• 89.51
  • 97.09
  • 0.97
  • 0.2

Жаманкулов: Турки и малайцы показывают кыргызстанцам как строить сервис

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Динамика развития туризма в Кыргызстане с каждым годом приобретает новый импульс, и ожидания, возложенные на данную отрасль, верным темпом показывают положительные результаты. Директор Департамента туризма Азамат Жаманкулов в интервью агентству «Кабар» рассказал об итогах летнего туристического сезона, а также о предстоящих реформах в этой сфере.

- Оправдались ли ожидания от летнего туристического сезона 2017 года?

- Я считаю, что они оправдались, потому что показатели заполняемости пансионатов на Иссык-Куле и в целом других туристических объектах по стране составили 70%. Это хороший показатель.

- Сколько туристов посетили Кыргызстан за летний период?

- Данные цифры мы получаем от Нацстаткома, и на сегодня у нас точных данных пока нет. Но предварительный мониторинг с июня по август показал, что эта цифра превышает показатели прошлого года. В прошлом году за летний период нас посетили от 750 до 800 тыс человек. В этом году эта цифра превысит прошлогодние показатели в разы, потому что за период с июня по август был зафиксирован больший поток туристов не только на пляжный туризм, но и на другие виды, к примеру, горный туризм, экотуризм, этнотуризм и т.д.

- Что показал предварительный мониторинг? Из каких стран приезжают больше всего туристов?

- Сейчас, в принципе, тенденция не меняется. Казахстан, по-прежнему, на первом месте, и на него приходится 70% от общего потока туристов. Казахстанцы приезжают на массовый пляжный туризм. За ним следует Россия - около 13%. И остальной процент делят между собой страны Европы, Индия, арабские страны, а также Южная Корея и Япония.

- Какие регионы помимо Иссык-Куля интересны иностранным туристам?

- Это зависит от того, с какой целью туристы прилетели в Кыргызстан и на какое время. Туристы, которые приезжают в Бишкек, посещают в основном Чуйскую область: Кегети и Кемин. Если есть возможность, то они едут дальше на Иссык-Куль, потом в Нарын, затем в Джалал-Абад и через Тоо-Ашуу едут обратно или же едут в Ош посетить Сулайман-Тоо и оттуда уже вылетают в Бишкек.

- Ведется ли какая-нибудь информационная кампания среди населения о том, как нужно встречать иностранных гостей?

- Обычно после завершения летнего туристического сезона мы начинаем отрабатывать подготовку к следующему сезону. Поэтому зимний период – это период обучения людей: начиная с гостиниц и аэропортов, заканчивая информированием сотрудников МВД. В прошлом году такая акция велась, мы приглашали тренеров из Турции и Малайзии. В этом году мы будем вновь приглашать профессиональных тренеров, а также будем направлять директоров топовых отелей на инфотуры в разные страны, где развит туризм, чтобы они посмотрели, как строится сервис.

Нам бы хотелось, чтобы в Кыргызстане открылись интерактивные бизнес-школы, где бы массово выпускались служащие туристической сферы. Это позволит актуализировать профессии туристической деятельности. Хотелось бы, чтобы и у нас в стране официанты, к примеру, не были только временными работниками. Чтобы это было профессией, навыки которой отрабатывались годами. Потому что приходящих и уходящих людей очень много, а их надо держать. Чтобы их держать, нужен хороший менеджмент. Чтобы был хороший менеджмент, нужны хорошие руководители, а их надо обучать.

- То есть в ходе данных мероприятий вы также проводите мониторинг качества сервиса?

- Обязательно. Мы и в летний период в принципе отслеживаем интернет-страницы, социальные сети и изучаем, где какие жалобы поступают. Потом мы выводим некий результат мониторинга и определяем, над чем нужно работать.

- Как выдаются звезды нашим отелям?

- Сейчас эта процедура проводится Госстандартом. Это делается очень так формально: один человек приходит и определяет звездность. Мы считаем, что это неправильно, потому что есть обычный человеческий фактор. Вы приходите, вам дают 10-15 дней проживания, или же предлагают другие механизмы, допускающие решить этот вопрос иным путем, скажем так.

Департаментом давно ведется работа по определению стандартов звездности отелей. Эта система уже готова. Летом вводить ее было нерационально, потому что все объекты были задействованы. Эта новая система оценки, скорее всего, начнется в зимний период. Будет создана специальная комиссия для оценки отелей по выработанным стандартам. Она по завершению оценки и будет выдавать звездности. Мы внедрим новую систему в этом отношении.

