• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

Между отчетом и реальностью – огромная пропасть

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

О глубоком расхождении между официальными сведениями госорганов по коррупции и тем, что видно не вооруженным глазом

В обнародованном постановлении Правительства КР о Стратегии развития Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики (финансовой полиции) на 2018-2023 годы приводится таблица о фактах выявления коррупции в государственных органах республики за период с 2012 по 2017 годы со стороны Службы по борьбе с экономическими преступлениями. Так, согласно предоставленной ГСБЭП таблице с количеством выявленных фактов, самыми коррумпированными государственными органами оказались органы местного самоуправления, образования и регистрационной службы. Следует отметить, что судебная система и таможенная служба занимают более лучшие позиции и у них минимальный результат фактов коррупции.

Прежде чем разобрать таблицу, представленной ГСБЭП, необходимо напомнить, что 9 февраля 2018 года в Государственной резиденции «Ала-Арча-1» состоялось очередное заседание Совета безопасности КР под руководством Президента Сооронбая Жээнбекова. Тогда члены Совбеза рассмотрели вопрос «Об актуальных мерах по борьбе с коррупцией в судебных, правоохранительных и надзорных органах КР».

На заседании президент С.Жээнбеков подчеркнул, что в рейтинге по коррупции международной организации «Transparency International» Кыргызстан находится на 136-м месте среди 176 стран.

Кроме этого, тогда Президент КР четко отметил, что правоохранительные и надзорные органы на деле не борются с коррупцией, в которой основной удар должны наносить именно они.

Отмечая слабую борьбу с коррупцией каждого органа, С.Жээнбеков высказался о деятельности финансовой полиции следующим образом: «Финансовой полицией, в обязанность которой входит расследование экономических и коррупционных преступлений, в 2016-2017 годах было возбуждено около 4 тыс. уголовных дел, но из них только 23% были направлено в суд. Из каждых 5 дел 4 дела не были направлены в суд. Из возбужденных дел всего по 10% обвиняемых были привлечены к уголовной ответственности», - сказал тогда глава государства.

Что касается работы судебной системы, которая в таблице финансовой полиции занимает весьма уважительное место и относится к менее подверженной коррупции системе, С.Жээнбеков отметил следующее: «В 2016-2017 гг. в судебные органы поступило более 22 600 уголовных дел. Из них около 9 тыс. или 40% были сокращены или приостановлены со стороны суда. Дожидаясь приговора, некоторые месяцами и годами находятся в СИЗО. Не только они сами, но и их семьи страдают. У меня нет намерений вмешиваться в дела судей, но есть вопиющие факты освобождения из-под стражи даже тех, кто совершил самые тяжкие преступления. В таких случаях я не могу быть равнодушным наблюдателем. Те, кто нарушают закон, будь то работник правоохранительных органов или судья, никто не останется без наказания. К ним будут приняты самые жесткие меры. Если происходит несправедливость или нарушается закон, я не имею права равнодушно смотреть на это», - сказал Президент.

Согласно анализу, озвученному главой государства за последние два года, правоохранительные органы возбудили более 76 тыс. уголовных дел, из которых всего 30% были направлены в суд.

Он пояснил, это говорит о том, что из каждых трех дел два не доходили до суда, а из направленных в суд в 44% обвиняемые были освобождены от уголовной ответственности. Президент также добавил, что лишь 12% были привлечены к уголовной ответственности.

Таблица, противоречащая реальности

И вот буквально через месяц после критики президента, ГСБЭП публикует таблицу о выявленных фактах коррупции в государственных органах КР за последние 5 лет. Согласно таблице ведомства можно смело предположить, что на их взгляд в стране показатели коррупции не большие. Но ведь Президент отмечает, что из 5 расследуемых финансовой полицией дел, 4 до суда не доходят. На этот счет и касательно представленной таблицы экономист Марат Мусуралиев поделился своим мнением. По его словам, выявленные факты - это лишь видимая часть айсберга.

