К 90-летию А. Каниметова: Учитель учителей - И.Болджурова

Аналитика 1

Читайте и смотрите нас в

В преддверии нового года, перелистывая страницы истории отечественной системы образования, с волнением и благодарностью вспоминаем личностей, оставивших неизгладимый след в развитии образования и воспитания подрастающего поколения кыргызстанцев.

Одним из таких ярких личностей, бесспорно, является Абдулда Каниметович Каниметов — видный государственный и обществен­но-политический деятель, известный ученый и организатор просве­щения, внесший весомый личный вклад в социально-экономическое развитие республики, в повышение уровня культуры и образования молодежи и всего населения страны. Его по праву можно поставить в один ряд с такими выдающимися кыргызскими просветителями XX века, как К.Тыныстанов, И.Арабаев, Б.Данияров, Т.Жолдошев, К.Карасаев и др., бессмертными именами которых будет гордиться наш народ.

В этом году, 18 августа Абдулде Каниметову исполнилось бы 90 лет.

Минувшее столетие в истории Кыргызстана останется веком стремительного взлета нашего народа от сплошной неграмот­ности к высотам образования, культуры и науки. Надо признать, что именно общий уровень образования, фундаментальность содержания обучения, явились выдающимися достижениями советского строя, и это вынуждены признать и самые ярые противники и критики того времени.

Советской школе удалось решить труднейшую задачу: наряду с обеспечением высокого уровня общеобразовательной подготовки ох­ватить все категории молодежи обязательным обучением. Эта задача успешно претворялась в жизнь в 60-70-х гг. прошедшего века.

Благодаря принятым мерам и огромным усилиям всего общества, в середине 60-х гг. была решена задача перехода от обяза­тельного семилетнего образования к восьмилетнему. А затем важнейшей задачей в области народного просвещения стала еще более трудная и масштабная - введение всеобщего среднего образования. Для четкого и успешного руководства претворением в жизнь столь ответственных, важнейших и масштабных задач в исто­рии страны требовались преданные делу люди, подлинные лидеры.

В эти бурные годы во главе народного образования Кыргызстана встал Абдулда Каниметов. В свои неполные 34 года он был самым молодым министром на просторах бывшего Союза. Затем в течение 16 лет бессменно возглавлял один из решающих участков государства, где ярко раскрылись его незаурядный талант руководителя и организато­ра, способность мыслить по-новому, чутко прислушиваться к зову времени, умению находить выход из самых трудных ситуаций. Он был организатором и реформатором системы образования.

Начало пути

Весьма интересен жизненный путь этого неординарного и удиви­тельного человека. Выходец из Джети-Огузского маленького селения Шалба, его – ребенка - определили в местную начальную школу, но затем юный Абдулда настоял, чтобы родители перевели его в только что открывшую во Фрунзе, столичную среднюю школу-интернат №5. Этот интернат впоследствии стал настоящей кузницей не одного поколения национальной интеллигенции. Благодаря своим глубоким природ­ным задаткам, разносторонним способностям и упорному трудолю­бию, Абдулда стал первым из кыргызских юношей и девушек, посту­пившим и окончившим эту школу с золотой медалью. Он был также первым из среды кыргызов, кто стал студентом, а потом и выпускни­ком исторического факультета прославленного Московского государ­ственного университета им. М. Ломоносова.

Вот как о нем с теплотой вспоминала известный государственный деятель - Зууракан Иманкалыкова, работавшая в то время заместителем Председателя Президиума Верховного Совета Кирг.ССР: «В одной из своих очередных поездок в Москву я, по заданию руководства Правительства республики, встретилась с земляками-студентами… Мне особенно запомнилось страстное и взволнованное выступление студента МГУ Абдулды Каниметова, его честность в постановке проблемных вопросов, аргументированность мыслей и ответственность перед народом и страной, которые ждут их и надеются, что они принесут им большую и ощутимую пользу. Мы тогда поняли, что у этого юноши большое будущее. Я рада, что впоследствии так оно и получилось».

