В современном мире искусство в борьбе за право на существование стало отчасти одним из видов бизнеса, и данная ситуация вынуждает работников творческих профессий примерять на себя еще и роль предпринимателей. Насколько успешно в Кыргызстане развиваются виды современного искусства, и какие подводные камни встречаются в данной среде в интервью агентству «Кабар» рассказывают звезды отечественного шоу-бизнеса. Первый герой оперный исполнитель – Алмаз Истамбаев.
- Алмаз, расскажите вкратце о себе. Как вы пришли к своей сфере деятельности?
- В профессию я пришел совершенно случайно. Я с 6 лет пел в детском составе вокально-инструментального ансамбля. Окончив школу, я был призван в ряды пограничных войск. В армии я снова взял гитару и начал петь. До этого периода я исполнял в основном только дворовые песни.
После армии я поступил в Майлуу-Сууйский ламповый завод и снова начал заниматься музыкой, став художественным руководителем вокально-инструментальной группы при профкоме.
В 1997 году, по воле случая, я оказался в Бишкеке на конкурсе молодых исполнителей эстрадной песни. В жюри тогда сидели именитые композиторы, председателем судейской коллегии был Марат Бегалиев, а почетным членом жюри был Александр Зацепин из России. После моего выступления ко мне подошла вице-мэр столицы Любовь Комисарова и тихо прошептала: «Алмаз, у вас есть музыкальное образование?». Я ответил, что нет, и что учусь на инженера-механика в Джалал-Абадском университете. Тогда она, посоветовавшись с жюри, предложила мне обучение в консерватории.
- Какую песню вы тогда исполнили?
- Я тогда исполнил свою песню «Светлый город». Она посвящена городу Майлуу-Суу. Слова написала Раиса Чурилина, мы с ней вместе работали на заводе, а музыку написал я сам. И была еще одна песня на кыргызском языке «Кут болсун сенин туулган кунун». Ее сейчас поет Кудайберген Кутуев. Первым исполнителем этой песни был я.
- Какими были ваши ожидания от неожиданного поворота судьбы?
- Я думал поначалу, что стану профессиональным эстрадным певцом. Тогда я сразу же приехал в Майлуу-Суу, быстро оформил увольнение и через месяц уже прибыл обратно в Бишкек для учебы в консерватории. Но была уже середина года и ректор консерватории, Мурат Акимович, сказал, что не может меня принять, и что мне надо приехать уже к началу следующего учебного года. Я настоял на данных мне обещаниях, и меня отправили сначала в музыкальное училище имени Мураталы Куренкеева. Там я попал к педагогу Анаре Ташибаевой, и вот она уже за месяц из эстрадного певца вытянула оперного. Я через полгода уже пел 'О sole mio. Все были удивлены.
- Как далеко был проложен ваш гастрольный путь?
- Я с гастролями побывал достаточно во многих местах: Казахстан, Кипр, Индия и другие страны. К примеру, в Санкт-Петербург и Москву я летаю каждый год.
- Как встречают наших артистов за рубежом?
- Мне интересно было в Индии. Они вообще не ожидали, что у нас есть профессиональная опера. Хотя они знают довольно много о нашей стране. Большое спасибо за это нашему послу. Она делает огромную работу по продвижению имиджа Кыргызстана. По ее инициативе были организованы Дни культуры Кыргызстана в Индии, что было приурочено к открытию электронной визы между Кыргызстаном и Индией.
Во время гала-концерта в рамках данного мероприятия присутствовал сам министр внутренних дел Индии. Зрители были удивлены нашими выступлениями. Всего в группе нас было 15 человек. Танцевальная группа из Каракола «Кол Бермет» выступила с индийским танцем. Индийцы были просто в шоке и влюбились в наших девочек. Также с нами ездили комузисты и другие вокальные исполнители.
- Расскажите о ваших слушателях. Получаете ли вы от них отзывы или критику?
