Сектор нефтетрейдинга переживает сегодня не самые лучшие времена, и на это есть причины. Одна из проблем - нелегальный импорт ГСМ из Казахстана, сообщил заместитель исполнительного директора Международного делового совета Данияр Медеров на круглом столе «Деловая повестка бизнеса» в Бишкеке.
В прошлом году были периоды, когда нелегальный ввоз ГСМ составлял до 30 процентов от общего объема импорта. Это негативно отразилось на деловой активности сектора, на объемах реализации и, соответственно, на налоговых поступлениях в госбюджет.
Причина нелегального импорта ГСМ заключается в огромной разнице цен местных ГСМ по сравнению с казахстанским продуктом.
В Кыргызстане базовая ставка акцизного налога на бензиновую группу сегодня составляет 5 тысяч сомов за тонну, в то время как в Казахстане она почти вдвое меньше (в пересчете на валюту КР - 2,3 тыс. сомов). Получается большая разница – в среднем 8 сомов за литр.
«Я далек от мысли, что государство не предпринимает действий для решения этой проблемы. Государство в лице Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве КР (Финансовая полиция) проводит оперативные мероприятия, но им тоже надо помочь, не создавая стимулов для нелегального импорта ГСМ, - сказал Данияр Медеров. - Решения принимаются, но мы одной рукой боремся, а другой стимулируем нелегальный импорт».
Между тем в стране есть законодательная инициатива (новая редакция Налогового кодекса КР), предлагающая увеличить базовую ставку налога на ГСМ до 10 тысяч сомов. Это повысит стоимость ГСМ в КР еще на 4 сома, в итоге разница будет уже в 12 сомов. Таким образом, нелегальный ввоз ГСМ станет еще привлекательнее.
Согласно законодательству, правительство может двигаться в рамках этой базовой ставки и в сторону снижения, не превышая верхний порог.
«Но по нашим данным, начиная с 2013 года эта ставка применялась по максимуму. И вполне вероятно, что подобная практика продолжится», уточнил представитель МДС.
Поэтому важно, чтобы к этому вопросу был достаточно прагматичный подход, нельзя относиться к нефтетрейдерам предвзято. Почему-то принято думать, что этот сектор приносит сверхдоходы, и к нему порой относятся как к «дойной корове».
Действительно, в рамках Евразийского экономического союза предполагается гармонизация налоговых ставок. Но при этом гармонизация не должна происходить в ущерб государству. Почему нужно «подтягивать» ставку акциза до российского уровня (в пересчете на сомы – около 11 тысяч), не учитывая разницы в экономическом развитии стран и состоянии нефтегазового сектора?
О негативном влиянии разницы акцизных ставок и как следствие, росте нелегального импорта ГСМ можно судить по такому примеру: российская компания, действующая на местном рынке, ранее имела здесь 115 АЗС и 8 крупных нефтебаз, но из-за невозможности обеспечения конкурентоспособности ей пришлось значительно сократить свои активы, и теперь в стране действует лишь 50 АЗС и четыре нефтебазы.
Правительству не следует допускать обременений для нефтетрейдеров, считают в МДС. Такие вопросы нужно обсуждать с бизнесом, и принимать решения исходя из взаимных интересов.
О важности сектора можно судить по объему налогов, выплаченных нефтетрейдинговыми компаниями в госбюджет. В 2016 году они составили порядка 6 млрд. сомов, или 10 процентов от общих доходов госбюджета.
Комментарии
Оставить комментарий