Об итогах саммита ШОС в Астане и о членстве Индии и Пакистана
Образованная в 2001 году шестью странами Шанхайская организация сотрудничества 9 июня текущего года стала восьмеркой, приняв в Астане в полноценные члены Индию и Пакистан. Это означает, что организация охватывает 40% земной поверхности. В странах ШОС проживает почти половина человечества.
Об итогах саммита и какие перспективы ожидает ШОС после Астаны рассказал политолог, эксперт по международным делам Эдил Осмонбетов.
По словам эксперта больше всего удивило то, что за такой короткий промежуток времени, точнее за 2 года с момента последнего саммита в Уфе, где было объявлено о расширении организации, Индия и Пакистан выполнили все непростые правила и процедуры ШОС.
По мнению Э.Осмонбетова, это расширение ШОС говорит о нескольких вещах.
Во-первых, это новая геополитическая реальность. Второе - это историческое событие, поскольку произошло расширение организации. В количественном выражении в ШОС теперь 8 государств-членов плюс еще 12 государств-наблюдателей и государств-партнеров по диалогу. Территория ШОС расширилась до 60% территории Евразии, а население составляет более 3 млрд. человек.
«В данную организацию входит вторая экономика мира в лице Китая. И в купе все это придает значимый вес данной организации», - говорит политолог.
Он также добавил, что ШОС не является военным блоком или каким-то регулярным совещанием по безопасности: данная организация по большей части имеет промежуточное положение.
Внутренние вопросы ШОС
По словам Э.Осмонбетова, интерес вызывает то, что у организации имеются наблюдатели со стороны, которые будут следить за тем, как себя поведут Индия и Пакистан в ШОС. Как он пояснил, причина в том, что между этими двумя государствами имеются серьезные противоречия приграничного, экономического и геополитического характера. Также Индия и Пакистан имеют серьезные не стыковки с некоторыми членами ШОС.
«И то, как Индия и Пакистан покажут себя в рамках ШОС как полноправные члены, мы это увидим, как увидим и то, как ответит организация на эти новые вызовы», - добавил он.
По словам эксперта, Индия и Пакистан могли еще раньше вступить в организацию. «За выступление Индии выступала Россия, а за Пакистан китайская сторона. Были долгие противоречия, но в конце концов, пришли к тому, что при всех их противоречиях они должны вступить одновременно, что мы и увидели на саммите ШОС в Астане. Наряду с вступлением они взяли на себя обязательства, что буду соблюдать все правила и решения организации как участники», - говорит политолог.
Э.Осмонбетов считает, что действия Индии и Пакистана станут ориентиром для остальных государств-наблюдателей, которые идут следующими на вступление - Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия. По его словам, Монголия, подавшая свою заявку давно, должна была уже выступить в организацию, поскольку она еще и предлагает свой вариант самого безопасного транзитного пути в Европу из Азии. «И будучи в Центральной Азии она должна была быть там. Иран, понятно, раз Индия и Пакистан вступили в ШОС, то и он захочет в будущем вступить в ШОС», - отмечает он.
Как объяснил Э.Осмонбетов, на этом также настаивает Россия, но здесь вопрос в том, что Иран хочет решить свои геоэкономические и геополитические задачи – вернуться в Евроазиатский рынок в рамках ШОС и, конечно, продавать свои энергоносители и товары, поскольку в стране сложная экономическая ситуация.
Белоруссия, по словам эксперта, имеет статус государства-наблюдателя и в свое время она хотела войти в организацию, но она не является «азиатской страной».
По наблюдениям Осмонбетова, есть еще и третья группа стран, которые являются партнерами по диалогу и они также с большим интересом наблюдают за происходящим в ШОС – это Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка.
На саммиты ШОС приглашались Туркменистан, как нейтральное государство, страны АСЕАН, члены ООН, ЕАЭС, а также США. Но есть еще страны, которые подали заявку на участие ШОС в качестве государств-наблюдателей, но они еще не приняты – это Бангладеш, воюющая Сирия, Египет и Израиль.
Интересы Индии и Пакистана и ШОС
«Индия в данной организации решает свои задачи», - говорит Эдил Осмонбетов.
Несмотря на разные точки зрения по этому поводу, но Индия решает вопрос противостояния с Китаем и может стать одной из ведущих стран мира. «У нее есть громадный человеческий потенциал и природные богатства, но проблема Индии в том, что Китай 30-40 лет назад смог решить проблему традиционности, "феодализма", то, что мешало развиваться в современном мире. Индия, к сожалению, не может пока решить "кастовую систему", "феодализм", диспропорции внутри страны, что и мешает ей сейчас в ускорении развития», - говорит эксперт.
