• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

Максат Тентимишов - о деятельности загранучреждений МИД КР в торгово-экономической сфере и по привлечению инвестиций

ОБ-КОМ 1

Читайте и смотрите нас в

Максат Тентимишов, Посол по особым поручениям МИД КР, Чрезвычайный и Полномочный Посланник Кыргызской Республики рассказывает о деятельности загранучреждений МИД КР в торгово-экономической сфере и по вопросам привлечения инвестиций.

Данная статья направлена на повышение осведомленности общественности страны о работе посольств Кыргызской Республики за рубежом в торгово-экономической сфере и по привлечению инвестиций, поскольку это направление работы, являясь весьма злободневной темой, вызывает большой интерес в обществе. Это обусловлено, прежде всего, тяжелым социально-экономическим положением страны. Согласно последней информации Национального статистического комитета КР (Нацстаткомитета), за чертой бедности в 2020 г. проживали 1 млн 678 тыс. человек, из которых 73,7% являлись жителями сельских населенных пунктов.

Достаточно часто можно услышать критику со стороны общественности в адрес внешнеполитического ведомства за недостаточную или вовсе плохую работу по привлечению иностранных инвестиций, содействию экспорту кыргызских товаров и расширению торгово-экономического сотрудничества, что происходит, в первую очередь, из-за их неинформированности о проводимой работе.

Очень важно отметить, что работа по привлечению иностранных инвестиций, содействию экспорту кыргызских товаров и расширению торгово-экономического сотрудничества Кыргызстана с иностранными государствами является одним из главных приоритетов в деятельности загранучреждений КР.

Посольства Кыргызской Республики за рубежом осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о «Посольстве Кыргызской Республики», утвержденным постановлением Правительства КР №665 от 23 октября 2001 года. Согласно этому документу, в число основных задач и функций Посольства входят обеспечение дипломатическими средствами сотрудничества КР с государством пребывания в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурно-гуманитарной и других областях, представляющих взаимный интерес, а также оказание содействия государственным органам и при необходимости общественным объединениям и представителям деловых кругов КР в установлении контактов с государственными органами, представителями общественных объединений и деловых кругов государства пребывания. Помимо этого, Посольствам могут даваться поручения Администрации Президента, Кабинета Министров, а также Министерства иностранных дел по вопросам развития торгово-экономического сотрудничества.

Глава государства, Председатель Кабинета Министров, Торага Жогорку Кенеша КР и депутаты постоянно ставят вопросы привлечения инвестиций и развития торгово-экономического сотрудничества с иностранными государствами или т.н. «экономическую дипломатию» в качестве одного из приоритетов и обозначают их в качестве оценки эффективности деятельности Министерства иностранных дел в целом и работы министра и послов в частности. В качестве примера можно привести регулярные отчеты руководителей загранучреждений КР в Комитете Жогорку Кенеша по международным делам, обороне, безопасности и миграции, где депутаты в первую очередь задают вопрос о количестве привлеченных инвестиций в страну.

В этом контексте надо подчеркнуть, что «экономическая дипломатия» является одним из самых приоритетных направлений деятельности загранучреждений КР, поскольку дипломатические учреждения, являясь форпостом и представляя интересы нашей страны в зарубежных странах, в своей работе ежедневно сталкиваются с этими вопросами.

В рамках системной работы в Министерстве иностранных дел КР функционирует специальный департамент по вопросам продвижения экономической дипломатии, который сейчас называется Шестым политическим департаментом. Вполне понятно, что главными задачами его деятельности являются привлечение инвестиций, продвижение экспорта и развитие туризма. Важно отметить, что для улучшения качественной работы Министерства в этом направлении в 2019-2021 гг. в состав этого департамента были переведены сотрудники из Министерства экономики страны. Не вызывает сомнений, что такой шаг позволит увеличить КПД деятельности кыргызских посольств за рубежом.

В средствах массовой информации и социальных сетях можно увидеть массу публикаций и пресс-релизов посольств КР за рубежом, а также послов и сотрудников о проводимых мероприятиях и встречах по развитию и расширению торгово-экономического сотрудничества со странами пребывания и привлечению инвестиций, исходя из чего можно сделать выводы о том, что эта работа ведется на постоянной системной основе.

В этом контексте важно подчеркнуть, что эта деятельность в Посольствах поставлена на плановую основу. В частности, дипломатические и консульские учреждения в своих планах работ на квартал, полугодие и год расписывают задачи и мероприятия на текущий период и затем, соответственно, дают отчет в Министерство иностранных дел об исполнении этих планов, а оттуда эта информация передается во все вышестоящие органы и профильные министерства страны для того, чтобы показать, как и на каком уровне эта работа ведется.

Самым распространенным методом работы в «экономической дипломатии» посольств являются проведение встреч дипломатов с государственными чиновниками, предпринимателями, выступления на экономических форумах, проведение инвестиционных форумов, выставок, семинаров, поездки по стране, посещения заводов и предприятий и др.

В этом контексте я хотел бы привести отдельные примеры из своей деятельности, в бытность генеральным консулом Кыргызской Республики в г. Гуанчжоу (КНР) с марта 2014 по декабрь 2018 г. Этот южнокитайский мегаполис входит в число 5 самых экономически развитых городов Китая, а провинция Гуандун является самым развитым регионом в Китае, ВВП которого больше России. В этой связи, неиспользование возможностей привлечения инвестиций из этого богатого и промышленно-развитого региона стало бы серьезным недостатком в работе генерального консульства.

