Бишкек, 12.06.20 /Кабар/. Жогорку Кенеш КР 11 июня 2020 года принял во втором чтении законопроект, направленный на повышение налога на доходы золотодобывающих предприятий на 7% по каждой позиции ставки налога, то есть устанавливающий ставку в размере от 8 до 27 % от выручки (!) в зависимости от цены на золото.
Иными словами, при текущей цене на золото (1727 долл. США за тройскую унцию) ставка составит 18% от выручки, не учитывая расходы на добычу (себестоимость продукции), другие налоги и платежи. Кроме того, предполагается установление единой ставки роялти (5%) как для крупных, так и для мелких месторождений золота.
Бизнес-сообщество с сожалением восприняло возможное принятие этой инициативы и считает необходимым в очередной раз кратко изложить свое мнение по этому вопросу.
Горная добыча – технологически сложная и затратная отрасль, которая требует специализированного профессионального подхода. Даже при действующем налоговом режиме и ценах на металлы крупнейшим компаниям потребуется от 10 до 20 и более лет для того, чтобы только окупить сотни миллионов долларов, инвестированных в экономику страны, не говоря уже о получении прибыли. И это без учета поправки на инфляцию, колебаний на рынке сырья, политических и социальных рисков.
По данным исследования международный компании Ernst&Young (2018), золотодобывающие компании Кыргызстана платят по меньшей мере 20 видов налогов, неналоговых и иных обязательных платежей на территории страны. Общая налоговая нагрузка на отрасль в КР, по разным подсчетам, составляет от 20 до 30% к выручке, что является самой высокой нагрузкой по сравнению с другими отраслями и с аналогичными показателями других стран.
Любое существенное повышение налогового бремени в этой отрасли неминуемо ведет к сокращению инвестиций в развитие, рабочих мест, расходов на оплату труда и добровольных выплат. Это также ведет к изменениям в технологии добычи и неэффективному использованию минерально-сырьевой базы. По отдельным проектам производство может стать и вовсе нерентабельным, что может привести к приостановке или прекращению производственной деятельности в самых отдаленных горных районах страны.
Но самое главное – это отпугнет большинство потенциальных инвесторов в отрасль, которая может действительно стать двигателем роста других приоритетных секторов экономики нашей страны – энергетики, сельского хозяйства и многих других.
В погоне за миллионами сомов дополнительных платежей в бюджет в этому году страна может потерять миллиарды долларов (!) в виде сокращенных инвестиционных проектов и не поступивших инвестиций в будущие годы.
Особое сожаление вызывает тот факт, что ведомства, ответственные за долгосрочное экономическое развитие, – Министерство экономики и Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования показали поверхностный подход к горнодобывающей промышленности, отсутствие принципиальной позиции (позиция правительства по ставке налога поменялась с 3% до 7%) и долгосрочного видения развития экономики и реального сектора страны.
Такой упор министерств экономического профиля на пополнение бюджета любыми путями оставляет бизнес практически беззащитным перед государственным аппаратом, а дальнейшие долгосрочные инвестиции в страну – сомнительными.
В условиях самого серьезного экономического кризиса XXI века, вызванного глобальной пандемией, страны по всему миру стараются максимально снизить налоговое бремя и помочь бизнесу и людям выжить. В это время крупный бизнес нашей страны ощущает на себе беспрецедентное повышение налогового бремени, многомиллионные доначисления налогов в самых разных отраслях экономики и неясные перспективы на будущее.
Практика развитых стран мира показывает, что для успешного развития нужно обеспечить невмешательство государства в экономику, конкурентно низкие налоги и эффективные государственные институты. Бизнес-сообщество не утрачивает надежды увидеть реальные изменения по этим ключевым направлениям.
Выражаем надежду, что правительство и парламент страны все-таки возьмут за основу долгосрочный подход к развитию Кыргызстана и поддержат бизнес-сообщество и тысячи его работников в это сложное время.
Справочно:
1) Одной из основных причин повышения налога инициаторы законопроекта называют необходимость стимулирования переработки концентратов драгметаллов внутри страны. Однако, по сообщениям экспертов и по данным исследований, строительство таких фабрик на территории страны (1) нерентабельно для разрабатываемых в настоящее время месторождений и (2) создает существенные риски для экологии горных регионов (тяжелая металлургия), несопоставимые с выгодой от добавленной стоимости.
2) Показатели себестоимости производства на отдельных золотодобывающих предприятиях, приведенные Госкомитетом промышленности, энергетики и недропользования на слушаниях в Жогорку Кенеше КР, основаны на устаревших данных ТЭО, поданных на самых начальных стадиях работы предприятий.
3) Подробная информация и объяснение технических, финансово-экономических деталей приведены на сайте МДС: http://www.ibc.kg/ru/news/ibc/5095_mds_o_zakonoproekte_napravlennom_na_uvelichenie_stavki_naloga_na_dohody_gornodobyvayuschih_kompanii
а также в отчете по итогам специального исследования горнодобывающей отрасли, проведенного в 2018 году Ernst&Young:
http://ibc.kg/ru/analysis/surveys/3201_issledovanie_ernstampyoung_vklad_zolotodobychi_v_ekonomiku_kr_i_vliyanie_fiskalnyh_iniciativ
Комментарии
Оставить комментарий