Большое будущее

Окончив в 1950 году МГУ, А. Каниметов становится младшим научным сотрудником Академии Наук республики, а спустя три года возвращается в свою «альма-матер» аспирантом, работает научным сотрудником в стенах родного исторического факультета. В 1954 году блестяще защищает кандидатскую, а спустя почти 35 лет — докторскую диссертацию.

После возвращения из Москвы, А. Каниметов заведовал кафедрой истории и являлся заместителем директора Совпартшколы при ЦК КП Киргизии; работал заведующим отделом науки Центрального Комитета компартии. В 1961 году он становится председателем Госкомитета среднего и специального образования, а год спустя - министром народного образования республики.

Перед Министерством народного образования республики стояли большие задачи, в условиях перехода с восьмилетнего обучения на среднее: разработка новых обоснованных учебных программ и планов, соответствующих уровню развития науки, техники. Нужно было тщательно проработать преемственность в изучении предметов с первого до десятого классов. Решить задачу совершенствования политехнического обучения школьников, создания производственной базы при школах. Обновление учебников, учебных пособий для учащихся и методических материалов для учителей. Важнейшей задачей было обязательный охват всех, без исключения, детей школьного возраста – обучением.

Но для перехода на новую ступень образования требовались новые школы. Так, за время, когда А.Каниметов стоял во главе министерства, число средних школ увеличилось с 338 до 666, а число начальных и неполных средних школ, наоборот, сократилось с 1177 до 667. За этими сухими цифрами скрываются поистине титанические усилия по строительству и вводу в действие в республике типовых средних общеобразовательных школ, обеспечению их кадрами учителей, созданию им над­лежащих условий для нормальной работы, оснащению необходимыми учебными принадлежностями, оборудованием, инвентарем.

По личной инициативе А.Каниметова было развернуто строитель­ство в центральных усадьбах колхозов и совхозов пришколь­ных интернатов для детей из разбросанных малых населенных пунктов и из семей животноводов, находящихся на отгонных пастбищах, которые после окончания четырех и восьмых классов могли продолжить свое обу­чение в этих школах-интернатах. Решая задачу профессиональной ориентации школьников, при школах строились учебные мастерские, учебно-производственные комбинаты. Как правило, они были оснащены соответствующим оборудованием, инструментами. А в сельских школах - сельскохозяйственной техникой, тракторами, производственными земельными участками для проведения посева и выращивания и уборки сельзхозпродукции. Практически во всех школах создавались и успешно работали ученические производственные бригады: сочетая обучение и практику. По окончании школы большинство выпускников имели уже трудовые профессии.

Среди множества заслуг А.Каниметова в области образования можно отметить и развитие с 1966 года сети подготовительных классов для детей шестилетнего возраста; ведение уроков на нескольких языках, в т.ч. на русском; организация горячего питания для детей в школах; и что очень важно отметить - предоставление льготных коммунальных услуг учительству. В эти годы создаются школы со смешанным языком обучения, где сосредотачивается почти четверть всего числа школьников республики. Здесь обеспечивались благоприятные условия для интернационального воспитания, толерантности, взаимообогащения культур, социализации детей в атмосфере дружбы, коллективизма, товарищества. Этот интерес­ный опыт был специально изучен бригадой из Москвы, затем рассмот­рен и одобрен на коллегии Министерства просвещения СССР и рекомендован к приме­нению в школах всех союзных республик.

При министре А.К.Каниметове, во всех школах республики начался переход на кабинетную систему обучения, перестройки форм и методов обучения. Большое распространение получили факультативы по различным учебным дисциплинам. При этом школьник сам выбирал, по своему усмотрению – факультатив. Не упускал министр и воспитательную работу среди школьников. При нем получило массовое развитие сеть внешкольных учреждений: детских библиотек, дворцов и домов пионеров, станций юных техников, натуралистов, спортивные детские школы и др.