Генеральное консульство регулярно проводило бизнес-форумы с участием кыргызских и китайских предпринимателей. В частности, впервые в истории отношений между Кыргызстаном и южным Китаем 18 и 19 апреля 2016 г., при содействии Агентства по продвижению инвестиций и Бизнес-ассоциации «ЖИА» (Жаш ишкерлер ассоцияциасы), состоялся бизнес-форум «Кыргызстан – Гуанчжоу», в котором приняли участие 30 кыргызских и более 60 китайских предпринимателей. Основной целью форума являлись установление прямых отношений между предпринимателями двух стран и презентация инвестиционных возможностей КР, поскольку представители деловых кругов юга КНР не обладали достаточной информацией о нашей стране.

Другим мероприятием, регулярно проводимым генеральным консульством, была презентация инвестиционных возможностей Кыргызстана. Как правило, мы старались проводить такие мероприятия как можно часто, при этом нами использовались все возможные варианты, платформы и площадки. Учитывая, что китайские предприниматели, как правило, не владеют английским языком, презентации велись на китайском языке и все информационные материалы и буклеты тоже, соответственно, переводились на китайский язык, благодаря чему эффективность мероприятий была по возможности максимально высокой.

Как результат, резко увеличилась динамика обменов деловыми визитами, бизнес-форумы, торгово-экономические мероприятия и выставки, в свою очередь, стали регулярно проходить и в Кыргызстане. К примеру, 27 июля 2015 г. впервые в истории отношений между двумя странами Департамент коммерции провинции Гуандун провел в Бишкеке презентацию транспортно-логистических возможностей, в которой приняли участие 25 представителей государственных компаний и, в первую очередь, руководители крупнейших аэропортов и портов, через которые проходят торговые потоки. Презентация проводилась с целью развития транспортно-логистического сотрудничества между Кыргызстаном и провинцией Гуандун для ускорения доставки товаров и снижения транспортных и логистических издержек, что является весьма важным для нашей страны, не имеющей выхода к морю.

Целям расширения торгово-экономических отношений и привлечения инвестиций служило и установление побратимских отношений между регионами и городами Кыргызстана и юга Китая. Так за достаточно короткий срок были установлены побратимские отношения между городами Бишкек и Гуанчжоу и Шеньчжень, Ошской областью и провинцией Гуандун, Иссык-Кульской областью и провинцией Хайнань, городами Ош и Фошань, Балыкчы и Хойчжоу, Токмок и Чжуншань. Делегации всех этих областей, провинций и городов обменялись визитами, что позволило установить хороший фундамент для дальнейшего сотрудничества, в том числе и торгово-экономического, и наработать хороший задел на будущее. В частности, до настоящего времени ждет своей реализации идея о создании IT-парка в г. Бишкек при помощи мэрии г. Шеньчжень, который, как известно, является одним из признанных лидеров в области информационных технологий не только Китая, но и мира.

Мы все прекрасно понимаем, что в мире инвестиций – огромная конкуренция: все страны мира, в том числе и самые развитые и богатые, борются за инвестиции и создают самые льготные условия для их привлечения. В этих условиях, Кыргызстану еще предстоит «завоевать свое место под солнцем».

Один из великих экономических гуру Адам Смит еще в 18 веке в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» писал, что богатство нации создается не только в сфере сельского хозяйства, но и в других сферах экономической деятельности. Он указал на три причины, которые нарушают экономическую стабильность: первая — войны, навязанные извне; вторая — лень нации; третья — неблагоразумие правителей, которое может сильнее всего нарушить стабильность экономики государства: «Великие нации никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия государственной власти». Адам Смит в своем труде уделял внимание выявлению дестабилизирующих факторов, которые являются актуальными и на сегодняшний день.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, Министерству иностранных дел КР и загранучреждениям КР необходимо продолжать системную работу по дальнейшему расширению торгово-экономического сотрудничества с иностранными государствами, привлечению инвестиций и продвижению экспорта кыргызских товаров. Теперь эта работа должна быть как минимум удвоена, поскольку борьба за инвестиции в мире идет беспрерывно. Посольствам необходимо использовать весь имеющийся арсенал работы в этом направлении. В этой связи, особого внимания требуют стратегии помощи развивающимся странам со стороны правительств государств пребывания и аккредитации, поскольку все развитые страны взяли на себя такое обязательство. В частности, в качестве примера можно привести инициативу председателя КНР Си Цзиньпиня «Один пояс – один путь», которая предоставляет нашей стране большие возможности для экономического развития. В этой связи, я полностью убежден в том, что целенаправленная «экономическая дипломатия» кыргызских посольств за рубежом в конечном итоге внесет свой достойный вклад в дело процветания общества и его народа.

Фото: www

Комментарии

  • Almaz Toimatov

    Almaz Toimatov 3 years ago

    Вот сразу видно, что человек работает, анализирует и самое глааное доводит до широких слоев населения о ходе и результате деятельности на торгово-экономическом нарравлении внешней политики. Дал развернутый анализ, а это не так уж часто происходит! Молодец!

Оставить комментарий