• 87
  • 91.46
  • 0.84
  • 0.17

Как в Кыргызстане были созданы 11 «Безопасных школ»? - команда проекта о своей работе

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 29.05.19. /Нуркыз Сабырова - Кабар/. Создание безопасной среды в школах всегда оставалось одной из острых проблем для ряда профильных ведомств, а ее решение представлялось преодолением ряда барьеров. Так, к примеру, в Кыргызстане эта задача упиралась в несогласованность министерств и муниципальных органов, а также в систему государственных закупок.

В итоге старые и ветхие здания школ не могли пройти качественный ремонт, потому что строительные материалы покупались по заниженной стоимости и, соответственно, качества, а правительственные органы и муниципалитеты не могли решить, кто и за что несет ответственность, выписывая друг другу предписания и рекомендации.

Но проблема оказалась решаемой, что было доказано на примере 11 школ в столице и в регионах Кыргызстана, которые попали под пилотный проект Европейского Союза «Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в Кыргызской Республике», реализуемого фондом им. Конрада Аденауэра и Экологическим движением «БИОМ».

О проекте

Проект «Безопасная школа» впервые был презентован в Бишкеке 24 апреля 2017 года. Тогда Европейский союз в рамках продвижения программ в системе образования республики выразил готовность оказать финансовую поддержку Министерству образования и науки в создании благоприятной среды в общеобразовательных учреждениях Кыргызстана. Министерство посредством конкурса отобрало партнеров для реализации этой задачи, после чего совместно были выбраны 11 пилотных школ:
- Эколого-экономический лицей №65 в Бишкеке;
- Средняя школа №77 в столичной новостройке «Ак-Орго»;
- Школа-интернат №21 для слабослышащих и позднооглохших детей в Бишкеке;
- Средняя школа им. Г.П. Кудряшова в городе Орловке Чуйской области;
- Школа-комплекс «Билим Ордо» в городе Чолпон-Ате Иссык-Кульской области;
- Гимназия №»2 им. В.П.Чкалова в городе Нарыне;
- Средняя школа им. А Парпиева в селе Шарк Ошской области;
- Лицей «Жетиген» города Ош;
- Средняя школа им. Ш. Токсонова в селе Бужум Баткенской области;
- Гимназия №5 им. Б. Осмонова в городе Джалал-Абаде;
- Гимназия №3 в городе Таласе.

С этого момента партнеры проекта начали вести активную работу в перечисленных выше школах, вовлекая в процесс органы местного самоуправления, школьную администрацию, родительские комитеты и Министерство образование и науки КР.

Как велась работа, и как удалось обойти подводные камни «тендерных» процессов?

Работа в данном направлении предусматривала качественную информационную кампанию, которая охватила около 100 муниципалитетов по всей республике. Как отметила на пресс-конференции в агентстве «Кабар» руководитель ОО «Центр гражданских инициатив «Лидер» Банур Абдиева, в этих целях было проведено свыше 300 информационных семинаров, в ходе которых были рассказаны стандарты безопасной школьной среды по трем блокам:
- психологическая/социальная безопасность (создание толерантной среды);
- физическая безопасность (безопасные здания, включая безопасность в чрезвычайных ситуациях, учебное оборудование и т.д.);
- экологическая безопасность (чистый воздух, вода, канализация, здоровое питание, высокое качество освещения, правильная температура, вентиляция, энергоэффективность, садоводство и т.д.).

«Вопрос обеспечения безопасной школьной образовательной среды – межсекторальный вопрос. В одиночку его решить и обеспечить безопасность на уровне школ невозможно. Министерство образования, школьные администрации отвечают за контент образовательного процесса, но собственник на местах – это муниципалитеты», - пояснила о цели состоявшихся тренингов Абдиева.

Так, самым большим вызовом в этом вопросе стало проведение тендеров.

«Все что приобретается в школах, приобретается через тендерные процессы и комиссии. Единственный критерий при закупках – это самая дешевая цена. Поэтому мы считаем очень важным достижением в нашей работе выпуск инструктивного письма для того, чтобы им могли пользоваться при закупке необходимых для школы предметов, предъявляя определенные требования», - указала Абдиева об итогах работы.

Совместными усилиями партнерам проекта удалось решить все эти вопросы, опираясь на те же порядки, которые прописаны в действующих законах республики.

«На практике законодательство предусматривает наличие технического задания для поставщиков. Их составляют органы местного самоуправления. Если они правильно подойдут к этой проблеме, выдвигая требования к качеству и характеристикам товара, то заявки, которые не соответствуют этим характеристикам, сразу же исключаются. В итоге нужно выбирать среди тех, кто предлагает самую приемлемую цену и качество», - пояснила Абдиева.

До этого закупки для школьных организаций осуществлялись некачественным путем, потому что составители технического задания не разбирались в качестве товаров, которые необходимы для общеобразовательных учреждений и основным требованием выдвигали только низкую цену на них.

Довольны ли результатами?

В школах, подпавших под пилотную фазу проекта, как отмечают участники программы, произошли большие изменения. На сегодня в них уже не существуют спорных моментов в тендерных процессах, а ученики сами вносят посильный вклад в улучшение школы.

К примеру, в конце марта в орловской школе ученики вместе с художниками из Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана украсили двери, стены и витражи учреждения различными концептуальными идеями, сделав под каждым элементом сооружения небольшое описание, как в музеях.

«Для преобразования средней школы №1 им. Г.П.Кудряшова в городе Орловке Чуйской области в «Безопасную школу» нами был выделен бюджет в 3 млн. 589 тыс. 500 сомов и Евросоюзом 10 тыс. евро. Мы заинтересованы в том, чтобы наши дети учились в безопасной школе. Мы теперь знаем, как выбирать при закупках линолеум, окна, краска и строительные материалы. Теперь эти знания мы будем применять для обеспечения экологической и физической безопасности, для обеспечения правильной психологической атмосферы в школе», - рассказала депутат Орловского городского кенеша Рыскуль Ашимбекова.

По ее словам, навыки, полученные в ходе участия в проекте, помогают теперь многим не только в работе, но и в быту.

Вице-мэр города Талас Асель Куручбекова рассказала, что в Таласе проект был реализован в гимназии №3, и по его окончании школа была оборудована камерами, тепловой завесой, новыми партами, интерактивными досками, новыми пластиковыми окнами. Все это преобразило учреждение в лучшую сторону, и мэрия заинтересована изменить и другие школы города под такой современный формат, не жалея при этом средств и не ссылаясь на тендерные порядки.

Что еще предстоит сделать?

Согласно разработанным партнерами проекта рекомендациям школам еще необходимо вести работу по созданию озеленения, что правильнее всего делать путем создания вертикальной изгороди. По словам профессора, заслуженного деятеля науки КР Эмиля Шукурова, все, что растет на пришкольном дворе – это сорняки, которые заменяются газонами. Но газоны, как отмечает он, не поддерживают жизнь, поэтому самым эффективным решением здесь будет озеленение верхних ярусов высокими лиственными и хвойными деревьями, среднего яруса – кустами и нижнего яруса – травами.

Еще одним этапом работы в рамках проекта «Безопасная школа» представляется разработка системы информационной безопасности. Как отмечает профессор, проректор Института бизнеса и права г.Москва Андрей Зыбкин, эта проблема является одной из самых актуальных во всем мире.

«Под информационной безопасностью в школе мы полагаем, что это связано с компьютерами, ассоциируя это с защитой на уровне программного обеспечения от вирусов и т.д. Посмотрите, сколько сегодня идет информации, которая не связана с техническими вопросами, но которая важна для наших детей. Мы, в первую очередь, должны думать о том, что у человека нет совершенно защиты от такого явления, как издевательство над человеком в сети», - пояснил Зыбкин.

Он отметил, что опасность школьникам в сети создаются массой путей и каналов, которые даже угрожают их жизни путем давления и эмоционального прессинга, к примеру, одним из самых известных таких случаев стали игры групп смерти.

Комментарии

Оставить комментарий