в последние годы также существенно активизировалось. В 2023 году состоялось организационное заседание недавно созданного Совета председателей верховных (высших) судов государств – участников СНГ, в ходе которого наряду с решением ряда организационных вопросов поддержана инициатива Российской Федерации о придании статуса базовой организации государств – участников СНГ в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для судебных систем федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Российский государственный университет правосудия».

5 июня 2023 года состоялось первое заседание Комиссии уполномоченных по правам ребенка (омбудсменов) государств – участников СНГ. Уже в ходе стартового заседания в поле зрения членов Комиссии оказалась сложная проблематика защиты прав детей и роли структур гражданского общества в этом вопросе, взаимодействия по вопросу возвращения детей из зоны вооруженного конфликта на территориях Сирии и Ирака, их реабилитации и ресоциализации, нарушения прав детей в результате военных действий и трудностей их обеспечения, помощи детям в условиях миграции и кибербезопасности несовершеннолетних.

Подведенные итоги многоплановой работы свидетельствуют успешную реализацию приоритетов кыргызского председательства в СНГ.

Безусловно, достигнутые в текущем году результаты – это итоги активной всесторонней поддержки государств-участников Содружества.

Важной особенностью СНГ, отличающей от других международных структур, является то, что Содружество было и остается пространством практически бесплатного транзита или перехода к иным качественным уровням развития постсоветских республик – уже в формате отраслевого сотрудничества, которые представляются исторически, культурно, экономически и особенно географически обусловленными, оправданными и оптимальными.

«Выровнять» это пространство в обновленных ценностных границах, не игнорируя совместное прошлое и встраивая в новое пространство сотрудничества конструкции позитива и развития – вектор деятельности стран СНГ, определенный в период председательства Кыргызской Республики.

Директор 1 Политического департамента МИД КР
Н.А.Абдрахманов

Комментарии

Оставить комментарий