В преддверии нового года, перелистывая страницы истории отечественной системы образования, с волнением и благодарностью вспоминаем личностей, оставивших неизгладимый след в развитии образования и воспитания подрастающего поколения кыргызстанцев.
Одним из таких ярких личностей, бесспорно, является Абдулда Каниметович Каниметов — видный государственный и общественно-политический деятель, известный ученый и организатор просвещения, внесший весомый личный вклад в социально-экономическое развитие республики, в повышение уровня культуры и образования молодежи и всего населения страны. Его по праву можно поставить в один ряд с такими выдающимися кыргызскими просветителями XX века, как К.Тыныстанов, И.Арабаев, Б.Данияров, Т.Жолдошев, К.Карасаев и др., бессмертными именами которых будет гордиться наш народ.
В этом году, 18 августа Абдулде Каниметову исполнилось бы 90 лет.
Минувшее столетие в истории Кыргызстана останется веком стремительного взлета нашего народа от сплошной неграмотности к высотам образования, культуры и науки. Надо признать, что именно общий уровень образования, фундаментальность содержания обучения, явились выдающимися достижениями советского строя, и это вынуждены признать и самые ярые противники и критики того времени.
Советской школе удалось решить труднейшую задачу: наряду с обеспечением высокого уровня общеобразовательной подготовки охватить все категории молодежи обязательным обучением. Эта задача успешно претворялась в жизнь в 60-70-х гг. прошедшего века.
Благодаря принятым мерам и огромным усилиям всего общества, в середине 60-х гг. была решена задача перехода от обязательного семилетнего образования к восьмилетнему. А затем важнейшей задачей в области народного просвещения стала еще более трудная и масштабная - введение всеобщего среднего образования. Для четкого и успешного руководства претворением в жизнь столь ответственных, важнейших и масштабных задач в истории страны требовались преданные делу люди, подлинные лидеры.
В эти бурные годы во главе народного образования Кыргызстана встал Абдулда Каниметов. В свои неполные 34 года он был самым молодым министром на просторах бывшего Союза. Затем в течение 16 лет бессменно возглавлял один из решающих участков государства, где ярко раскрылись его незаурядный талант руководителя и организатора, способность мыслить по-новому, чутко прислушиваться к зову времени, умению находить выход из самых трудных ситуаций. Он был организатором и реформатором системы образования.
Начало пути
Весьма интересен жизненный путь этого неординарного и удивительного человека. Выходец из Джети-Огузского маленького селения Шалба, его – ребенка - определили в местную начальную школу, но затем юный Абдулда настоял, чтобы родители перевели его в только что открывшую во Фрунзе, столичную среднюю школу-интернат №5. Этот интернат впоследствии стал настоящей кузницей не одного поколения национальной интеллигенции. Благодаря своим глубоким природным задаткам, разносторонним способностям и упорному трудолюбию, Абдулда стал первым из кыргызских юношей и девушек, поступившим и окончившим эту школу с золотой медалью. Он был также первым из среды кыргызов, кто стал студентом, а потом и выпускником исторического факультета прославленного Московского государственного университета им. М. Ломоносова.
Вот как о нем с теплотой вспоминала известный государственный деятель - Зууракан Иманкалыкова, работавшая в то время заместителем Председателя Президиума Верховного Совета Кирг.ССР: «В одной из своих очередных поездок в Москву я, по заданию руководства Правительства республики, встретилась с земляками-студентами… Мне особенно запомнилось страстное и взволнованное выступление студента МГУ Абдулды Каниметова, его честность в постановке проблемных вопросов, аргументированность мыслей и ответственность перед народом и страной, которые ждут их и надеются, что они принесут им большую и ощутимую пользу. Мы тогда поняли, что у этого юноши большое будущее. Я рада, что впоследствии так оно и получилось».
Большое будущее
Окончив в 1950 году МГУ, А. Каниметов становится младшим научным сотрудником Академии Наук республики, а спустя три года возвращается в свою «альма-матер» аспирантом, работает научным сотрудником в стенах родного исторического факультета. В 1954 году блестяще защищает кандидатскую, а спустя почти 35 лет — докторскую диссертацию.
После возвращения из Москвы, А. Каниметов заведовал кафедрой истории и являлся заместителем директора Совпартшколы при ЦК КП Киргизии; работал заведующим отделом науки Центрального Комитета компартии. В 1961 году он становится председателем Госкомитета среднего и специального образования, а год спустя - министром народного образования республики.
Перед Министерством народного образования республики стояли большие задачи, в условиях перехода с восьмилетнего обучения на среднее: разработка новых обоснованных учебных программ и планов, соответствующих уровню развития науки, техники. Нужно было тщательно проработать преемственность в изучении предметов с первого до десятого классов. Решить задачу совершенствования политехнического обучения школьников, создания производственной базы при школах. Обновление учебников, учебных пособий для учащихся и методических материалов для учителей. Важнейшей задачей было обязательный охват всех, без исключения, детей школьного возраста – обучением.