- То есть с запуском этого проекта, возможно, некоторые отели потеряют свои позиции?

- Не могу однозначно сказать. Но обновление будет. Я знаю, что в Бишкеке у нас существуют отели, которые не соответствуют своим звездам, поэтому внедрение новой системы оценки необходимо.

- Хостелы тоже войдут в этот список?

- Нет, хостелов это пока не коснется. Мы, возможно, в дальнейшем придумаем свою систему оценки. Например, у нас в селах есть CBT-дома (Community Based Tourism – гостевые дома, где сервис оказывают сами хозяева - прим. ред.). Им мы выдаем «Эдельвейсы» (система управления отелем - прим. ред.). Такой метод мы будем использовать по отношению к хостелам и стандартным гостевым домам.

- А в плане ресторанов?

- На рестораны пока у нас ресурсов не хватает. У нас нет еще такой коммуникации с ресторанным бизнесом и ресторанным сообществом. Нам, конечно, хотелось бы, как в других странах, тоже вручать звездности ресторанам. Мне кажется, что наши рестораны уже соответствуют такому уровню. Но к этому еще нужно потихоньку подойти.

- Расскажите о роли СМИ в развитии туризма?

- СМИ играют большую роль. Люди, знакомясь с информацией о туризме, по большей части ссылаются на медиаданные. Но тут есть положительная и отрицательная стороны. Положительная заключается в том, что когда о туризме говорится много хорошего, то это является дополнительной рекламой для имиджа страны. Но есть и отрицательный момент: когда распространяется много информации о всяких болезнях, вирусах, о некачественном питании, преступности и т.д., то туристов это настораживает. Да, об этом нужно говорить, но когда одна тема муссируется месяцами, люди думают, что такая проблема серьезно существует в нашей стране. Они немножко опасаются ехать в эту страну. Это отрицательно влияет на туризм.

- Чего больше всего опасаются иностранные туристы при посещении Кыргызстана?

- К сожалению, сейчас в мире о Кыргызстане знают очень мало. Западный и арабский рынок только-только начинают узнавать о Кыргызстане, и наша задача сейчас - дать максимально больше позитивной информации о нашей стране.

В интернете есть очень много информации, особенно на англоязычных сайтах, негативного характера, связанной с безопасностью: это грабежи на Ошском рынке, грабежи в регионах. Вот эти вещи препятствуют тому, чтобы турист к нам приезжал.

Мне кажется, первая задача, которую нам надо решить – это безопасность. Там, где небезопасно, хоть создай даже райские условия, турист не будет приезжать.

Второе – это уровень сервиса, так как туризм у нас молодой, и он только-только начинает развиваться. Он сейчас в зачаточном состоянии, когда люди методом проб и ошибок начинают узнавать, как оказывать сервис, как разговаривать с туристами и т.д. В связи с такой ситуацией, очень много моментов, когда туристы сами жалуются на сервис в регионах. В селах очень плохой сервис. Но есть гостеприимство, что покрывает недостаток сервиса. Все они признаются, что у нас необыкновенно гостеприимный народ. Вот это гостеприимство нам надо сейчас использовать.

И третье - это отсутствие инфраструктуры: это проблемы с дорогами, общественными туалетами и т.д.

- Сапар Исаков говорил, что после участия Стивена Сигала во II ВИК поток туристов в КР увеличился вдвое. Готов ли Кыргызстан к встрече такого количества гостей?

- Если сейчас к нам, допустим, приезжает 1,2 млн туристов, и вот прям сегодня эта цифра возрастет до 2,4 млн, возможно, у нас будут затруднения в принятии этих гостей. Аэропорты, туроператоры, гиды могут не справиться с таким большим потоком, если все туристы будут сосредоточены в одном регионе. Но мы к этому идем. Народ Кыргызстана очень предприимчив. Он быстро адаптируется, и если будет такой спрос, то бизнесмены быстро отреагируют.

- Недавно в Кыргызстане индийские артисты сняли клип. С кем велись переговоры?

- В первый раз они приехали ко мне. Мы им помогли с визами, с организацией съемок, выбором локаций, а также обеспечили им необходимую безопасность во время творческого процесса и пребывания в стране. Но это только начало, потому что у Кыргызстана есть великолепные горные пейзажи, и этот потенциал могут использовать кинорежиссеры и продюсеры.