- Слушателей у меня очень много. У меня есть такая особая когорта слушателей, которая анализирует мое творчество, сравнивая его с творчеством других артистов. Также у меня есть слушатели и за рубежом. Я очень хорошо отношусь к критике. Также у меня есть слушатели и среди высокопоставленных чиновников. Они тоже говорят о своем мнении и привносят что-то новое в мое творчество.
- В советское время искусство находилось под опекой государства и одновременно являлось носителем идеологии. На сегодня эта сфера обрела свободу во многих отношениях, в том числе и в плане самореализации. Что, по-вашему, лучше?
- При Советском Союзе одну звезду знала вся страна, а что сейчас происходит? Каждая страна варится в своем соку, у каждого своя звезда и нет такой, чтобы ее знали во всем СНГ. Естественно, что преобладает российская эстрада: ее мы все слушаем и видим. Но так, чтобы пропагандировали классику, как при советском союзе, я думаю, сейчас этого нет.
При Советском Союзе была очень большая забота и в материальном плане. Выдавались квартиры семейным, а те, кто еще не построил семьи, получали комнаты в общежитии. Сейчас это тоже есть, но все опирается на общежития. Очень много моих коллег ютится в съемных квартирах, и вместо того, чтобы заниматься творчеством, они работают в двух-трех местах. Сейчас жизнь у них не сладка.
Если говорить о звездах эстрады, то у них там основной заработок не в шоу-бизнесе, а той-бизнесе. Потому что в шоу-бизнесе уже надо платить за авторские права, выпускать диски и оплачивать другие расходы.
- Можете сравнить искусство как бизнес и искусство как что-то высокое?
- Искусство как бизнес: мне нравится в этом направлении художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. У него расписан график где-то лет так на пять вперед. Вот это искусство на высоком уровне, а у нас расписаны только спектакли на год вперед, на которые ходят все меньше людей, в основном только иностранцы и люди, которые понимают.
- Как можно привлечь молодежь к высокому искусству.
- Во Фрунзе была такая абонементская система, что школьники и студенты ходили в оперные театры. Вот эту систему надо внести, потому что кто как не мы, представители культуры, будет воспитывать молодежь. Мы должны тянуть ее за собой. Раньше мы старались попасть в число интеллигенции, обучиться, стать человеком, как говорили наши бабушки, говоря о хорошей учебе. Вот работникам культуры и интеллигенции надо опять это все взять в свои руки.
- На Западе больший акцент делается на масштабности и зрелищности, и люди сами тянутся к знакомству с искусством. Как нам перенять такую практику?
- Это моя мечта – сделать здесь точно такое же шоу как в Италии, например. Для такого масштаба нужна поддержка государства. Даже если не поддержка государства, то при поддержке нескольких меценатов можно замутить такую конфетку. У меня есть своя команда, может быть мы это и осуществим.
- Если появится возможность, что именно поставите?
- Я думаю, что от спектаклей народ уже подустал. Я думаю замутить такой микс из самых ярких моментов в опере и самых ярких моментов в балете. Опера и балет являются элитарным искусством, именно нас слушают и смотрят президенты, короли, премьер-министры.
- На днях состоится ваш сольный концерт? Что особенного вы постарались в него привнести?
- Во всех моих сольных концертах обязательно участвуют все мои ученики, начиная от младшей группы до взрослой. Естественно сцена оперного театра – это профессиональная сцена, поэтому сольно будут петь только мои коллеги. Концерт будет состоять из двух частей. Я его посвящаю своему педагогу Токтоналы Сейталиеву. Прозвучат песни из репертуара Токтаналы Сейталиева и Муслима Могомаева. А также я добавил два мировых дуэта: «Голос», его исполнили Филипп Киркоров и Анна Нетребко, и дуэт Vivo Per Lei - Андреа Бочелли и Сары Брайтман. Я не затягивал концерт, все пройдет на одном дыхании.
Беседовала Нуркыз Сабырова
Комментарии
Оставить комментарий