Десятилетие - срок относительно небольшой, но на счету водолазов сотни спасенных жизней, работа в экстремальных условиях, десятки обследованных и отремонтированных глубоководных объектов, включая плотины ГЭС, более тысячи аварийных спусков воды с горных озер.
На дне
Корреспонденты "Российской газеты" отправились на базу подготовки подводников, чтобы поздравить с юбилеем. К журналистам присоединилась группа детей, которые захотели узнать поподробнее об опасной профессии.
Дислоцируется отряд водолазов в пригороде Бишкека, селе Ленинском. На базе есть все необходимое для их подготовки, а также для отработки всевозможных ситуаций, которые могут возникнуть при выполнении подводных работ
Главная достопримечательность - небольшой по размерам, но достаточно глубокий водоем. Здесь проходит своеобразное посвящение в водолазы - первое погружение в полной экипировке, а также проверка гидрокостюмов, отработка деталей предстоящих операций по работе на глубине. Отряд обеспечен всем необходимым оборудованием. Здесь же оснащенная по последнему слову техники медсанчасть, где в случае необходимости будет оказана вся необходимая помощь. Есть даже специальная барокамера. Она, как рассказала местный фельдшер Кундуз Калманбетова, предназначена для стабилизации давления у водолазов после погружения на большую глубину.
Встретил нашу шумную компанию исполняющий обязанности начальника водолазной службы МЧС КР Замир Джумаков. Как он признался, журналисты у них - нечастые гости, тем более из уважаемого и серьезного издания. Чтобы рассказ о водолазной службе республики получился наиболее полным, Замир Джумаков решил лично показать и рассказать, чем занимаются самые высокогорные в мире водолазы.
- Нас так называют потому, что приходится работать на большой высоте, когда производим спуск воды с горных озер, - пояснил Замир Джумаков. - Таких объектов у нас сотни. Ледники тают, и часто вода в таких водоемах достигает критического уровня. Ее прорыв может спровоцировать сель. Вот и приходится при помощи специальных приспособлений осуществлять спуск. Мы разработали собственную методику проведения таких операций и на международных учениях делимся опытом с коллегами из других стран. Вообще, в нашем подразделении много чего интересного. У нас есть несколько глубоководных мобильных станций, школа, где мы обучаем водолазов и сотрудников пансионатов правилам спасения на воде. В каждом доме отдыха, где есть водоем или даже бассейн, должен быть специалист, который отвечает за технику безопасности на воде. Ребята проходят теоретическую и практическую подготовку и обязательно получают сертификат. Также проводим различные подводно-технические работы. Не так давно, например, произошла нештатная ситуации на малой ГЭС. На одном из рукавов дамбы случился прорыв. Ребятам пришлось работать под сильнейшим напором воды, чтобы ликвидировать течь и дать возможность аварийной команде устранить неполадки.
Когда плачут ветераны
Эсен Пратов - один из ветеранов водолазной службы республики. В структуре МЧС он работает с 2005 года, а в отряде практически со дня его основания. Свое первое погружение и участие в спасательной операции вспоминает с улыбкой.
- Я тогда работал на Иссык-Куле, - рассказал Эсен Пратов. - Диспетчер проинформировал нас с напарником, что утонул человек и тело надо извлечь из воды. Мы прибыли на место. Там спросили, кто из нас водолаз, и напарник показал на меня. Пришлось нырять. Честно, было не по себе до крайности. Конечно, мы до этого тренировались и теорию изучали, но в первый раз я растерялся. Нырнул, но никого не нашел. Начал сматывать веревку, которая выполняла роль страховки. Обычно с ее помощью водолазы подают сигналы тем, кто руководит спасательной операцией. Затем все же решил еще раз пройтись по дну. Опять безрезультатно, но потом тело всплыло. Таким образом получилось, что я его все же нашел.
Был в водолазной судьбе Эсена и случай, который он запомнил на всю жизнь. Зимой в канун Нового года трое ребятишек рыбачили на льду одного из озер. Двое провалились, а третий побежал за помощью. Водолазам о случившемся сообщил сторож. Времени на раздумье не было.
В считаные минуты, экипировавшись в гидрокостюм, Эсен спустился под воду. Одного мальчика удалось найти сразу. Помогла куртка, которая задерживала воздух и не давала полностью уйти на дно. Поиски второго парнишки затрудняла мутная и холодная вода. Но и его чуть позже нашли.
- Когда обоих вытащили на берег, сразу стали оказывать помощь, как нас учили, - вспоминает Эсен. - Одного мальчика откачали сразу, а со вторым были проблемы. Он слишком долго был под водой. Мы принесли его к нам в медсанчасть. Я стал делать искусственное дыхание. Долго ничего не получалось. Много людей собралось вокруг. Все заглядывали в окно кабинета. В какой-то момент я почувствовал отчаяние. Потом собрался и стал пробовать еще. Делал массаж сердца, искусственное дыхание. Казалось, что остановилось время. Потом из груди мальчика вырвался хрип, и он снова затих. Я продолжал снова и снова, даже усталости не чувствовал. И вот снова хрип, а потом он очнулся и зарыдал. У меня тоже слезы навернулись.
Размер - не главное
Пока руководство общалось с журналистами, детвора атаковала водолазов разными вопросами, а после и вовсе потребовала дать примерить костюм, подышать в маске и надеть акваланг. Самому старшему - Тимуру Бастову - повезло больше всех. Ему посчастливилось облачиться в настоящий гидрокостюм. Правда, экипировка была немного не по размеру и надевать ее пришлось с помощью взрослых, но мальчуган испытал яркие впечатления.
- Так круто, жаль только, что нырнуть не разрешили, - поделился своими впечатлениями Тимур Бастов. - Сказали, что нужна подготовка. Теперь я решил, что стану водолазом. Людей спасать - хорошее дело. А может, даже повезет найти старинный клад.
"Российская газета"
Любовь Борисенко
21.08.21
Комментарии
Оставить комментарий