• 87
  • 91.46
  • 0.84
  • 0.17

Кудаяр Султанов: Страна нуждается в создании Центра медицинских катастроф

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Медицина в Кыргызстане вызывает множество разнополярных мнений. Период пандемии оголил реалистичную картину.

Сегодня Академик Евразийской телеакадемии Ассоль Молдокматова беседует на тему модернизации медицины с заместителем Центра переливания крови, внештатным специалистом Минздрава КР по острому реагированию к чрезвычайным ситуациям Кудаяром Шайдиллаевичем Султановым.

— Кудаяр Шайдиллаевич, какова ваша оценка состояния здравоохранения сейчас?

— Система здравоохранения у нас как и в других странах СНГ имеет два этапа, советский и постсоветский. После обретения независимости были приняты несколько программ: Национальные программы реформирования здравоохранения «Манас», «Манас таалими», «Ден соолук» и в 2018г. «Здоровый человек - процветающая страна» на 2019-2030 годы.

Все эти программы нацелены на улучшение системы здравоохранения и являются логическим продолжением друг друга. С реализацией каждой программы мы стараемся улучшить качество, усовершенствовать и, чтобы было доступно простому народу, но, в силу определенных обстоятельств состояние такое, какое сейчас видим.

— О развитии не мечтать?

— Здравоохранение должно развиваться и модернизироваться параллельно с технологическим развитием и спросом населения, а бюджет наш позволяет этого?

Отрасль здравоохранения требует кардинальных реформ, начиная от демонополизации государственных услуг с расширенным привлечением частного сектора до кадровых нововведений и подтвердила это недавняя эпидемия.

Я думаю, Народ и вы должен оценить, как конечный потребитель медицинских услуг.

А какую народ дал оценку, это показатель недавней эпидемии.

— Как сложились обстоятельства , что юноша из Чон-Алая решил стать врачом?

— С детства меня интересовали анатомия и физиология животных и всегда старался понять, как устроены и как работают механизмы . Со временем этот интерес уже перерос интерес и к человеческому организму.

Часто когда услышал, что тот в селе заболел, тот умер, всегда думал, а почему им врачи не помогают и в душе так хотелось им помочь, спасти и поставил себе цель.

И тем более дядя в то время учился в Медакадемии, а сестра (покойная) была медсестрой, их влияние тоже имели место в моей жизни .

— Сейчас вы являетесь заместителем директора Республиканского центра крови, стали ответственным Минздрава по части реагирования к чрезвычайным ситуациям. Что этому предшествовало?

— Вы правы, я на должности заместителя директора Республиканского центра крови и по совместительству с 2018 года являюсь внештатным сотрудником Минздрава по чрезвычайным ситуациям, на общественных началах.

Из-за того, что в структуре центрального аппарата Минздрава не было специалиста по чрезвычайным ситуациям предложили помочь и вести это дело. Я два месяца подробно изучал и, поняв необходимость усовершенствования этой службы, согласился.

Если кратко рассказать историю, то раньше, где-то до 2009 или 2010 года в структуре центрального аппарата Минздрава был сектор ЧС, где 2 или 3 специалиста вели эту работу, но со временем и с последовательной оптимизацией этот сектор ликвидирован. Хотя чрезвычайные ситуации, тем более в области медицины стало все больше и больше.

— Как вы думаете, если раньше был такой сектор в структуре Минздрава, то учитывая эпидемию короновируса наверное надо будет создать заново?

— Во всех других странах есть отдельные службы, как «Медицина катастроф» или хотя бы в структуре Минздрава имеются структурные подразделения подготовливающие и координирующие медицинскую службу при чрезвычайных ситуациях, связанных с многочисленными жертвами.

Например, если взять Россию, есть отдельная служба «Медицина катастроф» имеющий в штате больше 1600 человек, эквивалентно количеству нашего населения это у нас должно было быть 60 штата.

С 2018г. я несколько раз предлагал создать такую службу в структуре Минздрава, и во время эпидемии в Республиканском штабе по коронавирусу тоже был поднят вопрос и поручением Премьер-министра разработали структуру и положение этой службы, согласовали со всеми и для утверждения отправили в Правительство.

Но не такими количествами штатов как я предлагал вначале 28, а намного меньше, около 20ти.

Если центр «Медицины катастроф» создастся , то множество проблем эффективной и оперативной организации, управления, координации медицинской службой, проблемы межведомственного взаимодействия по оперативному решению вопросов и качественному оказанию медицинской помощи пострадавшему населению поднимется на определенно новый уровень.

— Сейчас в вашей деятельности есть место для медицинской практики?

— Как клинициста и как практика нет к сожалению, и времени не остается и физически не успеваешь

— В последнее время несколько историй пациентов были связаны с правонарушениями прав …. Как вы оцениваете эти истории? Почему такое происходит?

— Права пациентов должны быть на первом месте, да бывают, когда права нарушаются, это неформальные платежи, не качественно оказываемая медпомощь, не по срокам и т.д.

На эту проблему мы не должны смотреть с одной стороны, должны смотреть комплексно и со всех сторон.

Со стороны пациентов зачастую это происходит из-за незнания своих прав и своих обязанностей, манера общения и наш менталитет.

Пациент должен знать свои базовые медицинские права, где в ГСВ прописан, в случае болезни свой медицинский маршрут и о гарантированной государством программе по мед. обеспечению.

Вот недавно пожаловались на врача ЦСМ о том, что она не принимает из-за отсутствия прописки территориально к данной ЦСМ. В таком случае действие врача оправданы, так как кроме экстренных случаев врач ЦСМ принимает только по прописке, человек если меняет свое место жительство он должен приписаться к ЦСМ, чтобы получить услугу согласно государственной Программе.

А со стороны медиков четкое исполнение своих функциональных обязанностей, личностное как морально-этические качества врача, которое вызывает чувство доверия у пациента, открытость и все процедуры согласовывать с пациентом.

Часто медиков обвиняют в поборах и вымогательстве. Это диллема, когда на одного штата врача предусмотрен оклад 5000 сомов, каким путем бороться с поборами? И у медика есть семья, дети. С другой стороны, у нас активное социальное государство и множество услуг должны оказываться бесплатно. Парадоксы

— Времена медицина переживает не легкие, в чем видите пути решения?

— Полностью решить проблемы в медицине невозможно, так как с технологическим развитием и развитием науки перед медициной ставиться определенные задачи.

Есть пути уменьшения проблем, создать условие доступности услуг, повысит качество и снизить неформальные платежи пациентов.

Для этого необходимо - увеличение бюджетного финансирования сектора здравоохранения- пусть больницы получают за оказываемые ими услуги не по рыночным ценам конечно, но полноценно.

Другой важный момент, создание равного доступа к частным поставщикам медуслуг, т.е. расширенное привлечение частного сектора к реализации государственных программ.

В этой части есть определенные достижения, но не на должном уровне, недавно в 2019г. второй раз был принят новый закон Государственно-частного партнерства, есть центр ГЧП, а сейчас ожидаем реализации дальнейших планов.

Нужно структурное изменение и кадровая реформа. Изменение кадрового потенциала в соответствии с качественно новыми целями и задачами развития и должны пересмотреть критерии отбора кадров. Кадры должны назначаться открытым конкурсом в зависимости от потенциала.

— Сейчас идет активное обсуждение об объединении некоторых больниц, с чем это связано?

— На счет той оптимизации, которая сейчас происходит, это реализация мастер плана Программы Правительства «Здоровый человек - процветающая страна», где предусмотрена уменьшение количества руководящего состава, упростить управление, назначив одного руководителя как ответственного за одну территорию.

Это оправданное действие, сами понимаете, что на 1 район, если отвечает 2 или 3 руководителя спросить будет не у кого, будет перекидывать друг на друга, это руководители ЦСМ, больниц и стоматологических поликлиник.

— Расскажите о семье…

— У меня 4 детей, двое мальчиков и двое девочек. Старшая дочь в 7 классе учится , единственная она в семье хочет стать врачом и спрашиваю, почему? Она говорит тоже с гуманистической точки зрения: «Хочу помочь больным!»

Старший сын в 6 классе учится и младший во 2 -м. Они не хотят идти на врача, хотят быть военным летчиком и бизнесменом. Младшая дочка ходит в садик, ей 5 лет.

Жена экономист, но по професии не работает, в сфере частного предпринимательства работает.

— Семье вашей - всех благ, вам -здоровья! Благодарю за содержательную беседу!

Беседовала Ассоль Молдокматова

Комментарии

Оставить комментарий