«Статистические данные всегда можно интерпретировать по-разному. В одних госорганах коррупции выявлено меньше, но все мы знаем реальную ситуацию в этих ведомствах. В одних же коррупции выявлено больше, но остается загадкой то, сколько из этих дел доведены до суда. Что же касается таблицы финансовой полиции то, скорее всего, показатели занижены, но думаю не на много. В этой таблице главный вопрос в том, что мало было выявлено и много чего осталось и остается в тени. Также есть один момент – необходимо, чтобы ГСБЭП к этой таблице дала продолжение, точнее раскрыть историю этих показателей, о том сколько дел было доведено до суда и сколько фактов закончились обвинительными приговорами. Думаю, вот там картина будет совсем другая, менее радостная», - говорит Мусуралиев.

Руководитель общественного фонда «Институт конституционной политики» Нурлан Сыдыков, также считает, что показатели ГСБЭП весьма занижены и не объективны.

«У меня нет фактических данных, чтобы дать точные комментарии относительно пятилетних итогов деятельности ГСБЭП, обращенные на борьбу с коррупцией. Судя по приведенной таблице самого органа, кое какие выводы сделать можно. На мой взгляд, итоги занижены и они необъективны. В частности, есть ряд вопросов и проблем конституционального характера», - говорит он.

Необъективны, по его словам, прежде всего из-за наличия чехарды в системе государственного управления и противоречий между государственными органами. В пример эксперт приводит то, что по данным ГСБЭП наиболее подвержены коррупции органы местного самоуправления. «Как бы сегодня независимыми их не называли, органы местного самоуправления сильно зависят от государственного бюджета в виду того, что их бюджет формируется лишь после утверждения республиканского. И вот эти межбюджетные отношения, бюрократические препоны при формировании собственного бюджета, ожидания очереди для утверждения, приводят к сложным механизмам, порой к коррупционным схемам.

Возможно из-за не совершенной системы, на долю органов самоуправления приходится такие большие статистические данные о фактах проявления коррупции. То есть, пока не поменять систему, показатели будут такими же», - убежден эксперт.

Н.Сыдыков также добавил, что борьба с коррупцией будет не эффективной, пока власти не поменяют методы борьбы с ней.

В частности он отметил, что борьба с коррупцией не будет эффективной, пока не будут сделаны две первоочередные вещи: заполнение декларации о собственности для государственных чиновников и соблюдение процедур обязанностей чиновниками. «То есть, закон об административной процедуре не работает, а не функционирование данного закона влечет за собой проявление халатности, бюрократии и других негативных проявлений, с которыми сегодня мы сталкиваемся», - добавил он.

Между тем, экономист Жумакадыр Акенеев в интервью агентству «Кабар» выразил стопроцентную уверенность в том, что показатели ГСБЭП абсолютно не отражают действительность и что данные, приводимые ими, уводят внимание населения от фактического состояния коррупции в стране.

«На заседании совета безопасности Президент Сооронбай Жээнбеков высказался о деятельности правоохранительных и фискальных органов, вот там были озвучены все конкретные данные и цифры. В таблице ГСБЭП судебная система и таможенная служба выглядят так, как будто там все хорошо, но на самом деле они считаются самыми коррумпированными. Далеко за примером ходить ненужно. Буквально накануне в Таможне были выявлены серые схемы с участием ряда госорганов с миллионными ущербами государству. Если бы таможня не была такой коррумпированной, то откуда появились бы прозвища у самих таможенников как «Миллион» и т.д. На сегодня коррупция сильна именно в самих правоохранительных органах, фискальных службах и лишь потом идут экономические органы. Действительно, коррупция на сегодня один из основных препонов для развития страны, иначе тревожился бы так по этому поводу Президент на заседании Совета безопасности?», - заключил Ж.Акенеев.

Аман Алымбеков
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий