Министерство образования и науки Кыргызской Республики в рамках проекта “Программа развития сектора “Навыки инклюзивного роста” формирует Центры передового опыта, на базе которых будут пилотироваться экспериментальные образовательные программы для колледжей и профессиональных лицеев по наиболее востребованным специальностям на региональных рынках труда. Подробнее об этих центрах рассказала специалист вышеназванной программы Салия Сейдахматова.
- Расскажите, почему появилась необходимость формирования Центров передового опыта?
- В последние годы практически во всех развитых странах мира проводятся различные по глубине и по масштабам реформы национальных систем образования. Кыргызстан также стремится к тому, чтобы наши специалисты соответствовали международным стандартам качества. Долгое время проблемой являлось отсутствие надежных механизмов гарантии качества, существовала девальвация дипломов. Абитуриенты с “корочками” на руках пополняли ряды безработных, потому что не имели практических навыков, даже теоретические знания не соответствовали требованиям работодателей.
Поэтому особенно остро встала проблема эффективного управления профессиональными образовательными организациями. Появилась необходимость переосмыслить миссию и образовательные цели колледжей и профессиональных лицеев республики, повысить их способность реагировать на динамичную и быстроменяющуюся среду, новые требования современного рынка, общества и отдельных индивидуумов.
Кроме того, в эпоху глобализации и интеграции требования к системе профессионального технического образования и обучения или ПТОО выходят далеко за рамки знакомого призыва внести вклад в экономический рост, занятость и конкурентоспособность. Сегодня система профессионального технического образования и обучения является важнейшим способом обеспечения социальной справедливости и инклюзии, устойчивости развития человеческого ресурса страны.
Поэтому Министерство образования и науки КР при поддержке Азиатского банка развития начало разработку и пилотирование экспериментальных образовательных практик в рамках проекта “Программа развития сектора: Навыки для инклюзивного роста”. Важной составляющей проекта является формирование Центров передового опыта в, так называемых, “точках роста”, которые заложены в Концепции региональной политики Кыргызской Республики на 2018-22 гг.
- Что из себя представляет Центр передового опыта или ЦПО?
- Это колледж, в котором будет создана современная безопасная инклюзивная образовательная среда. ЦПО призван готовить специалистов среднего профессионального уровня в соответствии с потребностями региональных центров интенсивного развития. Центр передового опыта обеспечивает соответствующее руководство, обмен адаптированными к нашей стране эффективными практиками и предлагает поддержку и обучение на компететностной основе с ориентиром на приоритеты страны и региона.
На базе этих Центров планируется сформировать модель для остальных колледжей республики по стратегическому инновационному развитию учебного заведения на основе анализа фактических данных, уровня сложности планируемых работ, уровня достигнутого успеха, доступности ресурсов. В ЦПО будут пилотироваться лучшие методологии и практики в реализации учебных программ на основе экспериментальных профессиональных стандартов, обучении на компететностной основе, на рабочем месте, управлении качеством. Большое значение придается рациональному использованию ресурсов - человеческих, финансовых, материальных и времени. Необходимо научить наши учебные заведения согласовывать финансирование со стратегическими и образовательными целями.
Современная образовательная среда невозможна без квалифицированных педагогических кадров. К сожалению, в сфере переподготоки и повышения квалификации педагогов и мастеров колледжей и профессиональных лицеев у нас есть системные упущения. Поэтому будут также пилотироваться программы для поддержания и развития личностных и профессиональных навыков инженерно-педагогических работников образовательных организаций.
Еще на начальном этапе отбор колледжей проводился по жестким критериям. Это соответствие образовательных программ потребностям регионального рынка труда, наличие опыта по продвижению и поддержке партнерства с производством, наличие успехов в реализации и расширении механизмов обучения на рабочем месте. Оценивалась готовность к сотрудничеству с педагогическими и другими специализированными учебными заведениями системы среднего профессионального образования по подготовке и повышению квалификации специалистов, в целом, потенциал руководства и педагогического коллектива. На основе этих критериев были отобраны для проекта восемь колледжей в Бишкеке и областях и 10 профессиональных лицеев.
- Как осуществляется переход от колледжа к Центру передового опыта?
- Для развития Центра передового опыта особенно важна роль стратегического планирования. Поэтому, в первую очередь, стоит задача сформировать стратегический план. Соответственно, было проведено обучение руководителей и сотрудников колледжей. Им представили инструменты стратегического управления, научили анализировать текущую ситуацию, вырабатывать стратегические цели, задачи и действия. ЦПО – это инновационное учебное заведение, в котором достижение результата напрямую зависит эффективной реализации стратегического плана с сохранением хорошего баланса между финансами, интересами заинтересованных сторон, внутренними процессами, потенциалом сотрудников и образовательными целями.
В условиях трансформации колледжа в Центр передового опыта учебное заведение выбирает стратегию оперативного реагирования и инновационного развития в целях соответствия требованиям современного рынка труда и удовлетворения потребностей заинтересованных сторон.
Сейчас идет этап формирования таких стратегий развития. При этом каждый ЦПО учитывает результаты анализа спроса и предложения на региональном рынке труда, который был проведен также в рамках проекта “Программа развития сектора: Навыки для инклюзивного роста”. В ЦПО устанавливается система управления качеством, которая на регулярной основе координирует процесс мониторинга, оценки и улучшения реализации стратегии и образовательных программ в соответствии с утвержденными индикаторами.
Уже подписано постановление Правительства Кыргызской Республики о пилотировании в Центрах передового опыта подушевого финансирования, которое позволит рационально использовать выделяемые колледжам бюджетные срества на подготовку квалифицированных и востребованных на рынке специалистов. Идет обучение сотрудников. Разрабатываются экспериментальные образовательные стандарты и учебные программы по 16 специальностям.
- После формирования какова роль ЦПО в развитии системы начального и среднего профессионального образования?
- Как уж было сказано, в рамках проекта “Программа развития сектора: Навыки для инклюзивного роста” будут сформированы на базе колледжей восемь ЦПО и на базе профлицеев – 10 ЦПО. Будет обеспечено развитие их потенциала, с тем чтобы помочь им организовать подготовку в общей сложности 4000 студентов по профессиям, которые отражают региональные приоритеты на рынке труда. Внедрение консультативных и технических семинаров поможет соответствующим бизнес-ассоциациям определить требования к обучению навыкам в ЦПО и планировать мероприятия для студентов для обучения на рабочем месте в компаниях. В рамках новой учебной программы будет обучено в общей сложности 1000 мастеров профессиональных лицеев и 2000 педагогов колледжей.
Политика в отношении ЦПО и обучения на рабочем месте поможет согласовать учебные планы и развивать студенческие пути между начальным и средним профессиональным образованием, и обучением, расширить возможности для учащихся приобретать и демонстрировать практические навыки, а также поможет учащимся получить профессиональную подготовку без отрыва от производства. В целом, ЦПО призваны стать надежной основой для повышения качества профессионального технического образования и обучения Кыргызской Республики, содействовать экономическому развитию регионов.
Справочно:
Центры формируются на базе следующих колледжей и профессиональных лицеев:
• Бишкекский колледж архитектуры и менеджмента в строительстве, г.Бишкек;
• Джалал-Абадский колледж ЖАГУ, г.Джалал-Абад;
• Горно-технический колледж им.Т.Кулатова, г.Кызыл-Кыя;
• Агропромышленный колледж КНАУ им.К.Скрябина, г.Токмок;
• Агроэкономический колледж НГУ им.С.Нааматова, г.Нарын;
• Кара-Балтинский технико-экономический колледж, г.Кара-Балта;
• Индустриально-педагогический колледж, г.Балыкчы;
• Индустриально-педагогический колледж ОшГУ, г.Ош;
Профессиональные лицеи N 87, 32, 61, 49, 5, 4, 63, 69, 70, 7.
Комментарии
Оставить комментарий