Особое и пристальное внимание А.Каниметов уделял вопросам подбора, подготовки и расстановки педагогических кадров, предлагая решить их путем открытия подготовительных отделений в вузах и вве­дения внеконкурсного приема в педагогические вузы способных юношей и девушек из 15 отдаленных сельских районов со следующим направ­лением их по месту жительства.

Как вспоминал один из коллег А.Каниметова профессор Ж.Аманалиев: его…. «отличала исключительная принципиальность и честность во всем - в большом и малом. Ему были чужды такие понятия, как грубость, взяточничество и подлог…. Предметом особой его заботы было обеспечение стабильности руководящего состава, особенно аппарата Министерства. Его за это и другие качества уважали, любили все, кто с ним соприкасался по совместной работе».

Его высокая требовательность, скрупулезное отношение к запу­танным вопросам, неподкупность нравились и Председателю Прези­диума Верховного Совета КиргССР Торобаю Кулатовичу Кулатову. Когда Пре­зидиум сталкивался с нелегкими ситуациями, жалобами, поступаю­щими сюда, он просил проверку дела поручить А.Каниметову, считая, что именно он осуществит проверку «решительно и справедливо». Общественность высоко ценила Каниметова- просветителя, неслучайно, он четыре раза подряд избирался де­путатом Верховного Совета республики.

Видимо, сама судьба и время определили ему работать в самые сложные и решающие годы в той или иной ответственной отрасли. Именно так произошло и тогда, когда он был направлен из Мини­стерства в Академию наук Кирг.ССР и с 1974 по 1989 гг. работал здесь директором Института истории.

Наступал период критической переоценки ценностей, в том чис­ле и исторического прошлого нашего народа, истории XX века. По­явились такие понятия, как «белые пятна в истории», «администра­тивно-командная система», «тоталитарный режим», «перестройка», «гласность» - возникла необходимость объективного освещения истории, происходящих со­бытий, переосмысление и пересмотр многих, ранее незыблемых понятий и исторических событий. Все это вызвало определенную растерянность среди историков; ребром встал вопрос: как дальше вести исследова­ния, какой должна стать их методология, какова может быть дальней­шая судьба всей исторической науки. И на все эти вопросы должен был дать ответ и разъяснение именно директор Института А.Ка­ниметов. Ему приходилось часто выступать арбитром, когда жестко сталкивались мнения разных сторон, выяснялись взаимные отноше­ния. Автор этих строк была не раз свидетелем таких щепетильных моментов. Но четкие аргументы директора, доказательность его суж­дений и педагогический дар, позволяющий успокоить, обнадежить человека - держали коллектив на ровном творческом плаву.

При нем также стали активно работать молодежные организации, благодаря тому, что он поощрял поисковую работу среди молодых ученых. Большую пропагандистскую работу вел директор и по повышению имиджа Кыргызстана. Так, в 1983 г. по инициативе и ходатайству А.Каниметова в Ленинградском Государственном Эрмитаже была открыта выставка памятников древности и средневековья Кыргызстана, образцов его искусства и культуры Эта выставка, получила большой резо­нанс среди научной общественности Союза, и стала исторической вехой во всей историко-культурной жизни Кыргызстана.

Научная деятельность

Ни для кого не секрет, что создание фундаментальных научных трудов - это тяжелая, кропотливая и ответственная работа. Именно заслугой А.Каниметова является мобилизация усилий большого кол­лектива авторов на написание и издание четвертого (и пока последне­го) тома пятитомного сводного труда по истории республики с древ­нейших времен до настоящих дней. При прямом участии и руковод­стве Каниметова, усилиями рабочей группы, им возглавляемым, - увидели свет первые четыре тома. Естественно, с высоты сегодняшнего дня можно говорить о необходимости пересмотра ряда позиций в освещении тех или иных страниц биографии нашей страны, но не отдать должное за эту капи­тальную работу их авторам и организаторам – не возможно.

У А.Каниметова, как мне кажется, было свое любимое направле­ние научных исследований, к которому он относился очень бережно. Среди них - «Исторические связи и сотрудничество народов СССР (на материалах РСФСР, республик Средней Азии и Казахстана)». Он часто обосновывал свою симпатию тем, что для нас, кыргызов, очень важны история и истоки, опыт и навыки, дружба и братство с другими народами. Святым и неоспоримым фактором развития нашей респуб­лики он считал дальнейшее совершенствование национальных и меж­национальных отношений, укрепление сотрудничества и дружбы меж­ду представителями разных национальностей. Он был истинным интернационалистом, с глубокой симпатией относился к России, русскому языку.

А.Каниметов долгие годы возглавлял Кыргызское отделение Общества советско-чехословацкой дружбы, и именно благодаря его усилиям в начале 80-х годов в Кыргызстане состоялась двухсторон­няя встреча ученых СССР и Чехословакии по проблемам советско-чехословацких отношений. А.Каниметов досконально знал историю создания знаменитого кооператива «Интергельпо», знал каждого человека, имеющего отно­шение к кооперативу, со многими из его членов и активистов он дру­жил. Видимо, именно это обстоятельство послужило толчком к напи­санию им книги «Наш друг Юлиус Фучик», а для многих исследовате­лей - поводом заново осмыслить историю этой организации - как символа международной интернациональной помощи Кыргызстану в период становления в нем нового строя и новых производственных отношений.

Чехословацкая республика высоко оценила этот труд А.Каниме­това. Он стал единственным кыргызом, награжденным золотой ме­далью за укрепление советско-чехословацкой дружбы. Его связывала большая дружба с вдовой Юлиса Фучика - Густой Фучиковой. Она, по настоянию Абдула Каниметовича – не раз была почетным гостем Киргизской ССР.

Послесловие

Мне посчастливилось в течение ряда лет поработать вместе с этим неординарным человеком в Институте истории АН республики. Сей­час, оглядываясь на прошедшие годы, я поражаюсь его истинному демократиз­му, искусству руководить трудовым коллективом, где он создал на­стоящую атмосферу свободы творчества, любил и поддерживал спо­собных и инициативных сотрудников. Несмотря на свои чины и ранги, опыт пребывания долгие годы на высоких постах, он был естественен и прост в общении с людьми, как на службе, так и в быту, и двери его кабинета всегда были открыты для всех.

Всем известно, что А.Каниметова по-настоящему любили учите­ля. Помнится, что долгие годы в День учителя к нему приходили с поздравлениями преподаватели, пенсионеры, школьники, несмотря на то, что он уже давно не работал в этой системе.

Для нас, тогда молодых, Абдулда Каниметович был эталоном высокого профессионализма, интеллигентности, порядочности и искренности. Как легенду рассказывали в нашем Институте о его рыцарском, нежном и неизменно заботливом отношении к супруге, к сыновьям, прекрасным воспитателем кото­рых он являлся.

В суете повседневных забот, на мелких ярмарках тщеславия, мы, к сожалению, не смогли по достоинству оценить его место в истории нашей страны, его вклад в развитие республики и отдать должное его доброй памяти. А ведь это, в конечном счете, нужно не ему, а нам, его наследникам, живу­щим верой и надеждой в хорошее будущее любимой им и нами Отчиз­ны, которой он посвятил всего себя без остатка. Было бы справедливо, если бы государство помогло интернату №1 его имени в оформлении и открытии музея о нем. Где организовывались бы круглые столы, диспуты по актуальным вопросам образования в современных условиях.

Проф. д.п.н., экс-министр образования и науки И.С.Болджурова,

специально для ИА "Кабар"

Комментарии

  • Кубат Каниметов

    Кубат Каниметов 6 years ago

    Благодарю Вас за публикацию статьи о моем отце
    http://kabar.kg/news/k-90-letiiu-a-kanimetova-uchitel-uchitelei-i.boldzhurova/
    Кубат Каниметов: https://www.facebook.com/kanimetov.kubat

Оставить комментарий