Но для перехода на новую ступень образования требовались новые школы. Так, за время, когда А.Каниметов стоял во главе министерства, число средних школ увеличилось с 338 до 666, а число начальных и неполных средних школ, наоборот, сократилось с 1177 до 667. За этими сухими цифрами скрываются поистине титанические усилия по строительству и вводу в действие в республике типовых средних общеобразовательных школ, обеспечению их кадрами учителей, созданию им надлежащих условий для нормальной работы, оснащению необходимыми учебными принадлежностями, оборудованием, инвентарем.
По личной инициативе А.Каниметова было развернуто строительство в центральных усадьбах колхозов и совхозов пришкольных интернатов для детей из разбросанных малых населенных пунктов и из семей животноводов, находящихся на отгонных пастбищах, которые после окончания четырех и восьмых классов могли продолжить свое обучение в этих школах-интернатах. Решая задачу профессиональной ориентации школьников, при школах строились учебные мастерские, учебно-производственные комбинаты. Как правило, они были оснащены соответствующим оборудованием, инструментами. А в сельских школах - сельскохозяйственной техникой, тракторами, производственными земельными участками для проведения посева и выращивания и уборки сельзхозпродукции. Практически во всех школах создавались и успешно работали ученические производственные бригады: сочетая обучение и практику. По окончании школы большинство выпускников имели уже трудовые профессии.
Среди множества заслуг А.Каниметова в области образования можно отметить и развитие с 1966 года сети подготовительных классов для детей шестилетнего возраста; ведение уроков на нескольких языках, в т.ч. на русском; организация горячего питания для детей в школах; и что очень важно отметить - предоставление льготных коммунальных услуг учительству. В эти годы создаются школы со смешанным языком обучения, где сосредотачивается почти четверть всего числа школьников республики. Здесь обеспечивались благоприятные условия для интернационального воспитания, толерантности, взаимообогащения культур, социализации детей в атмосфере дружбы, коллективизма, товарищества. Этот интересный опыт был специально изучен бригадой из Москвы, затем рассмотрен и одобрен на коллегии Министерства просвещения СССР и рекомендован к применению в школах всех союзных республик.
При министре А.К.Каниметове, во всех школах республики начался переход на кабинетную систему обучения, перестройки форм и методов обучения. Большое распространение получили факультативы по различным учебным дисциплинам. При этом школьник сам выбирал, по своему усмотрению – факультатив. Не упускал министр и воспитательную работу среди школьников. При нем получило массовое развитие сеть внешкольных учреждений: детских библиотек, дворцов и домов пионеров, станций юных техников, натуралистов, спортивные детские школы и др.
Особое и пристальное внимание А.Каниметов уделял вопросам подбора, подготовки и расстановки педагогических кадров, предлагая решить их путем открытия подготовительных отделений в вузах и введения внеконкурсного приема в педагогические вузы способных юношей и девушек из 15 отдаленных сельских районов со следующим направлением их по месту жительства.
Как вспоминал один из коллег А.Каниметова профессор Ж.Аманалиев: его…. «отличала исключительная принципиальность и честность во всем - в большом и малом. Ему были чужды такие понятия, как грубость, взяточничество и подлог…. Предметом особой его заботы было обеспечение стабильности руководящего состава, особенно аппарата Министерства. Его за это и другие качества уважали, любили все, кто с ним соприкасался по совместной работе».
Его высокая требовательность, скрупулезное отношение к запутанным вопросам, неподкупность нравились и Председателю Президиума Верховного Совета КиргССР Торобаю Кулатовичу Кулатову. Когда Президиум сталкивался с нелегкими ситуациями, жалобами, поступающими сюда, он просил проверку дела поручить А.Каниметову, считая, что именно он осуществит проверку «решительно и справедливо». Общественность высоко ценила Каниметова- просветителя, неслучайно, он четыре раза подряд избирался депутатом Верховного Совета республики.
Видимо, сама судьба и время определили ему работать в самые сложные и решающие годы в той или иной ответственной отрасли. Именно так произошло и тогда, когда он был направлен из Министерства в Академию наук Кирг.ССР и с 1974 по 1989 гг. работал здесь директором Института истории.
Наступал период критической переоценки ценностей, в том числе и исторического прошлого нашего народа, истории XX века. Появились такие понятия, как «белые пятна в истории», «административно-командная система», «тоталитарный режим», «перестройка», «гласность» - возникла необходимость объективного освещения истории, происходящих событий, переосмысление и пересмотр многих, ранее незыблемых понятий и исторических событий. Все это вызвало определенную растерянность среди историков; ребром встал вопрос: как дальше вести исследования, какой должна стать их методология, какова может быть дальнейшая судьба всей исторической науки. И на все эти вопросы должен был дать ответ и разъяснение именно директор Института А.Каниметов. Ему приходилось часто выступать арбитром, когда жестко сталкивались мнения разных сторон, выяснялись взаимные отношения. Автор этих строк была не раз свидетелем таких щепетильных моментов. Но четкие аргументы директора, доказательность его суждений и педагогический дар, позволяющий успокоить, обнадежить человека - держали коллектив на ровном творческом плаву.
При нем также стали активно работать молодежные организации, благодаря тому, что он поощрял поисковую работу среди молодых ученых. Большую пропагандистскую работу вел директор и по повышению имиджа Кыргызстана. Так, в 1983 г. по инициативе и ходатайству А.Каниметова в Ленинградском Государственном Эрмитаже была открыта выставка памятников древности и средневековья Кыргызстана, образцов его искусства и культуры Эта выставка, получила большой резонанс среди научной общественности Союза, и стала исторической вехой во всей историко-культурной жизни Кыргызстана.
Научная деятельность
Ни для кого не секрет, что создание фундаментальных научных трудов - это тяжелая, кропотливая и ответственная работа. Именно заслугой А.Каниметова является мобилизация усилий большого коллектива авторов на написание и издание четвертого (и пока последнего) тома пятитомного сводного труда по истории республики с древнейших времен до настоящих дней. При прямом участии и руководстве Каниметова, усилиями рабочей группы, им возглавляемым, - увидели свет первые четыре тома. Естественно, с высоты сегодняшнего дня можно говорить о необходимости пересмотра ряда позиций в освещении тех или иных страниц биографии нашей страны, но не отдать должное за эту капитальную работу их авторам и организаторам – не возможно.
У А.Каниметова, как мне кажется, было свое любимое направление научных исследований, к которому он относился очень бережно. Среди них - «Исторические связи и сотрудничество народов СССР (на материалах РСФСР, республик Средней Азии и Казахстана)». Он часто обосновывал свою симпатию тем, что для нас, кыргызов, очень важны история и истоки, опыт и навыки, дружба и братство с другими народами. Святым и неоспоримым фактором развития нашей республики он считал дальнейшее совершенствование национальных и межнациональных отношений, укрепление сотрудничества и дружбы между представителями разных национальностей. Он был истинным интернационалистом, с глубокой симпатией относился к России, русскому языку.
А.Каниметов долгие годы возглавлял Кыргызское отделение Общества советско-чехословацкой дружбы, и именно благодаря его усилиям в начале 80-х годов в Кыргызстане состоялась двухсторонняя встреча ученых СССР и Чехословакии по проблемам советско-чехословацких отношений. А.Каниметов досконально знал историю создания знаменитого кооператива «Интергельпо», знал каждого человека, имеющего отношение к кооперативу, со многими из его членов и активистов он дружил. Видимо, именно это обстоятельство послужило толчком к написанию им книги «Наш друг Юлиус Фучик», а для многих исследователей - поводом заново осмыслить историю этой организации - как символа международной интернациональной помощи Кыргызстану в период становления в нем нового строя и новых производственных отношений.
Чехословацкая республика высоко оценила этот труд А.Каниметова. Он стал единственным кыргызом, награжденным золотой медалью за укрепление советско-чехословацкой дружбы. Его связывала большая дружба с вдовой Юлиса Фучика - Густой Фучиковой. Она, по настоянию Абдула Каниметовича – не раз была почетным гостем Киргизской ССР.
Послесловие
Мне посчастливилось в течение ряда лет поработать вместе с этим неординарным человеком в Институте истории АН республики. Сейчас, оглядываясь на прошедшие годы, я поражаюсь его истинному демократизму, искусству руководить трудовым коллективом, где он создал настоящую атмосферу свободы творчества, любил и поддерживал способных и инициативных сотрудников. Несмотря на свои чины и ранги, опыт пребывания долгие годы на высоких постах, он был естественен и прост в общении с людьми, как на службе, так и в быту, и двери его кабинета всегда были открыты для всех.
Всем известно, что А.Каниметова по-настоящему любили учителя. Помнится, что долгие годы в День учителя к нему приходили с поздравлениями преподаватели, пенсионеры, школьники, несмотря на то, что он уже давно не работал в этой системе.
Для нас, тогда молодых, Абдулда Каниметович был эталоном высокого профессионализма, интеллигентности, порядочности и искренности. Как легенду рассказывали в нашем Институте о его рыцарском, нежном и неизменно заботливом отношении к супруге, к сыновьям, прекрасным воспитателем которых он являлся.
В суете повседневных забот, на мелких ярмарках тщеславия, мы, к сожалению, не смогли по достоинству оценить его место в истории нашей страны, его вклад в развитие республики и отдать должное его доброй памяти. А ведь это, в конечном счете, нужно не ему, а нам, его наследникам, живущим верой и надеждой в хорошее будущее любимой им и нами Отчизны, которой он посвятил всего себя без остатка. Было бы справедливо, если бы государство помогло интернату №1 его имени в оформлении и открытии музея о нем. Где организовывались бы круглые столы, диспуты по актуальным вопросам образования в современных условиях.
Проф. д.п.н., экс-министр образования и науки И.С.Болджурова,
специально для ИА "Кабар"
Комментарии
Кубат Каниметов 6 years ago
Благодарю Вас за публикацию статьи о моем отце
http://kabar.kg/news/k-90-letiiu-a-kanimetova-uchitel-uchitelei-i.boldzhurova/
Кубат Каниметов: https://www.facebook.com/kanimetov.kubat
Ответить
Оставить комментарий