11 декабря в Кыргызстане будет проведен Референдум по внесению изменений в действующую Конституцию страны.
Гражданам Кыргызстана предстоит проголосовать «за» или «против» внесения поправок, касающихся усиления полномочий правительства, уравновешивания полномочий главы государства с другими ветвями власти, уточнения прав человека и ответственности граждан республики, а также вопросы положения семьи, народных избранников, судебной системы и Генеральной прокуратуры.
Наряду с этими изменениями предложено внести поправки в статью 41 пункт 2, из которого исключаются слова о том, что «в случае признания международными органами нарушения прав и свобод человека Кыргызская Республика принимает меры по их восстановлению и/или возмещению вреда». Данный пункт по мнению многих экспертов дает основание для беспокойства, поскольку он дает международным учреждениям возможность вмешиваться в суверенные дела Кыргызстана. А это уже угроза национальной безопасности государства.
Поправки по всем этим пунктам не только установят баланс власти и систему сдержек и противовесов, но и станут препятствием для возвращения к семейно-клановому правлению, узурпации власти следующими президентами страны, и самое основное не дадут международным организациям возможности воздействовать на Кыргызстан.
Вероятность того, что данной статьей могут воспользоваться другие лица, которые были признаны виновными и осуждены заочно в очередной раз доказала свою состоятельность.
7 декабря стало известно, что Комитет ООН по правам человека принял к рассмотрению жалобы Кадыржана Батырова и Алексея Елисеева. В МИД КР подтвердили данную информацию.
Сообщается, что А.Елисеев подал жалобу в Комитет ООН по правам человека в декабре 2014 года. Он просил «установить, констатировать и признать факты нарушения Кыргызстаном гражданских прав, а также просит об эффективных средствах правовой защиты. Кадыржан Батыров, который был осужден на пожизненный срок лишения свободы за возбуждение межнациональной розни, призывы к сепаратизму и организацию массовых беспорядков подал жалобу в Комитет ООН по правам человека в октябре 2011 года. В обосновании нарушений своих прав Батыров указывает на сое отсутствие в Кыргызстане во время июньских событий, нарушение презумпции невиновности, вмешательство в деятельность судебных органов, искусственное затягивание и не предоставление ответов на различные заявление и жалобы.
Первая попытка вмешательства в суверенные дела государства
В апреле текущего года власти Кыргызстана были трижды обвинены в неисполнении прав человека и других нарушениях. Тогда от Кыргызстана потребовали выпустить на свободу признанного кыргызским судом виновным в двух тяжких преступлениях - разжигание межнациональной розни и второе - самое главное - причастность к убийству представителя власти - правозащитника Азимжана Аскарова. Подобные заявления, прозвучавшие сначала со стороны Госдепа США, затем Комитета ООН по правам человека, а после от ОБСЕ, показали, что Запада пытается оказать давление на действующую власть страны путем скоординированных действий. Кроме того, действия указанных выше сторон в отношении руководства Кыргызстана натолкнули на мысли о том, что в последующем будет приложено ее больше усилий для еще большего оказания давления на действующую власть.
Хронология первой попытки вмешательства
14 апреля 2016 года Госдепартамент США опубликовал отчет, в котором обвинил Кыргызстан в нарушении ряда прав и свобод граждан. В частности было сказано, что в стране ущемляются права и свободы национальных и сексуальных меньшинств, применяются пытки и политические репрессии. Несмотря на провозглашенную свободу слова, фактически все СМИ находятся под давлением тех или иных политических групп, говорилось в отчете.
Затем, 21 апреля 2016 года Комитет по защите прав ООН призвал власти Кыргызстана немедленно выпустить на свободу активиста и журналиста А.Аскарова, который был признан судом виновным в активном участии в организации массовых беспорядков 12-13 июня 2010 года в селе Базар-Коргон Джалал-Абадской области и соучастии в жестоком убийстве сотрудника правоохранительных органов.
Эксперты ООН заявили, что А.Аскаров был незаконно арестован, его содержали в нечеловеческих условиях, пытали и не давали должным образом подготовиться к защите в суде. Опираясь на эти выводы, члены Комитета призвали отменить вынесенный ему приговор.
Странным является то, что внешнеполитическое ведомство США и Комитет ООН по правам человека ранее признали Кыргызстан островком демократии не только в регионе, но и на постсоветском пространстве. Теперь оба вышеперечисленных органа обрушились с критикой в отношении страны за то, что сами недавно расхвалили и ставили в пример другим государствам.
Через два дня или 23 апреля 2016 года Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Международный институт прессы (МИП) потребовало освободить осужденного за разжигание межнационального конфликта А.Аскарова.
«Мы настоятельно призываем власти Кыргызстана отнестись с пониманием к заключениям комитета ООН, уважать обязательства Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), которую страна ранее ратифицировала, и требуем немедленно освободить Азимжана Аскарова», — говорилось в заявлении директора МИП по коммуникации Стивена Эллиса.
Все три попытки оказать давление на Кыргызстан, несомненно, указывали тогда на планомерное давление на нынешнее руководство Кыргызской Республики и попытку вмешательства во внутренние дела государства.
Эксперты
Относительно действий Комитета ООН политолог Шерадил Бактыгулов отмечает, что Комитет ООН по правам человека является консультативным органом, состоящим из экспертов, который путем простого голосования принимает решения по тому или иному случаю. Во-вторых, решение Комитета ООН по правам человека не является юридически обязательным. И наконец, в законодательстве Кыргызской Республики нет толкования термина международный орган по правам человека. В законе о международных договорах КР есть только определение международной организации - государственные или правительственные организации, т.е. от лица президента или правительства подписываются соглашения с международными организациями
«Тут в принципе идет речь о том, что международные органы по правам человека и поэтому правительство КР может и не принимать во внимание решение Комитета ООН по правам человека без каких –либо юридических или экономических последствий. Никакие санкции за это не налагаются», - подчеркивает он.
Со своей стороны, эксперт клуба «Далил плюс» Марс Сариев подчеркивает, что давление на соблюдение прав человека является одним из действенных сценариев и принятие Комитетом ООН по правам человека к рассмотрению жалоб К.Батырова и А.Елисеева еще раз доказывают необходимость внесения изменений в Конституцию.
«Конечно, это повод задуматься о внесении изменений в Конституцию КР, потому что до этого Кыргызстан был вынужден пересматривать дело Азимжана Аскарова, осужденного на пожизненный срок лишения свободы за убийство милиционера и разжигание межэтнической розни в 2010 году», - сказал он.
По словам политолога, почему-то Комитет по правам человека ООН принял к рассмотрению жалобы этих людей накануне президентских выборов. «Не раньше и не позже. Они, конечно, могут сослаться, что заявление поступило именно сейчас и это вызывает подозрение», - говорит он.
Как указывает Ш.Бактыгулов, 41 статья Конституции состоит из 2 пунктов и из второго пункта предлагается убрать предложение о том, что любое решение международных органов по правам человека являются обязательными. «И несмотря на то, что этот пункт убирается, право обращаться остается», - говорит политолог.
Ш.Бактыгулов также добавил, что изъятие этой нормы приведет в соответствие наше законодательство к тем обязательствам, которые взяты в рамках, например, международных обязательств по правам человека. «Это же нонсенс, если решение международного органа является не обязательным, то почему оно должно быть обязательным для Кыргызстана?», - задается вопросом политолог.
В свою очередь М.Сариев добавил, что статус расположенного в Бишкеке ОБСЕ был понижен и данная организация теперь должна пересматривать свой график работы, как это принято в Казахстане и Узбекистане. «Кыргызстан для международной организации был как вольница. И теперь мы начинаем понимать, что такие международные организации, как Комитете по правам человека ООН, ОБСЕ, могут быть инструментами глобальных игроков по воздействию на внутреннюю ситуацию в стране. Поэтому принятие поправок в Основной закон позволит нам на Конституционном уровне защитить страну. Если мы не примем, то это станет поводом для создания имиджа страны-изгоя по типу Северной Кореи и других нам знакомых стран мира. А если в Конституции будут защитные механизмы, тогда уже у международных организаций не будет инструментов давления», - считает М.Сариев
По мнению Ш.Бактыгулова, вопрос не в том, чтобы принимать поправки в Конституцию КР или нет и плохо ли это будет или хорошо, а в том, что в случае их принятия, последующие действия о применительных органах будут приведены в соответствие к международным обязательствам Кыргызстана и соответственно возможности манипулировать общественным мнением не будет. «Это же нонсенс, когда любой сможет подать, а потом требовать обязательного решения. Даже по уголовным делам принимаются решения как минимум тремя инстанциями», - говорит он.
Политолог также добавил, что в Основном законе в части международных норм по правам человека имеются провисания. «Мы конечно понимаем, что эта норма появилась в свое время, чтобы гражданин Кыргызстана мог защищать свои права за пределами страны. Но сейчас мы видим, что эта норма становится попыткой манипулирования общественным мнением. Надо смотреть на этот вопрос с точки зрения обеспечения спокойствия в стране, чтобы не было очередных социальных взрывов, политических манипуляций и инсинуаций», - заключил он.
Все вышеописанное может служить доказательством того, что без внесения изменений в Конституцию и приведения в порядок Основного закона, Кыргызстан останется незащищенным от вмешательства со стороны и слабым изнутри.
Также появится возможность воспрепятствовать тому, чтобы данной статьей в будущем не смогли воспользоваться такие люди как Бакиевы и не смогли реабилитироваться с последующей возможностью уйти от ответственности.
Эрмек Абдрисаев,
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий