Калпаки, шырдаки и юрты из Китая дешевле и доступнее кыргызстанских изделий. Предпринимательница из Каракола Перизат Дуйшеева ищет баланс между стоимостью и соблюдением традиций — ее компания создает практичные юрты из натуральной шерсти, но с металлическим каркасом, которые популярны среди пастухов и бизнесменов. Спутник ее бизнеса — банк «БТА», присоединяемый к банку «Бакай».
Материал подготовлен ко Всемирному дню женского предпринимательства, который отмечается 19 ноября в 144 странах мира.
Иссык-Кульская область претендует на статус «Город юрт» Всемирного ремесленного совета неспроста: например, в селе Кызыл-Туу каждая семья так или иначе связана с производством юрт. Родом именно из этого села была свекровь Перизат Дуйшеевой — Бегайым Бекешева. Именно она в 90-е научила сына и невестку производству войлока и остальным процессам изготовления традиционного жилища кочевников.
«Она умела делать все, что касается юрт, от начала и до конца. И мы ей помогали, изготавливали сами войлок, стирали его порошком, чтобы был чистый и белый. Свекор тоже мастер, умело управляется. Делали множество видов — самим себе, родственникам, заказчикам», — вспоминает Дуйшеева.
Сама Перизат Дуйшеева родом из Нарына, который, в свою очередь, претендует на статус «Город войлочных изделий».
«Я сама из Нарына, моя мама делала шырдаки, ала кийиз. Естественно, мы все детство помогали изготавливать войлок, расчесывать шерсть», — говорит она.
Однако семья на два десятилетия оставила производство юрт и вернулась к нему всего два года назад, создав за это короткое время устойчивый бизнес, ориентированный на внутренний рынок. Дуйшеева говорит, что идея заменить деревянный каркас металлическим продиктована спросом: по ее словам, китайские аналоги, популярные среди кыргызских пастухов и бизнесменов, не справляются с суровыми условиями эксплуатации.
«Разница между нашими юртами и китайскими — огромная. Например, китайские юрты квадратные и легкие. Если на пастбище ветер, пастух сидит, пьет чай, юрта улетает и приземляется где-то на кошаре. К тому же они используют целлофан или синтепон, внутри душно, стоит неприятный запах», — рассказывает предпринимательница.
Дуйшеева говорит, что ее продукт близок к традиционной юрте: каркас покрыт настоящей шерстью, пол устлан деревом и войлоком, юрта внутри и снаружи украшена традиционным орнаментом, изготовленным рукодельницами из Кызыл-Туу.
«Каркас делаем сами, а убранства, украшения, покрытие заказываем у умельцев из Кызыл-Туу. Отличить металл не сможешь, пока руками не пощупаешь», — говорит Дуйшеева.
По заказу делают и нестандартные варианты — юрты с остеклением, юрты, покрытые фетром или плащевкой.
По словам предпринимательницы, разница в качестве влияет и на цену: юрты, произведенные в Китае, стоят 20-25 тысяч сомов, каракольские металлические юрты — от 40 до 350 тысяч.
Юрты для бизнеса и казахстанских фильмов
Настоящая кыргызская юрта не подразумевает использования и грамма металла и делается полностью вручную. При соблюдении всех традиций, процесс, по словам Дуйшеевой, потребует несколько сезонов.
«Настоящий кыргызский боз үй — очень уважаемый и очень дорогой. И ответственности изготовитель несет больше. Нужны качественные деревья, если нет качества, каркас сломается. Вся внутренняя и внешняя отделка — из чистого кыргызского войлока, все вручную. Молодежь не умеет такими пользоваться, устанавливать», — говорит предпринимательница.
Экономист по образованию, Дуйшеева рассказывает, что аудитория ее продукта — домохозяйства, малый и средний бизнес, пастухи, работающие в горах. Также, по ее словам, соседи иногда скидываются на общую юрту, чтобы пользоваться ею во время праздников и похорон.
В 2018 году семейное предприятие было выбрано поставщиком юрт для международного проекта по развитию сообществ, который помогал сельскому населению и чабанам, оплачивая 75 процентов от стоимости. Компания изготовила 200 юрт для южных областей Кыргызстана.
Если отличие металлических юрт от китайских — в качестве, то от казахстанских — в высоте. Дуйшеева рассказала, что недавно к ней обратились «киношники» из Казахстана, для которых высота юрты в кадре оказалась принципиальной.
«Хотят снять фильм. Я казахские юрты посмотрела — они низкие, а наши выше, их лучше видно в кадре. Купили несколько», — говорит она.
«Хорошо, что банки объединяются»
На протяжении своей предпринимательской деятельности, более 11 лет, Перизат Дуйшеева является клиентом банка «БТА». Не стал исключением и юрточный бизнес — Дуйшеева обращается в каракольский филиал банка за финансированием и расчетно-кассовым обслуживанием.
«Если нужны деньги, никогда не отказывают, выдают кредиты на хороших условиях и главное — под низкие проценты. Когда выигрываем тендеры, бывает, нужны большие деньги. Например, один раз понадобилось 9 миллионов сомов. Я пришла и мне оформили. Через три месяца я закрыла этот кредит», — делится она.
Как и все клиенты «БТА Банка», Перизат Дуйшеева уведомлена о том, что в начале 2020 года «БТА» присоединится к «Бакай Банку». При этом все договора с клиентами ЗАО «БТА Банк» продолжат исполняться на прежних условиях до окончания срока действия.
«Да, мне сообщили об объединении. Это хорошо, что банки объединяются, офисов больше станет, риски оправдываются. Я не собираюсь менять банк», — говорит Дуйшеева.
Предпринимательница не намерена останавливаться и строит большие планы на будущее своего бизнеса. Сейчас она пишет проект для покупки оборудования по переработке полугрубой неоднородной шерсти, которую обычно выкидывают.
«Много шерсти просто выкидывается, все работают с первоклассным мериносом. Я в данный момент пишу проект, если пройдет, то купим соответсвующий станок и будем изготавливать шерсть сами. Не будем ездить за ней в Бишкек или в Токмак. Даст бог, с весны следующего года мы начнем дело», — поделилась планами Дуйшеева.
Юрта в среднем изготавливается за 4 дня. Помимо семьи Дуйшеевых, в работу цеха вовлечены 8 человек: четверо делают каркасы, остальные — сшивают фетр.
Комментарии
Оставить комментарий