Почему мы приглашаем Стивена Сигала? Недавно пригласили режиссера фильмов с участием Джеки Чана, также я встречаюсь с еще одним Болливудским режиссером. Все это делается для того, чтобы в Кыргызстане снималось много фильмов. Это, во-первых, приток туристов. Во-вторых, это участие наших ресурсов: нашей техники, задействование наших актеров, наших декораций. Все это дает огромный импульс экономике.

И, в-третьих, это бесплатная реклама нашей страны. Посмотрите, как Новая Зеландия через фильмы прорекламировала себя. Они прям брендируют каждое место, где происходили сцены из фильмов. Мы бы хотели превратить Кыргызстан в такую страну, которая будет интересна для производства кино.

- После съемок популярной телепередачи “Орел и Решка” популярность Кыргызстана набрала пару позиций. Планируете ли вы пригласить какое-нибудь травэл-шоу для съемок III ВИК в следующем году?

- У нас сейчас создан секретариат ВИК, где работают очень креативные ребята. Они будут продвигать новый концепт, в рамках которого предусмотрено приглашение многих звезд разных травэл-шоу. Мы будем приглашать их, чтобы они приехали, сняли какие-либо репортажи и показывали для широкой аудитории. Конкретно я не могу назвать, какое именно шоу будет на ВИК, потому что мы только начали работу над этим.

- Будут ли к следующему году запущены новые авиарейсы?

- Очень надеемся, что будет новый рейс в сторону Китая, в Пекин и Шанхай. Вот сегодня будет проходить большой форум авиации, где я выступаю на тему, как нужно завлечь лоукостеров (бюджетные авиакомпании – прим. ред.). Мы очень долгое время ждем ответа от Европы, также нам бы хотелось открыть для себя рейс Иран – Тегеран – Бишкек, ну и нам необходимо много работать над арабским рынком.

- В Турции, к примеру, от аэропорта и в аэропорт действуют специальные шаттлы. Нецелесообразно ли нам в целях сохранности экологии тоже внедрить эту систему? К тому же она может решить еще проблемы с пробками и стать бюджетным вариантом транспорта для туристов.

- Шаттлная система нужна нам во многих местах. С Тамчи до Чолпон-Аты обязательно шаттл нужен. Мы это уже предлагали аэропорту “Манас”, хватит ли у них средств закупить эти автобусы - пока неизвестно.

Второй шаттл нам нужен обязательно от аэропорта “Манас” до центра Бишкека. На такси, которое на сегодня является единственным транспортом для туристов от аэропорта и в аэропорт, немного невыгодно. И еще один шаттл нам необходим от Бишкека в Ала-Арчу.

- Летом прошло очень много мероприятий по привлечению иностранных инвесторов в туристическую сферу Кыргызстана. Какие были достигнуты договоренности?

- Нам нужны очень большие инвестиции в туризм. В стране не хватает новых комплексов и больших брендовых отелей, потому что они привлекают туристов. Проводится очень много деловых встреч, конференций, семинаров, форумов и для них нужна площадка, которая обычно предоставляется большими отелями. Еще нам нужны экспоцентры, спортивные комплексы, большие СПА-центры – все это требует больших инвестиций. Поэтому я участвую во всех площадках, чтобы найти там хоть одного инвестора, который согласится здесь построить что-либо из перечисленного.

На Иссык-Кульском экономическом форуме мы презентовали туристический потенциал Кыргызстана перед инвесторами из Китая. До сегодняшнего дня конкретных предложений с их стороны пока не поступало. Мы надеемся, что китайская сторона всё же заинтересовалась туризмом. Я сам езжу в Китай очень много, и могу сказать, что они сейчас к нам пока присматриваются. Если такие презентации будут и дальше проводиться, я думаю, что мы сможем добиться каких-либо результатов.

На форуме по защите снежного барса мы добились двух проектов. Миллиардер из Непала хочет здесь построить питомник снежного барса, куда будут завлекаться туристы, чтобы наблюдать за жизнью редких животных.

- Это как сафари-тур?

- Да, это как сафари-тур. Они будут приезжать и через бинокль смотреть за жизнью барсов. Такие вещи он уже делал в Непале и Индии. Теперь хочет открыть такой центр и в Кыргызстане. Мы готовы к этому и ведем с ним переговоры.

Еще мы договорились с миллионером из Индии, который хочет профинансировать 20 семей, живущих в приграничных зонах ареала обитания снежного барса, чтобы они в качестве гидов показывали туристам маршруты, где обитают барсы. Он готов возить туристов, чтобы они жили в домах этих же семей, и эта семья должна будет показывать маршруты обитания барсов. Он готов на себя взять разработку этого проекта при готовности семей быть вовлеченными в него и начать финансирование.