Однако Индия имеет сильные геополитические амбиции, чтобы присутствовать в центрально-азиатском регионе и вообще в Евразии. «Для нее ШОС это драйвер или ключ к региону, и она тоже хочет конкурировать с Китаем, Россией и остальными странами мира, поэтому она будет стремиться активно использовать потенциал ШОС», - говорит он.
Политолог также считает, что став полноправным членом ШОС, Индия будет иметь полноценные права, как и остальные 7 государств, входящие в организацию. «И уже никто не сможет ей сказать, что она проводит свою геополитическую политику. Она в рамкам организации и используя ее устав, будет добиваться своих геополитических целей», - добавил он.
Как указывает политолог, внутри ШОС имеются свои гигантские противоречия в виде разных экономических моделей, масштабов, а также разных политических курсов. Каждая страна прошла разный политический опыт, считает политолог.
«Но единственной причиной того, почему страны объединяются, - считает Осмонбетов, - заключается в том, что в настоящее время идет процесс глобализации и происходит «группирование» стран или же, другими словами, идет феномен регионализации. Это означает то, что «группирование» стран происходит для выживания в сложных современных вызовах и фрагментации. И самое интересное, что это делают и Китай, и Индия и остальные крупные страны в рамках ШОС, чтобы защищать свои интересы в международных структурах как ООН, и иметь больший геополитический вес в делах».
Эксперт по международным делам также добавил, что определяющим годом для ШОС станет 2017 год, в течение которого будет видно, как дальше будут развиваться ШОС, как будут вести себя Индия и Пакистан и не будет ли у них проблем в дальнейшем.
Стоит также добавить, что из 8 стран ШОС, 4 являются ядерными державами, что также придает сильный вес организации на международном поле. К двум ядерным державам примкнули Индия и Пакистан, также ставшие ядерными государствами.
С другой стороны еще одним плюсом является то, что ШОС становится центральным и связующим звеном в Евразии и расширяется зона ответственности организации. Можно сказать, что это новый этап развития ШОС.
К минусам эксперт добавил то, что вопрос стабильности в Центральной Азии и Евразии остается актуальным. Он добавил и то, что в рамках ШОС каждая страна преследует свои цели.
Относительно перспектив ШОС, эксперт считает, что с вступлением Индии и Пакистана, ШОС станет более влиятельной и мощной организацией. «У нее также открываются дополнительные возможности, чтобы работать активно в регионе Центральной Азии», - говорит он.
Э.Осмонбетов подчеркивает, что с вступлением Индии и Пакистана организация сможет раскрыть свой потенциал и это по всей вероятности придаст ШОС не аморфный характер, а уже более конкретный и четкий.
Имеющиеся проблемы внутри организации
По мнению Э.Осмонбетова, организации необходимо решить имеющиеся проблемы в рамках ШОС, которые выражаются в огромном количестве противоречий. Кроме этого существует опасность нежелания некоторых международных сил в развитии организации. «США и Европейский союз не заинтересованы в укреплении ШОС. Япония имеет свой формат - Япония плюс страны Центральной Азии, наподобие формата у США «С5+1». Россия также не заинтересована в том, чтобы Китай экономически доминировал в организации, поскольку имеются опасения, что в ШОС будет полностью доминировать китайский проект, что в свою очередь может серьезно повлиять на геополитический ландшафт в Центральной Азии», - считает он.
Еще одна ситуация, которая может проявиться в будущем, это то, что ШОС как организация должна дать более четкий ответ на вызовы, которые появились в нынешнем глобализирующем мире.
К еще одной проблеме Осмонбетов относит и тот факт, что каждая страна хочет открыть определенный институт ШОС у себя. «Президент Таджикистана предложил открыть Центр по борьбе с наркотрафиком в Душанбе, президент Кыргызстана предложил открыть Банк ШОС в Бишкеке. Но вопрос в том, как будет достигаться консенсус по ключевым вопросам – экономике, геополитике и позиций в мировом масштабе, учитывая, что геополитические интересы каждой страны совершенно разные», - говорит он.
Он также добавил, что Китай и Индия никогда не пойдут на противостояние с США. «Индии и Китая очень сильные экономические связи с США. Экспорт весь там и Индия получает экономическую помощь у США, и Китай экспортирует туда, и потерять рынки очень опасно», - отмечает политолог.
В заключении Эдил Осмонбетов добавил, что «в принципе мы видим новую геополитическую реальность, которая происходит сейчас в мире».
Фото www
Эрмек Абдрисаев
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий