Только за 22 дня апреля в Бишкеке 14 раз отключали свет в связи с ремонтом, то есть практически через день какая-то улица или жилмассив столицы остаются на день без электроэнергии. От электроэнергии отключают от 5 и более улиц одновременно. Износ трансформаторов и другого оборудования давно стал панацеей в столице, страх остаться без света каждый год особенно усиливается в преддверии зимних холодов. И это неудивительно, ведь сети строились в СССР из расчета потребления на одного абонента в 1,5 киловатта, когда были в лучшем случае 1 телевизор и 1 холодильник на всю семью.
По данным Кыргызского энергетического расчетного центра, сейчас в стране “наблюдается неконтролируемый рост потребления электроэнергии, данный процесс приводит к необходимости наращивать энергетические мощности, для покрытия потребностей населения”.
Износ в целом энергетической отрасли Кыргызстана с каждым годом становится все более заметным. В 2009 году говорилось, что изношенность сетей составляет 72%, спустя 10 лет изношенность все также составляла порядка 65-70%. В 2021 году изношенность Чакан ГЭС достигла 100%, “Бишкектеплосеть” – 96%, ОАО “Электрические станции” – 80%, Ошэлектро – 73%, НЭСК – 69%, остальные более 50%.
Получается, обновления за все годы практически не было. Потому и слова про коллапс энергетической отрасли страны звучат уже не как вопрос, а как дело неизбежное. Вопрос звучит: когда? Эксперты и энергетики говорят о 2025 году.
Проблема в том, что энергетика вполне способна утащить на дно всю экономику страны. По данным «Нацэнергохолдинга», внешний долг КР по энергопроектам составляет порядка 100 млрд. сомов, практически всю сумму страна должна Китаю.
В прошлом и текущем годах Кыргызстан выплачивает в год по 5 млрд. сомов по иностранным кредитам, со следующего года – 8 млрд. сомов, с 2025 года – уже по 10 млрд. сомов ежегодно. Все кредиты были на реформы энергосектора. Но до сих пор, имея гидроэнергетический потенциал в 142 млрд. киловатт-часов, энергетика республики находится в упадке. Вопрос о том, насколько эффективно расходовались эти кредиты, очевидно, еще прозвучит в стране.
Пока же, как говорят в Кыргызском энергетическом расчетном центре, “строительство новых станций требует больших финансовых вложений, а тарифы на электроэнергию, которые установлены в нашей республике не могут покрыть такие затраты. Нехватка средств в энергосекторе затрудняет модернизацию основного энергетического оборудования, что может привести к авариям и сбоям в обеспечении электроэнергией и, в конечном, итоге к энергетическому коллапсу”.
У энергоотрасли просто нет денег, которые можно было бы вкладывать в реорганизацию и увеличение мощностей. А ведь объем энергопотребления компаниями, которые имеют огромные прибыли, растет с каждым днем. Здесь и сотовые операторы, и майнинговые фермы, и сфера IT-технологий, и ресторанный бизнес, и крупные торговые центры, и т.д.
Кроме того, все 30 лет независимости государство продолжает отпускать населению и предприятиям электроэнергию по убыточным для энергосектора ценам. В последний раз тарифы менялись в 2014 году: потребителям установили оплату по 77 тыйынов за 1 кВт/ч. Если достигается лимит в 700 кВт/ч. каждый киловатт выходит уже по 2 сома 16 тыйынов. Представители промышленности, сельского хозяйства и т.д. платят по 2 сома 24 тыйына.
Именно поэтому международные организации настоятельно рекомендуют Кыргызстану уже не первый год повысить тарифы на электроэнергию. Например, в 2019 году Международный валютный фонд (МВФ) выступил с таким советом. Но в республике вопрос электроэнергии давно стал политическим. Элиты перед выборами или для снятия очередного премьера раскачивают этот вопрос уже больше 10 лет, начиная с 2010 года, когда повышение тарифов до 1,5 сомов за 1 кВт/час и до 1 050 сомов за 1 Гкал за отопление и горячую воду стало поводом для свержения тогдашнего Президента страны.
После революции 2010 года новые власти отменили “антинародные” тарифы. И к этому вопросу страна вернулась только в 2014 году, когда была утверждена “Среднесрочная тарифная политика на электрическую и тепловую энергию на 2014-2017-е годы”, который предполагал поэтапное повышение тарифов с тем, чтобы ликвидировать долги распредкомпаний и вывести энергетику на уровень самофинансирования.
Но к 2021 году Кыргызстан подошел с теми же проблемами. Именно поэтому Улукбек Марипов на заседании Жогорку Кенеша при рассмотрении его канидатуры пост премьер-министра и его программы сразу озвучил, что согласно постановлению Правительства, ежегодно тарифы на электроэнергию должны повышаться на 10%.
Сегодня Правительство выносит на общественное обсуждение повышение тарифов с августа текущего года. Предлагается для малоимущих установить тариф 74,2 тыйына, для жителей отдаленных и горных районов – 1,04 сома, для обеспеченных слоев населения – 1,48 сома. При потреблении свыше 1000 кВт/час в зимний период будет применяться тариф 2,29 сома.
2,38 сома будут платить промышленные предприятия, 4,76 сома – золоторудные компании и майнинговые фермы по добыче криптовалюты, 1,68 сома установлен для общественного транспорта, который работает на электричестве, для насосных станций тариф составит 1,48 сома.
По мнению энергетиков, эти средства помогут закрыть убытки. Вот только доверие народа давно истончилось, учитывая, что эти же доводы власти приводят не первое десятилетие. Именно поэтому нужна абсолютная прозрачность в отчетности по поступающим средствам, нужен жесткий контроль и общественный мониторинг по новой тарифной политике.
Ведь уже с 2023 года Кыргызстан вместе с Таджикистаном должен начать экспортировать электричество в Пакистан и Афганистан в рамках проекта CASA-1000. За 15 лет реализации проекта Кыргызстан планирует заработать более 1,5 млрд. долларов США. Вот только страна к этому проекту до сих пор не готова. Возможно, новая тарифная политика станет первым шагом на пути реализации стратегического энергетического проекта.
А главным инвестором в энергетическую отрасль предстоит стать населению страны. Впрочем, кыргызстанцам не привыкать брать дело в свои руки там, где государство не справляется. Что касается государства, то сегодня потребуется максимальная прозрачность, чтобы вновь тарифы не стали поводом для политических игр, особенно с учетом выборов в парламент, которые должны пройти осенью.
Марат Салиев,
специально для ИА “Кабар”
Комментарии
Оставить комментарий