- Что насчет сотрудничества с Узбекистаном?

- Узбекистан – это одно из перспективных туристических направлений. В 90-е годы он занимал второе место после Казахстана по потоку туристов. В туристах из Узбекистана мы заинтересованы, чтобы они приезжали в осенне-зимний период на оздоровление на Иссык-Куле и на спортивные сборы. Весной я был в Ташкенте, договаривался, чтобы запустили железную дорогу Ташкент-Балыкчы, договаривался, чтобы был прямой рейс Ташкент-Тамчи и договаривался с профсоюзами и спорткомитетами о том, чтобы они направляли своих сотрудников и спортсменов на оздоровление на Иссык-Куль. Первые две задачи уже в принципе выполнены.

В плане спортсменов и оздоровления. У Узбекистана есть очень большие заводы и предприятия. Например, Алмалыкский и Навоийский горно-металлургические комбинаты. На Навоийском комбинате трудятся 60 тыс сотрудников, тогда как «Кумтор» у нас имеет 4 тыс работников. Они работают над добычей полезных ископаемых, и каждый сотрудник один раз в год обязан пройти оздоровительные курсы за счет предприятия. Мы предлагаем им отправлять своих сотрудников на Иссык-Куль.

В октябре состоится поездка президента КР в Ташкент, мы включены в состав делегации. И там мы подпишем меморандум о сотрудничестве, чтобы эти работники приезжали к нам на оздоровление. У нас есть 5 объектов, которые предоставляют оздоровительный отдых на Иссык-Куле. Их, в принципе, “Кумтор” заполняет. Но если Навоийский или Алмалыкский подпишут это соглашение, тогда мы сможем заполнить и осенне-весенний период на Иссык-Куле.

Плюс спортсмены. У нас прекрасные условия для спортсменов на Иссык-Куле. Когда спортсмены приезжают на Иссык-Куль, адаптация к климату у них длится один день. Это уникальное место, где спортсмены должны тренироваться. В советское время очень много спортсменов из стран СНГ приезжали на сборы сюда. Но это все прекратилось, мы хотим обратно все возродить.

- В таком случае авиарейс Бишкек - Тамчи будет круглогодично работать?

- Да, он будет усилен. Сейчас узбекская сторона заинтересована в зимнем туризме тоже. Они хотят отправлять туристов и в Каракол зимой. Тогда и весенний, и летний, и осенний, и зимний периоды будут заполняться.

- Какие планы на зимний период туризма?

- Мы должны провести контроль во всех объектах, которые предоставляют услуги по зимним видам спорта. Потом мы запустим рекламу лыжного туризма в тех странах, откуда к нам приезжают туристы: Россия, Казахстан и Узбекистан. В этом году мы запланировали на январь очень большой зимний фестиваль. Мы хотим забрендировать его и вывести на уровень. Туда мы пригласим звезд-спортсменов зимних видов спорта и организуем масштабные соревнования при участии звезд мировой величины.

- Какие еще мероприятия проводятся для развития внутреннего туризма?

- Сейчас в сотрудничестве со СМИ мы делаем освещение потенциала разных областей Кыргызстана на нескольких языках. Запустили проект совместно с “ОТРК Кербени”, где показывают, чем можно заняться местным жителям в каждой области страны. Проводятся еще разные туры для школьников и студентов. Также туроператоры организовывают туры на несколько дней, где знакомят желающих с историей местности.

Хотелось бы еще внедрить совместно с молодежью такие проекты, как программы обмена учениками, студентами.

Также нами был проведен ряд фестивалей по всей стране, и все это делается для продвижения туризма. В этом году мы хотим составить некий календарь событий, которые будут происходить в 2018 году. Хотелось бы, чтобы эти фестивали стали устойчивыми, чтобы они и в следующем году проводились в определенных форматах.

- На каких туристических ярмарках вы примете участие в следующем году?

- В апреле будет проходить выставка в Берлине и Лео Рохас согласился выступить на нашем стенде. Это соберет большую толпу людей вокруг нас. Каждый стенд конкурирует между собой, и каждый старается пригласить топовых звезд. И если Лео выступит у нас, то это будет очень классно.

На следующий году мы запланировали еще Мадрид, Москву, Стамбул, Екатеринбург, Ташкент и сейчас ведем переговоры по участию в выставке либо в ОАЭ или в Саудовской Аравии.

Беседовала Нуркыз Сабырова.

Комментарии

Оставить комментарий