Происходящие в последние недели между двумя членами ЕАЭС события многие характеризуют как «торговая напряжённость», которая начала переходить в стадию политической. Можно провести пример из знаменитой саги Джорджа Лукаса «Звёздные войны», где в первом эпизоде в галактике вырос градус противоречий именно из-за торговых путей, которые повлекли за собой и политический кризис.
«Галактическая Республика переживала сильный политический кризис из-за растущего влияния Торговой федерации, доминирующей в сфере контроля торговых путей. Торговая федерация и неймодианский картель блокировали своим флотом периферийную, молодую в политическом плане, но весьма амбициозную планету Набу, с харизматичными и смелыми политиками».
Как видно, на этом отрывке можно с лёгкостью расставить под вымышленными названиями реальных игроков геополитической и экономической ситуации.
Речь идет об ухудшении экономических отношений Кыргызстана и Казахстана, что выражается в ужесточении Астаной пограничного контроля ввозимой кыргызской продукции разного профиля.
По данным казахстанских властей, это обусловлено наличием серьезных санитарных и фитосанитарных проблем. В свою очередь, Бишкек объясняет действия соседа тем, что Казахстан не в состоянии конкурировать с «более качественной и менее дорогой продукцией». Также указывается на якобы имеющее место со стороны Казахстана затягивание конкретных процедур, в том числе по техническому регулированию двусторонней торговли.
Причины обострения
Одна из причин подобной ситуации состоит в том, что Кыргызстан официально вступил в ЕАЭС, и сразу очертил ряд задач, которые вполне были обоснованными. Благодаря новому союзу официальные власти КР намерены поднимать производство в стране во всех сферах без исключения. Казахстан это сильно озадачило, поскольку производимая продукция в Кыргызстане в разы дешевле и по качеству превосходит товары многих казахстанских производителей.
Речь во многом идет о проявлениях конкурентной борьбы, поскольку создание ЕАЭС само по себе не отменяет экономические интересы входящих в него стран и их конкуренции. Соответственно, своего рода подобное «экономическое соревнование» между его членами не является чем-то экстраординарным. Тем более во время «притирки» недавно принятых в него государств. Но следует отметить, что последние события на кыргызско-казахстанской границе не идут в одной плоскости с принципами ЕАЭС.
В частности, премьер-министр Кыргызстана Сапар Исаков в ходе расширенного заседания межправсовета Евразийского экономического союза в Ереване поднял вопрос по сложившейся ситуации на границе.
«Но вопрос в том, что должны ли быть эти проблемы и соответствуют ли это духу нашего партнерства и тем договорам, которые мы подписали? Нет, не соответствуют. На сегодня осталась только одна из нерешенных проблем в двусторонних отношениях. Вы знаете, что 10 октября 2017 года на кыргызско-казахстанском и российско-казахстанском участке границ Казахстаном был введен усиленный режим пропуска транспортных средств из Кыргызстана. И на сегодня, к сожалению, этот вопрос не решается. И мы бы хотели надеяться, что наши друзья пойдут навстречу и будут решать эту проблему», - чётко объяснил глава правительства Кыргызстана.
Сапар Исаков также отметил, что договорная база ЕАЭС дает все основания говорить о том, что транспортные средства, загруженные товарами, не должны простаивать на границе. Исаков напомнил, что принципы ЕАЭС позволяют свободно перемещаться товарам, капиталам, людям и т.д.
Премьер-министр КР добавил, «мы бы хотели обратить на это внимание. Мы верим в то, что Казахстан решит все имеющиеся проблемы».
Вместе с тем, как заявил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин, «я надеюсь, что ситуация на кыргызско-казахстанской границе временная». Президент ТПП РФ сообщил, что любые ограничения можно считать в той или иной степени нарушением принципов ЕАЭС. «Надо искать компромисс и договариваться на уровне политиков», - добавил Катырин.
Стоит привести и слова Президента Кыргызстана, который заявил буквально следующее:
«Последние события на кыргызско-казахстанской границе показали, что мы возлагали слишком большие надежды на ЕАЭС. Несмотря ни на что, я уверен, сейчас и в будущем нашим стратегическим партнером и союзником была и будет братская Россия. Но эти события показали, что нам в экономическом развитии не стоит обманываться и слишком надеяться на ЕАЭС. Ну не может быть надежным Союз, который зависит от прихотей одного человека. Любой союз должен, в первую очередь, подчиняться договорам и соглашениям, которые заключены между участниками Союза», - сказал А.Атамбаев.
Впрочем, ситуация здесь осложняется тем, что фактически наблюдается конфликт государственных и частных приоритетов. Так, эксперт Аркадий Гладилов заявляет о том, что «экономические установки Казахстана во многом определяются интересами, присущими «олигархическому монополизму», незаинтересованному в реальной конкуренции с соседями и нацеленному, в первую очередь, на выжимание финансовой прибыли. А это, в свою очередь, не отвечает интересам населения в плане цены и качества предлагаемых товаров и услуг. При рассмотрении этих показателей в соотношении с производительностью труда их стоимость представляется неоправданно высокой по мировым меркам, и во многом она завышается искусственно», - заявил эксперт.
Соответственно, кризис действительно застал врасплох очень многих производителей и бизнесменов стран ЕАЭС, которые попытались решить проблемы защиты своих интересов не экономическими, а политическими рычагами. Что лишний раз заставляет усомниться в том, что между входящими в него странами происходит «торговая война», по сути, являющаяся конфликтом частных интересов. Что, однако, не отменяет остроты ситуации, ведь от успешности её разрешения во многом будет зависеть и будущее интеграционных объединений на территории бывшего советского пространства.
Перспективы решения проблемы
Задача властей государств ЕАЭС в этой ситуации – не дать «карманным» интересам возобладать над интересами стратегическими и не допустить перехода конфликта интересов узкой группы бенефициаров с той и другой стороны в политическое русло. И напротив, заставить их самих меняться в условиях стремительно трансформирующегося мира, в котором прежние баснословные прибыли должны уйти в прошлое.
Также подобные «тернии» заставляют задуматься о необходимости усиления между членами ЕАЭС политического взаимодействия и большей предусмотрительности относительно дальнейшего расширения данной структуры и устранения имеющих место споров.
Это становится актуальным в свете последних изменений в регионе, когда и Таджикистан, и Узбекистан уже прицениваются к Союзу с мыслями о вступлении. Однако нынешний погранично-торговый кризис между двумя самыми близкими во многих отношениях членами ЕАЭС дают повод усомниться в целесообразности такого решения. И тогда что можно сказать о планах членства в ЕАЭС более отдаленных, но проявлявших интерес стран? Не исключено, что Союз уже может после этого кризиса стать далеко непривлекательной, и даже конфликтной организацией.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий